Преподростковый возраст: формирование связей в структуре личности

Авторы

  • Елена Славутская
  • Леонид Славутский

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i37.600

Ключевые слова:

предподростковый возраст, эмоциональные, волевые, интеллектуальные качества, диагностика, лонгитюдный эксперимент, факторный анализ

Аннотация

Возрастной отрезок 9–12 лет исследователи называют переходным. Особенности этого возраста связывают с началом пубертатных изменений, с вхождением в подростковый период с его особенностями, с изменением социальной ситуации развития и появлением возрастных новообразований, со сменой ведущей деятельности, с переходом из начальной школы в среднюю ее ступень, с качественными изменениями в мотивационной сфере школьников. Англоязычными исследователями он назван преподростковым (preteens, preadolescent age). В течение трех лет проводился лонгитюдный эксперимент по диагностике интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы учащихся 3–5-х классов. Использовались культурно-независимый интеллектуальный тест Р.Б.Кеттелла, 12-факторный опросник Р.Б.Кеттелла и Р.В.Коана. Для обработки данных использовались корреляционный и факторный анализ. Показано, что связи между различными характеристиками личности существенно изменились за время исследования. Нарастание взаимосвязей с третьего по пятый класс является общей закономерностью для всех учащихся. Исследована динамика этих взаимосвязей в зависимости от интеллектуальных показателей и гендерных различий. Обнаружены группы устойчивых взаимосвязанных психологических и личностных характеристик. Такие группы качеств (кластеры) могут считаться «психологическими образованиями», характерными для исследуемого возрастного периода, отражать специфику предподросткового возраста, характеризовать психологическую готовность как к средней школе, так и к следующему возрастному периоду. Группы взаимосвязанных личностных и психологических характеристик школьников предподросткового возраста, названные нами «психологические образования», имеют гендерные различия и разную динамику в зависимости от уровня интеллектуального развития школьников. Неготовность к средней школе в большей степени выражена у пятиклассников с несформированными взаимосвязями между личностными и психологическими характеристиками, что отражается в быстром их формировании в отрицательной области (в отрицательной полярности), включающей устойчивые взаимосвязанные группы качеств в виде «дезадаптационного синдрома пятого класса». «Скачок» в формировании взаимосвязей между различными психологическими показателями может быть идентифицирован как кризисное явление, а в целом соответствует понятию и критериям кризисного периода.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Елена Славутская

Славутская Елена Владимировна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и социальной педагогики, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева, ул. К.Маркса, д. 38, 428000 Чебоксары, Россия. E-mail: slavutskayaev@gmail.com

Леонид Славутский

Славутский Леонид Анатольевич. Доктор физико-математических наук, профессор, кафедра управления и информатики, Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова, Московский проспект, д. 15, 428015 Чебоксары, Россия. Е-mail: las_co@mail.ru

Литература

Cattell R.B. Advanced in Cattels Personality Theory. Handbook of Personality. Theory and Research. New York: The Guilford Press, 1990.

Cattell R.B. The scree test for the number of factors. Multivariate Behavioral Research, 1966, 1(2), 629–637.

Cole M., Cole S. The development of children. New York: Scientific American Books, 1993.

Collins W.A. Development during middle childhood: The years from six to twelve. Washington, DC: National Academies Press, 1984.

Elkonin D.B. Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow: MODEK, 1995. (in Russian)

Erikson E.H. Childhood and Society. New York: Norton, 1950.

Harter S. Self and identity development. At the threshold: The developing adolescent. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990. pp. 352–387.

Kaiser H.F. The application of electronic computers to factor analysis. Educational and Psychological Measurement, 1960, Vol. 20, 141–151.

Kohlberg L. The psychology of moral development: The nature and validity of moral stages. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1984.

Lipsitz J.S. Growing up forgotten: A review of re-search and programs concerning early adolescence. Toronto: Lexington Books, 1977.

Piaget J. Intellectual evolution from adolescence to adulthood. Human Development, 1972, 15(1), 1–12.

Slavutskaya E.V. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 2011, 11(2), 76–81. (in Russian)

Slavutskaya E.V., Slavutskii L.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012, 5(23), 4. http://psystudy.ru (in Russian)

Slavutskaya E.V., Slavutskii L.A. Eksperimental'naya psikhologiya, 2013, 6(4), 40–51. (in Russian)

Tsukerman G.A. Voprosy psikhologii, 1998, No. 3, 17–31. (in Russian)

Vygotsky L.S. Sobranie sochinenii. Moscow: Pedagogika, 1984. Vol. 4. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 342

Опубликован

28.10.2014

Как цитировать

Славутская, Е., & Славутский, Л. (2014). Преподростковый возраст: формирование связей в структуре личности. Психологические исследования, 7(37). https://doi.org/10.54359/ps.v7i37.600

Выпуск

Раздел

Статьи