Смешанные методы в свете идеала постнеклассической рациональности
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v7i36.608Ключевые слова:
методология, смешанные методы исследований, культурно-аналитический подход, идеалы рациональностиАннотация
Рассматриваются смешанные методы и методологии в психологии и социогуманитарных науках. Концептуальная рамка культурно-аналитического подхода позволяет представить появление смешанных исследовательских стратегий в связи со становлением постнеклассического идеала рациональности в науке, идеями методологического либерализма и плюрализма. Логика развития науки здесь проявляется в движении от чистых исследовательских линий – к смешанным, от канонов – к импровизациям, совмещению жанров и игре научными стилями. Утверждается, что смешанные методы и методологии представляют частный случай полипарадигмальности как принципа постнеклассической науки. Обсуждаются проблемы интеграции научного знания в данной познавательной ситуации. Высказывается мнение, что тормозом к развитию отечественной психологии является интеллектуальный изоляционизм, и именно постнеклассический идеал рациональности, лишающий классическое наследие незыблемости авторитетов и канонического ореола, высвобождает психологическую науку к развитию. Парадокс постнеклассического идеала рациональности проявляется в том, что отказ от охраны предметных границ усиливает исследовательские позиции, а поддержка разнообразия делает развитие науки более устойчивым.
Скачивания
Литература
Arcidiacono F., De Gregorio E. Methodological thinking in psychology: Starting from mixed methods. International Journal of Multiple Research Approaches, 2008, 2(1), 118–126.
Asmolov A.G., Volodarskaya I.A., Salmina N.G., Burmenskaya G.V., Karabanova O.A. Voprosy psikhologii, 2007, No. 4, 16–23. (in Russian)
Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva. Moscow: Iskusstvo, 1979. (in Russian)
Bryman A. Integrating quantitative and qualitative research: how is it done? Qualitative Research, 2006, 6(1), 97–113.
Bryman A. Barriers to Integrating Quantitative and Qualitative Research. Journal of Mixed Methods Research, 2007, 1(1), 8–22.
Campbell D.T., Fiske D.W. Convergent and discriminant validation by the multitrait-multimethod matrix. Psychological Bulletin, 1959, 56(2), 81–105.
Chesnokova M.G. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. 2012, No. 1(5), 95–106. (in Russian)
Chew G.F. 'Bootstrap': A scientific idea? Science, 1968, 161(3843), 762–765.
Creswell J.W. A Framework for Design. In.: J.W. Creswell (Ed.), Research Design: Qualitative, Quantitative, and Mixed Methods Approaches. Thousand Oaks: Sage Publications, 2003. http://isites.harvard.edu/fs/docs/icb.topic1334586.files/2003_Creswell_A%20Framework%20for%20Design.pdf
Creswell J.W. The Selection of a Research Design. In.: J.W. Creswell (Ed.), Research Design: Qualitative, Quantitative, and Mixed Methods Approaches. 2008. http://de.slideshare.net/narf2916/research-design-qualitative-quantitative-and-mixed-methods-approaches-by-jo
De Lisle J. The Benefits and Challenges of Mixing Methods and Methodologies. Caribbean Curriculum, 2011, 18, 87–120.
Denzin N. Sociological methods: A sourcebook. New Brunswick: Transaction publishers, 1970.
Denzin N., Sridhar M.S. Moments, mixed methods, and paradigm dialogs. Qualitative Inquiry, 2010, 16(6), 419–427.
Gaidenko P.P. Nauchnaya ratsional'nost' i filosofskii razum. M.: Progress-Traditsiya, 2003. (in Russian)
Garber I.E. Psikhologicheskii zhurnal, 2006, 27(4), 106–113. (in Russian)
Gergen K.J. Toward a Postmodern Psychology. In.: S. Kvale (Ed.), Psychology and Postmodernism. London: Sage Publications, 1994. pp. 7–30.
Guseltseva M.S. Voprosy Psikhologii, 2006, No. 1, 3–15. (in Russian)
Guseltseva M.S. Evolyutsiya psikhologicheskogo znaniya v smene tipov ratsional'nosti (istoriko-metodologicheskoi issledovanie): monografiya. Moscow: Akropol', 2013. (in Russian)
Guseltseva M.S. Voprosy Psikhologii, 2014, No. 2, 81–92. (in Russian)
Hübner K. Istina mifa. Moscow: Respublika, 1996. (in Russian)
Johnson R.B., Onwuegbuzie A.J., Turner L.A. Toward a Definition of Mixed Methods Research. Journal of Mixed Methods Research, 2007, 1(2), 112–133.
Kedrov B.M. Problemy logiki i metodologii nauki. Moscow: Nauka, 1990. (in Russian)
Kimchi J., Polivka B., Stevenson J.S. Triangulation: Operational definitions. Nursing Research, 1991, 40(6), 364–366.
Klochko V.E. Vestnik Tomskogo gosudarstvenno universiteta. 2007, No. 05. http://cyberleninka.ru/article/n/postneklassicheskaya-transspektiva-psihologicheskoy-nauki (in Russian)
Kultygin V.P. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2001, No. 8, 21–31. (in Russian)
Kvale S. Postmodern Psychology: A Contradiction in Terms? In.: S. Kvale (Ed.), Psychology and Postmodernism. London: Sage Publications, 1994. pp. 31–57.
Mamardashvili M.K. Novyi krug, 1992, No. 2, 56–73. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Voprosy psikhologii, 2013, No. 4, 57–68. (in Russian)
Mazilov V.A. In: V.V. Novikov (Ed.), Trudy Yaroslavskogo metodologicheskogo seminara. Metodologiya psikhologii. Yaroslavl: MAPN, 2003. Vol. 1, pp. 205–237. (in Russian)
Morse J. Approaches to qualitative-quantitative methodological triangulation. Nursing Research, 1991, 40(2), 120–123.
Myasoed P.A. Voprosy psikhologii, 2004. No. 6, 3–18. (in Russian)
Olsen W.K. Triangulation in Social Research: Qualitative and Quantitative Methods Can Really Be Mixed. In.: M.Holborn (Ed.), Developments in Sociology. Haralambos: Causeway Press, 2004. http://research.apc.org/images/5/54/Triangulation.pdf
Panchenko A. Novoe literaturnoe obozrenie, 2012, No. 113. http://magazines.russ.ru/nlo/2012/113/pa12.html (in Russian)
Porta D. della, Keating M. (Eds.). Approaches and Methodologies in the Social Sciences: A Pluralist Perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
Porta D. della, Keating M. In Defence of Pluralism. Combining approaches in the social sciences. International Congress of Political Science. Santiago de Chile, 2009. http://paperroom.ipsa.org/papers/paper_1051.pdf
Prokhorova I.D. Novoe literaturnoe obozrenie, 2009, No. 100, 9–16. (in Russian)
Rabinovich V.L. Alkhimiya kak fenomen srednevekovoi kul'tury. Moscow: Nauka, 1979. (in Russian)
Semenov Yu.I. Etnograficheskoe obozrenie, 1993, No. 6. http://scepsis.net/library/id_133.html (in Russian)
Sergienko E.A. In: T.D. Martsinkovskaya (Ed.), Fenomenologiya sovremennogo detstva. Moscow: Federal'nyi institut razvitiya obrazovaniya, 2012. Vol. 1, pp. 20–50 (in Russian)
Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psikhicheskogo kak osnova ponimaniya sebya i drugogo v ontogeneze cheloveka. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2009. (in Russian)
Stepin V.S. Voprosy filosofii,1991, No. 8, 129–138. (in Russian)
Stepin V.S. Teoreticheskoe znaniye. Moscow: Progress-Traditsiya, 2000. (in Russian)
Tashakkori A., Creswell J.W. The New Era of Mixed Methods. Journal of Mixed Methods Research, 2007, 1(1), 3–7.
Tashakkori A., Teddlie C. Mixed methodology: Combining qualitative and quantitative approaches. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1998.
Terrell S.R. Mixed-Methods Research Methodologies. The Qualitative Report, 2012, 17(1), 254–280.
Thurmond V.A. The Point of Triangulation. Journal of Nursing Scholarship, 2001, 33(3), 253–258.
Tulchinskii G.L. Postchelovecheskaya personologiya. Novye perspektivy ratsional'nosti i svobody. St. Petersburg: Aleteiya, 2002. (in Russian)
Varganova G.V. Bibliosfera, 2009, No. 4. http://cyberleninka.ru/article/n/poliparadigmalnost-metodologicheskih-podhodov-v-nauchnyh-issledovaniyah (in Russian)
Vygotsky L.S. In: Sobranie sochinenii. Moscow: Pedagogika, 1982. Vol. 1, pp. 291–436. (in Russian)
Wilber K. Teoriya vsego. Integral'nyi podkhod k biznesu, politike, nauke i dukhovnosti. Moscow: POSTUM, 2013. (in Russian)
Yanchuk V.A. Metodologiya i istoriya psikhologii, 2007, (2)1, 207–227. (in Russian)