Социально-психологические особенности современного отрочества (по итогам проведения фокус-групп с учителями)

Авторы

  • Анжелика Шамне

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i35.627

Ключевые слова:

отрочество (12–18 лет), подростковый возраст, метод фокус-групп, контент-анализ, психология поколений, когорта, социально-психологические особенности, альтернативность взросления

Аннотация

Обсуждаются результаты проведения фокус-групп с учителями, в процессе которых они сравнивали социально-психологические особенности когорты подростков 70–80-х гг. ХХ века и современного поколения подростков (в контексте социокультурных и социально-экономических трансформаций на Украине). Контент-анализ и обобщение ответов учителей позволили выделить и описать семь категорий позитивных и семь – негативных характеристик современного отрочества. Анализируется феномен «множественного видения» и альтернативности (вариативности) психосоциального развития в период отрочества. Подчеркивается необходимость изучения характеристик продуктивного и непродуктивного типов взросления.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Анжелика Шамне

Шамне Анжелика Владимировна. Кандидат психологических наук, доцент, докторант, Институт психологии имени Г.С.Костюка, Национальная Академия педагогических наук Украины, ул. Паньковская, д. 2, 01033 Киев, Украина. E-mail: Shamne@ukr.net

Литература

Abul'khanova-Slavskaya K.A. Psikhologicheskii zhurnal, 1983, 4(1), 14–29. (in Russian)

Afanas'ev Yu.N. Zapadnaya ratsionalisticheskaya traditsiya. Ponyatie “gumanitarnost'”. Russkaya universitetskaya traditsiya. Moscow: Ros. gos. gumanitar. univ., 1999. (in Russian)

Afanas'eva A.N. In: Preemstvennost' pokolenii kak sotsiologicheskaya problema. Moscow, 1973, 20–24. (in Russian)

Bogomolova N.N., Folomeeva T.V. Fokus-gruppy kak metod sotsial'no-psikhologicheskogo issledovaniya. Moscow: Magistr, 1997. (in Russian)

Fel'dshtein D.I. Psikhologiya vzrosleniya: strukturno-soderzhatel'nye kharakteristiki protsessa razvitiya lichnosti: Izbrannye trudy. Moscow: Mosk. psikhol.-sots. institut, 1999. (in Russian)

Galazhinskii E.V. In: Psikhologicheskie problemy samorealizatsii lichnosti. St. Petersburg: S.-Peterb. univ., 2000. Issue 4, pp. 87–100. (in Russian)

Gracheva I.G. Problemy cotsial'noi psikhologii lichnosti, 2008. http://psyjournals.ru/sgu socialpsy/issue/30323 full.shtml. (in Russian)

Howe N., Strauss W. Generations: The history of America's future, 1584 to 2069. New York: Perennial, 1991.

Kon I.S. Rebenokiobshchestvo: istoriko-etnograficheskayaperspektiva. Moscow: Nauka, 1988. (in Russian)

Levada Yu.A. In: Ottsy i deti: pokolencheskii analiz sovremennoi Rossii. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2005. (in Russian)

Mel'nikova O.T. Fokus-gruppy: metody, metodologiya, modelirovanie. Moscow: Aspekt Press, 2007. (in Russian)

Palfrey J., Gasser U. Born digital: Understanding the first generation of digital natives. New York: Basic Books, 2008.

Pishchik V.I. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo, 2011, No. 2, 80–88. (in Russian)

Polyakov S.D. Mir psikhologii. 2008, No. 3, 142–149. (in Russian)

Popkova N.V. Mir psikhologii, 2005, No. 4, 216–226.

Regush L.A. (Ed.). Psikhologiya sovremennogo podrostka. St Petersburg: Rech', 2005. (in Russian)

Semenova V.V. In: Ottsy i deti: pokolencheskii analiz sovremennoi Rossii. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2005. (in Russian)

Sokuryanskaya L.G. Studenchestvo na puti k drugomu obshchestvu: tsennostnyi diskurs perekhoda. Kharkiv: Khar'k. nats. univ., 2006. (in Russian)

Tolstykh A.V. Opyt konkretno-istoricheskoi psikhologii lichnosti. St. Petersburg: Aleteiya, 2000. (in Russian)

Tolstykh N.N. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2012, No. 4, 70–78.

Tsymbalenko S.B. Podrastayushchee pokolenie v informatsionno-psikhologicheskom prostranstve obshchestva (psikhologo-pedagogicheskie i akmeologicheskie problemy i perspektivy). Moscow: Mezhdunarodnaya akademiya akmeologicheskikh nauk, 2011. (in Russian)

Vinnikot D. Sem'ya i razvitie lichnosti. Mat' i ditya. Yekaterinburg: LITUR, 2004. (in Russian)

Zhilavskaya I.V. Mediaobrazovanie molodezhnoi auditorii. Tomsk: TIIT, 2009. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 103

Опубликован

26.06.2014

Как цитировать

Шамне, А. (2014). Социально-психологические особенности современного отрочества (по итогам проведения фокус-групп с учителями). Психологические исследования, 7(35). https://doi.org/10.54359/ps.v7i35.627

Выпуск

Раздел

Статьи