Модели принятия решения о победителе в телевизионных дебатах

Авторы

  • Алина Панкратова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v5i26.739

Ключевые слова:

дискуссия, дебаты, победитель, принятие решения, теория поля, К.Левин, теории когнитивного соответствия

Аннотация

Решение человека о том, кто победил в дебатах, определяется двумя факторами – его позицией по теме дебатов и отношением к ораторам, которые участвуют в поединке. В эмпирическом исследовании (N = 120) было показано, что решение о победителе проще принимается, если есть когнитивное соответствие между позицией по теме и отношением к ораторам (человек поддерживает точку зрения одного из ораторов и при этом относится к нему с большей симпатией). Когнитивное соответствие достигается одним из следующих способов: позиция по теме меняет отношение к ораторам или отношение к ораторам меняет позицию по теме. Если решение о победителе принимается в ситуации конфликта (человек поддерживает точку зрения одного оратора, при этом относится с большей симпатией к другому оратору), то барьер «Несогласие с точкой зрения» преодолевается проще, чем барьер «Антипатия к оратору». Оратор, который больше нравится, оценивается выше по критерию «Позитивность» (хороший, порядочный человек). Победитель дебатов, в отличие от проигравшего, имеет более высокие показатели по критерию «Яркость» (говорит эмоционально и с чувством юмора).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Алина Панкратова

Панкратова Алина Александровна. Кандидат психологических наук, младший научный сотрудник, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: alina_pankratova@mail.ru

Литература

Aalberg T., Jenssen A. Do television debates in multiparty systems affect viewers? A quasi-experimental study with first-time voters. Scandinavian Political Studies, 2007, 30(1), 115–135.

Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya. Moscow: Aspekt Press, 2000. (in Russian)

Andreeva G.M. Sotsial'naya psikhologiya. Moscow: Aspekt Press, 2008. (in Russian)

Andreeva G.M., Bogomolova N.N., Petrovskaya L.A. Zarubezhnaya sotsial'naya psikhologiya XX stoletiya: teoreticheskie podkhody. Moscow: Aspekt Press, 2001. (in Russian)

Blickle G., Hauck S., Senft W. Assertion and consensus motives in argumentations. International Journal of Value-based Management, 1997, 10(2), 193–203.

Doerfel M., Connaughton S. Semantic networks and competition: election year winners and losers in U.S. televised presidential debates, 1960–2004. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 2009, 60(1), 201–218.

Halpern D. Psikhologiya kriticheskogo myshleniya. St. Petersburg: Piter, 2000. (in Russian)

Ivlev Yu.V. Logika. Moscow: TK Velbi, 2002. (in Russian)

Kirillov V.I., Starchenko A.A. Logika. Moscow: Yurist', 2001. (in Russian)

Lewin K. Teoriya polya v sotsial'nykh naukakh. St. Petersburg: Rech', 2000. (in Russian)

Luginbuhl M. Conversational violence in political TV debates: Forms and functions. Journal of Pragmatics, 2007, 39(8), 1371–1387.

Myers D. Sotsial'naya psikhologiya. St. Petersburg: Piter, 2004. (in Russian)

Nuolijarvi P., Tiittula L. Irony in political television debates. Journal of Pragmatics, 2011, 43(2), 572–587.

Pankratova A.A. Characteristics of conducting an argument versus motivation of the participants. Psikhologicheskie issledovaniya, 2011, No. 6(20), 11. http://psystudy.ru (in Russian, abstr. in English)

Pogozhina I.N., Pankratova A.A. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 2005a, No. 1, 29–39. (in Russian)

Pogozhina I.N., Pankratova A.A. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 2005b, No. 4, 43–48. (in Russian)

Povarnin S.I. Spor. O teorii i praktike spora. St. Petersburg: Lan', 1996. (in Russian)

Rips L.J., Brem S.K., Bailenson J.N. Reasoning dialogues. Current Directions in Psychological Science, 1999, 8(6), 172–177.

Schrott P. Electoral consequences of “winning” televised campaign debates. Public Opinion Quarterly, 1990, 54(4), 567–585. doi:10.1086/269228

Senior P. Electoral impact of televised leaders’ debates on Australian federal elections. Australian Journal of Political Science, 2008, 43(3), 443–464.

Sidorenko E.V. Metody matematicheskoi obrabotki v psikhologii. St. Petersburg: Rech', 2002. (in Russian)

MoscoviciS. (Ed.). Sotsial'naya psikhologiya. St. Petersburg: Piter, 2007. (in Russian)

Tsfati Y. Debating the debate: The impact of exposure to debate news coverage and its interaction with exposure to the actual debate. Press/Politics, 2003, 8(3), 70–86.

Voishvillo E.K., Degtyarev M.G. Logika. Moscow: Vlados-Press, 2001. (in Russian)

Zmanovskaya E.V. Rukovodstvo po upravleniyu lichnym imidzhem. St. Petersburg: Rech', 2005. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 44

Опубликован

23.12.2012

Как цитировать

Панкратова, А. (2012). Модели принятия решения о победителе в телевизионных дебатах. Психологические исследования, 5(26). https://doi.org/10.54359/ps.v5i26.739

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)