Развитие понимания ментального мира и контроля поведения в дошкольном возрасте

Авторы

  • Галина Виленская
  • Евгения Лебедева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i38.587

Ключевые слова:

модель психического, контроль поведения, дошкольный возраст, предикторы модели психического, когнитивный контроль, эмоциональный контроль, контроль действий, понимание ментального мира, саморегуляция

Аннотация

Статья посвящена вопросу взаимосвязи в процессе развития таких субъектных функций, как понимание ментального мира (рассмотренное как модель психического и ее предикторы) и саморегуляции (рассмотренной как контроль поведения). Представлены результаты лонгитюдного исследования взаимосвязи уровня развития модели психического и контроля поведения у детей 3–5 лет (22 человека). Показано, что для предсказания уровня развития модели психического на основе уровня развития контроля поведения в более раннем возрасте наиболее существенными оказываются такие компоненты контроля поведения, как когнитивный контроль (через опосредующую роль речи и вербальный ментальный возраст) и контроль действий. Тревожность как показатель эмоционального контроля приводит к более быстрому становлению модели психического между 3 и 4 годами, способствуя повышенному вниманию детей к социальным маркерам желаний, намерений и пр., других людей. Контроль импульсивности развивается раньше, чем понимание ментального мира, что говорит о важности регуляторного обеспечения для понимания ментального мира Другого.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Галина Виленская

Виленская Галина Альфредовна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт психологии, Российская академия наук, ул. Ярославская, д. 13, к. 1, 129366 Москва, Россия. E-mail: vga2001@mail.ru

Евгения Лебедева

Лебедева Евгения Игоревна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт психологии, Российская академия наук, ул. Ярославская, д. 13, к. 1, 129366 Москва, Россия. E-mail: evlebedeva@yandex.ru

Литература

Akhutina T.V., Ignat’eva S.Yu., Maksimenko M.Yu., Polonskaya N.N., Pylaeva N.M., Yablokova L.V. Vestnik Moskovskogo universiteta. Issue 14, Psikhologiya, 1996, No. 2, 51–58. (in Russian)

Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: A fifteen year review. In: S. Baron-Cohen., H. Tager-Flusberg, D.J. Cohen (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience. Oxford: Oxford University Press. pp. 10–25.

Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith U. Does the autistic child have a “theory of mind”? Cognition, 1985, 21(1), 37‒46.

Benson J.E., Sabbagh M.A., Carlson S.M., Zelazo F.D. Individual Differences in Executive Functioning Predict Preschoolers’ Improvement From Theory-of-Mind Training. Developmental Psychology, 2013, 49(9), 1615–1627.

Burmenskaya G.V. Psikholog v detskom sadu, 1999, No. 2, 10‒27. (in Russian)

Carlson S.M., Moses L.J. Individual differences in inhibitory control and children’s theory of mind. Child Development, 2001, 72(4), 1032–1053.

Carlson S.M., Moses L.J., Breton C. How specific is the relation between executive function and theory of mind? Contributions of inhibitory control and working memory. Infant Child Development, 2002, 11, 73–92.

Carlson S.M., Mandell D.J., Williams L. Executive function and theory of mind: Stability and prediction from ages 2 to 3. Developmental Psychology, 2004, 40(6), 1105–1122.

Dennett D.C. Beliefs about beliefs [P&W, SR&B]. Behavioral and Brain Sciences, 1978, 1(4), 568‒570.

Gerstadt C.L., Hong Y.J., Diamond A. The relationship between cognition and action: performance of children 3 1/2–7 years old on a stroop-like day-night test. Cognition, 1994, 53(2), 129–153.

Golovei L.A., Rybalko E.F. (Eds.), Practikum po vozrastnoi psikhologii. St. Petersburg: Rech’, 2001. (in Russian)

Happé F.G.E. An advanced test of theory of mind: Understanding of story characters' thoughts and feelings by able autistic, mentally handicapped, and normal children and adults. Journal of Autism and Developmental disorders, 1994, 24(2), 129‒154.

Hughes C. Executive function in preschoolers: Links with theory of mind and verbal ability. British Journal of Developmental Psychology, 1998, 16(2), 233–253.

Il’ina M.N. Psikhologicheskaya otsenka intellekta u detei. St. Petersburg: Piter, 2006. (in Russian)

Jahromi B.L., Stifter C.A. Individual Differences in Preschoolers' Self-Regulation and Theory of Mind. Merrill-Palmer Quarterly, 2008, 54(1), 125‒150.

Medvedovskaya T.A. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im A.I.Gertsena, 2007, 16(40), 436‒441. (in Russian)

Ozonoff S., Pennington B.F., Rogers S.J. Executive function deficits in high-functioning autistic children: relationship to theory of mind. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1991, 32(7), 1081–1105.

Perner J. The meta-intentional nature of executive functions and theory of mind. In: P. Carruthers, J. Boucher (Eds.), Language and Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. pp. 270–283.

Perner J., Lang B., Kloo D. Theory of mind and self-control: More than a common problem of inhibition. Child Development, 2002, 73(3), 752–767.

Rogers S.J., Pennington B.F. A theoretical approach to the deficits in infantile autism. Development and Psychopathology, 1991, 3(2), 137‒162.

Rothbart M.K., Ellis L.K., Posner M.I. Temperament and self-regulation. In: R.F. Baumeister, K.D. Vohs (Eds), Handbook of Self-Regulation. New York, NY: Guilford Press, 2004. pp. 357–372.

Russell J. Agency. Its Role in Mental Development. Hove: Erlbaum, 1996.

Sergienko E.A. Rannee kognitivnoe razvitie: novyi vzglyad. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2006. (in Russian)

Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psikhicheskogo v ontogeneze cheloveka. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2009. (in Russian)

Sergienko E.A., Talanova N.N., Lebedeva E.I. Televizionnaya reklama i deti. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2013. (in Russian)

Sergienko E.A., Vilenskaya G.A., Kovaleva Yu.V. Kontrol' povedeniya kak sub'ektnaya regulyatsiya. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2010. (in Russian)

Shan A., Frith U. Why do autistic individuals show superior performance on block design test? Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1993, 34(8), 1351‒1364.

Vilenskaya G.A., Lebedeva E.I. In: Sixth international Conference on cognitive science: Abstracts of papers. Kaliningrad, 23–27 June 2014. Kaliningrad, 2014. pp. 210‒212. (in Russian)

Vithlani P.P. Emotion regulation and executive functioning as predictors of theory of mind competence during early childhood. North Carolina: Greensboro, 2010.

Число просмотров

Просмотров: 43

Опубликован

30.12.2014

Как цитировать

Виленская, Г., & Лебедева, Е. (2014). Развитие понимания ментального мира и контроля поведения в дошкольном возрасте. Психологические исследования, 7(38). https://doi.org/10.54359/ps.v7i38.587

Выпуск

Раздел

Статьи