Методы диагностики профессионального мышления студентов

Авторы

  • Гульнара Валиуллина

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v6i27.728

Ключевые слова:

профессиональное мышление, профессиональное образование, студент, профессиональная деятельность, психодиагностика

Аннотация

Развитое профессиональное мышление является важным компонентом компетентности студентов в условиях вузовской подготовки и позволяет прогнозировать успешность профессиональной деятельности. Анализ работ отечественных и зарубежных ученых показывает, что в психологии достаточно подробно исследованы различные аспекты проблемы профессионального мышления. Вместе с тем недостаточно представлены в современной психодиагностике методики исследования этого профессионально важного качества. В данном исследовании на основе системной теоретической модели профессионального мышления рассматриваются возможные методы изучения особенностей профессионального мышления студентов. Применимость конкретных методик для целей психодиагностики обосновывается результатами авторских теоретических и эмпирических исследований.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Гульнара Валиуллина

Валиуллина Гульнара Гайсаевна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, факультет психологии, Астраханский государственный университет, ул. Татищева, д. 20а, 414056 Астрахань, Россия. E-mail: gulnara.valiullina@inbox.ru

Литература

Ananiev B.G. Individual'noe razvitie cheloveka i konstantnost' vospriyatiya. Moscow: Prosveshchenie, 1968. (in Russian)

Ananiev B.G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya. St. Petersburg: Piter, 2001. (in Russian)

Bodalev A.A. Mir psikhologii, 2005, No. 4, 191–195. (in Russian)

Bodalev A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristiki i usloviya dostizheniya. Moscow: Flinta, 1998. (in Russian)

Borisova N.V., Solov'eva A.A. Novye tekhnologii obucheniya: blits-igry i netraditsionnye lektsii. Moscow: Mosk. institut stali i splavov, 1992. (in Russian)

Burlachuk L.F., Morozov S.M. Slovar'-spravochnik po psikhodiagnostike. St. Petersburg: Piter, 2001. (in Russian)

Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obucheniya. Moscow: Pedagogika, 1986. (in Russian)

Derkach A.A. Akmeologicheskie rezervy razvitiya tvorcheskogo potentsiala lichnosti. Moscow: RAGS, 2000. (in Russian)

Dmitrenko T.A. Pedagogika, 2004, No. 2, 54–60. (in Russian)

Druzhinin V.N. Psikhologiya obshchikh sposobnostei. St. Petersburg: Piter, 2002. (in Russian)

Erastov N.P. Stil' deyatel'nosti lektora. Moscow: Znanie, 1983. (in Russian)

Kaigorodov B.V. PhD dissertation (Psychology). Astrakhan State University, Astrakhan, 1999. (in Russian)

Kalmykova Z.I. Produktivnoe myshlenie kak osnova obuchaemosti. Moscow: Pedagogika, 1981. (in Russian)

Karpov A.V. In: M.M. Kashapov (Ed.), Psikhologiya professional'nogo pedagogicheskogo myshleniya. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2003. pp. 31–72. (in Russian)

Kashapov M.M. Psikhologiya professional'nogo pedagogicheskogo myshleniya. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2003. (in Russian)

Kornilov Yu.K. In: M.M. Kashapov (Ed.), Psikhologiya professional'nogo pedagogicheskogo myshleniya. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2003. pp. 7–30. (in Russian)

Krasnoryadtseva O.M. Osobennosti professional'nogo myshleniya v usloviyakh psikhodiagnosticheskoi deyatel'nosti. Barnaul: Barnaul. gos. ped. universitet, 1998. (in Russian)

Krutetskii V.A. Psikhologiya matematicheskikh sposobnostei shkol'nikov. Moscow: Prosveshchenie, 1968. (in Russian)

Kuz'min N.N. In: Professional'no-pedagogicheskie umeniya i puti ikh formirovaniya. Voronezh: Voronezh. gos. ped. institut, 1985. pp. 7–20. (in Russian)

Lokalova N.P. Voprosy psikhologii, 2004, No. 5, 93–95. (in Russian)

Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii. Moscow: Nauka, 1984. (in Russian)

Makhmutov M.I. Problemnoe obuchenie. Osnovnye voprosy teorii. Moscow: Pedagogika, 1975. (in Russian)

Mamardashvili M.K. Kak ya ponimayu filosofiyu. Moscow: Progress-Kul'tura, 1992. (in Russian)

Markova A.K. Psikhologiya professionalizma. Moscow: Znanie, 1996. (in Russian)

Matyushkin A.M. Myshlenie, obuchenie, tvorchestvo. Voronezh: MODEK, 2003. (in Russian)

Mitina L.M. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoi lichnosti. Voronezh: MODEK, 2002. (in Russian)

Nechaev N.N. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya professional'noi deyatel'nosti. Moscow: Mosk. gos. univ., 1988. (in Russian)

Nikiforova G.S. (Red.). Psikhologiya professional'noi podgotovki. St. Petersburg: S.-Peterb. gos. univ, 1993. (in Russian)

Nuzhnova S.V. PhD dissertation (Pedagogics). Chelyab. State University, Chelyabinsk, 2002. (in Russian)

Obraztsov P.I. Al'ma mater (Vestnik vysshei shkoly), 2003, No. 10, 14–17. (in Russian)

Podosinnikov S.A. Rossiiskii nauchnyi zhurnal, 2010a, 2(15), 149–155. (in Russian)

Podosinnikov S.A. Rossiiskii nauchnyi zhurnal, 2010b, 6(19), 172–177. (in Russian)

Podosinnikov S.A. Rossiiskii nauchnyi zhurnal, 2011, 1(20), 152–156. (in Russian)

Samoukina N.V. Psikhologiya professional'noi deyatel'nosti. St. Petersburg: Piter, 2003. (in Russian)

Sapogova E.E. Al'ma mater (Vestnik vysshei shkoly), 2003, No. 10, 8–13. (in Russian)

Shadrikov V.D. Problemy sistemogeneza professional'noi deyatel'nosti. Moscow: Nauka, 1982. (in Russian)

Shcherbakov A.I. Psikhologicheskie osnovy formirovaniya lichnosti sovetskogo uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Moscow: Prosveshchenie, 1967. (in Russian)

Shmelev A.G. Osnovy psikhodiagnostiki. Rostov-on-Don: Feniks, 1996. (in Russian)

Slastenin V.A. Pedagogika. Moscow: Akademiya, 2003. (in Russian)

Spirin L.F. Formirovanie professional'no-pedagogicheskikh umenii uchitelya-vospitatelya. Yaroslavl, 1976. (in Russian)

Strelkov Yu.K. Inzhenernaya i professional'naya psikhologiya. Moscow: Akademiya, 2001. (in Russian)

Valiullina G.G. Gumanitarnye issledovaniya (Astrakhan), 2007b, 2 (22), 56–63. (in Russian)

Valiullina G.G. In: Problemy razvitiya lichnosti v izmenyayushcheisya Rossii: Proceedings of the Conference, September 20–23 2006. Astrakhan: Astrakhan. gos. universitet, 2007c. pp. 76–77. (in Russian)

Valiullina G.G. In: Tekhnologii sovershenstvovaniya podgotovki pedagogicheskikh kadrov. Kazan: Tatar. gumanitarno-ped. universitet, 2008. No. 10, pp. 24–26. (in Russian)

Valiullina G.G. PhD dissertation (Psychology). Astrakhan State University, Astrakhan, 2007a. (in Russian)

Valiullina G.G. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2006, 5(34), 323–326. (in Russian)

Verbitskii A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshei shkole: kontekstnyi podkhod. Moscow: Vysshaya shkola, 1991. (in Russian)

Vygotsky L.S. Sobranie sochinenii. Moscow: Pedagogika, 1982–1984. Vol. 1–6. (in Russian)

Wertheimer M. Produktivnoe myshlenie. Moscow: Progress, 1987. (in Russian)

Zavalishina D.N. Psikhologicheskii zhurnal, 1991, 12(2), 16–26. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 109

Опубликован

25.02.2013

Как цитировать

Валиуллина, Г. (2013). Методы диагностики профессионального мышления студентов. Психологические исследования, 6(27). https://doi.org/10.54359/ps.v6i27.728

Выпуск

Раздел

Статьи