Роль психометрического интеллекта в понимании дошкольниками социального мира
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v5i26.737Ключевые слова:
модель психического, интеллект, дошкольник, социальное взаимодействие, социальное воздействие, реклама, нарративАннотация
Анализ формирования модели психического, понимания социальных воздействий (на примере понимания рекламы) и когнитивного развития показал кардинальное изменение сопряженности этих процессов у детей в возрасте 3–6 лет. В исследовании участвовали 70 дошкольников, посещающих детский сад. По данным исследования, в возрасте трех-четырех лет психометрический интеллект (и общие, и отдельные когнитивные способности) играет решающую роль в понимании социального мира (формировании модели психического и понимании социальных воздействий). В 5–6 лет когнитивные способности становятся менее значимыми, латентными факторами понимания ментального мира. Изменение роли когнитивных способностей в период активного развития модели психического как основы понимания социального мира, по-видимому, обусловлено снижением веса когнитивной составляющей ситуативно-независимых ментальных моделей, характерных для детей 5–6 лет. Результаты исследования подтверждают ведущую роль центральной когерентности – общего основания когнитивного развития и способности к пониманию ментального мира.
Скачивания
Литература
Ames D.R. Inside the mind reader’s tool kit: Projection and stereotyping in mental state inference. Journal of Personality and Social Psychology, 2004, 87(3), 340–353.
Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: A fifteen year review. In: S. Baron-Cohen., H. Tager-Flusberg, D.J. Cohen (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2000. pp. 10–25.
Berger H.J.C., van Spaendonck K.P.M., Horstink M., Buytenhaijs E.L., Lammers P., Cools A.R.Cognitive shifting as a predictor of progress in social understanding in high-functioning adolescents with autism: A prospective study. Journal Autism Development Disorders, 1993, 23(2), 341–359.
Blijd-Hoogewys E.M.A., van Geert P.L.C., Serra M., Minderaa R.B. Measuring theory of mind in children. Psychometric properties of the ToM Storybooks. Journal Autism Development Disorders, 2008, 38(10), 1907–1930.
Cutting J., Dunn J. Theory of mind, emotion understanding, language, and family background: Individual differences and interrelations. Child Development, 1999, 70(4), 853–865.
Dunn J., Hughes C. Young children ‘s understanding of emotions within close relationships. Cognition and Emotion, 1998, 12(2), 171–190.
Flavell J.H. Development of children knowledge about the mental world. International Journal of Behavioral Development, 2000, 24(1), 15–23.
Happe F. Autism: An introduction to psychological theory. London: UCL Press; Psychology Press, 1994.
Howlin P., Baron-Cohen S., Hadwin J. Teaching children with autism to mind-read. A practical guide for teachers and parents. Chichester: John Wiley and Sons, 1999.
Lebedeva E.I. PhD dissertation (Psychology). Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, Moscow, 2006. (in Russian)
Leekam S., Perner J. Does the autistic child have a metarepresentational deficit? Cognition, 1991, 40(3), 203–218.
McAlister A.R., Cornwell T.B. Preschool children's persuasion knowledge: The contribution of theory of mind. Journal of Public Policy and Marketing, 2009, 28(2), 175–185.
Park S. Theory of mind dynamics in childrenўs play: a qualitative inquiry in a preschool classroom. PhD dissertation. The Virginia Polytechnic Institute and State University, Blacksburg, 2001.
Prior M., Dahlstrom B., Squires T.L. Autistic children's knowledge of thinking and feeling states in other people. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1990, 31(4), 587–601.
Prusakova O.V., Sergienko E.A. Voprosy psikhologii, 2012, No. 4, 24–36. (in Russian)
Rajkumar A.P., Yovan S., Raveendran A.L., Russell P.S. Can only intelligent children do mind reading: The relationship between intelligence and theory of mind in 8 to 11 years old. Behavioral and Brain Functions, 2008, 51(4), doi:10.1186/1744-9081-4-51
Sergienko E.A. In: Psikhologiya individual'nogo i gruppovogo sub'ekta. Moscow: PER SE, 2002. pp. 270–310. (in Russian)
Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Psikhologicheskii zhurnal, 2003, 24(4), 54–65. (in Russian)
Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psikhicheskogo v ontogeneze cheloveka. Moscow: IP RAN, 2009. (in Russian)
Sergienko E.A., Talanova N.N. In: Psikhologicheskie problemy sovremennogo rossiyskogo obtchestva. Moscow: IP RAN, 2012. pp. 70–104. (in Russian)
Sodian B. Theory of mind – the case for conceptual development. In: W. Schneider, R. Schurmann-Hengsteler, B. Sodian (Eds.), Young children’s cognitive development: Interrelations among executive functioning, working memory, verbal ability, and theory of mind. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2005. pp. 95–131.
Talanova N.N., Sergienko E.A. Psikhologicheskii zhurnal, 2012, 33(3), 76–87. (in Russian)
Wellman H.M., Lagattuta K.H. Developing understanding of mind. In: S. Baron-Cohen., H. Tager-Flusberg, D.J. Cohen (Eds.), Understanding other minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2000. pp. 21–49.
Wimmer H., Perner J. Beliefs about beliefs: representation and constraining function of wrong belief in young children’s understanding of deception. Cognition, 1983, 13(1), 103–128.
Yirmiya N., Erel O., Shaked M., Solomonica-Levi D. Meta-analyses comparing theory of mind abilities of individuals with autism, individuals with mental retardation, and normally developing individuals. Psychological Bulletin, 1998, 124(3), 283–307.