Социально-психологические особенности современного отрочества (по итогам проведения фокус-групп с учителями)
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v7i35.627Ключевые слова:
отрочество (12–18 лет), подростковый возраст, метод фокус-групп, контент-анализ, психология поколений, когорта, социально-психологические особенности, альтернативность взросленияАннотация
Обсуждаются результаты проведения фокус-групп с учителями, в процессе которых они сравнивали социально-психологические особенности когорты подростков 70–80-х гг. ХХ века и современного поколения подростков (в контексте социокультурных и социально-экономических трансформаций на Украине). Контент-анализ и обобщение ответов учителей позволили выделить и описать семь категорий позитивных и семь – негативных характеристик современного отрочества. Анализируется феномен «множественного видения» и альтернативности (вариативности) психосоциального развития в период отрочества. Подчеркивается необходимость изучения характеристик продуктивного и непродуктивного типов взросления.
Скачивания
Литература
Abul'khanova-Slavskaya K.A. Psikhologicheskii zhurnal, 1983, 4(1), 14–29. (in Russian)
Afanas'ev Yu.N. Zapadnaya ratsionalisticheskaya traditsiya. Ponyatie “gumanitarnost'”. Russkaya universitetskaya traditsiya. Moscow: Ros. gos. gumanitar. univ., 1999. (in Russian)
Afanas'eva A.N. In: Preemstvennost' pokolenii kak sotsiologicheskaya problema. Moscow, 1973, 20–24. (in Russian)
Bogomolova N.N., Folomeeva T.V. Fokus-gruppy kak metod sotsial'no-psikhologicheskogo issledovaniya. Moscow: Magistr, 1997. (in Russian)
Fel'dshtein D.I. Psikhologiya vzrosleniya: strukturno-soderzhatel'nye kharakteristiki protsessa razvitiya lichnosti: Izbrannye trudy. Moscow: Mosk. psikhol.-sots. institut, 1999. (in Russian)
Galazhinskii E.V. In: Psikhologicheskie problemy samorealizatsii lichnosti. St. Petersburg: S.-Peterb. univ., 2000. Issue 4, pp. 87–100. (in Russian)
Gracheva I.G. Problemy cotsial'noi psikhologii lichnosti, 2008. http://psyjournals.ru/sgu socialpsy/issue/30323 full.shtml. (in Russian)
Howe N., Strauss W. Generations: The history of America's future, 1584 to 2069. New York: Perennial, 1991.
Kon I.S. Rebenokiobshchestvo: istoriko-etnograficheskayaperspektiva. Moscow: Nauka, 1988. (in Russian)
Levada Yu.A. In: Ottsy i deti: pokolencheskii analiz sovremennoi Rossii. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2005. (in Russian)
Mel'nikova O.T. Fokus-gruppy: metody, metodologiya, modelirovanie. Moscow: Aspekt Press, 2007. (in Russian)
Palfrey J., Gasser U. Born digital: Understanding the first generation of digital natives. New York: Basic Books, 2008.
Pishchik V.I. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo, 2011, No. 2, 80–88. (in Russian)
Polyakov S.D. Mir psikhologii. 2008, No. 3, 142–149. (in Russian)
Popkova N.V. Mir psikhologii, 2005, No. 4, 216–226.
Regush L.A. (Ed.). Psikhologiya sovremennogo podrostka. St Petersburg: Rech', 2005. (in Russian)
Semenova V.V. In: Ottsy i deti: pokolencheskii analiz sovremennoi Rossii. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2005. (in Russian)
Sokuryanskaya L.G. Studenchestvo na puti k drugomu obshchestvu: tsennostnyi diskurs perekhoda. Kharkiv: Khar'k. nats. univ., 2006. (in Russian)
Tolstykh A.V. Opyt konkretno-istoricheskoi psikhologii lichnosti. St. Petersburg: Aleteiya, 2000. (in Russian)
Tolstykh N.N. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2012, No. 4, 70–78.
Tsymbalenko S.B. Podrastayushchee pokolenie v informatsionno-psikhologicheskom prostranstve obshchestva (psikhologo-pedagogicheskie i akmeologicheskie problemy i perspektivy). Moscow: Mezhdunarodnaya akademiya akmeologicheskikh nauk, 2011. (in Russian)
Vinnikot D. Sem'ya i razvitie lichnosti. Mat' i ditya. Yekaterinburg: LITUR, 2004. (in Russian)
Zhilavskaya I.V. Mediaobrazovanie molodezhnoi auditorii. Tomsk: TIIT, 2009. (in Russian)