Исследование понимания обмана как феномена модели психического у взрослых с использованием нарративов

Авторы

  • Наталья Колесникова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v4i20.810

Ключевые слова:

модель психического, обман, понимание, социальное взаимодействие, нарратив, взрослость

Аннотация

Изучались возрастно-половые различия понимания обмана взрослыми (N = 150). Применялись специально разработанные для целей исследования нарративы. Анализировались данные шести равных по численности групп мужчин и женщин – в возрасте от 17 до 22, от 25 до 30, от 35 до 45 лет. Выявлены половые различия и изменения в понимании обмана с возрастом – от абсолютного и однозначного к более тонкому, сложному и дифференцированному.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Наталья Колесникова

Колесникова Наталья Ивановна. Аспирант (2011), Институт психологии Российской академии наук; кафедра общей психологии, психологии личности, истории психологии, Государственный академический университет гуманитарных наук. Адрес для переписки: Институт психологии РАН, ул. Ярославская, д. 13, 129366 Москва, Россия. E-mail:natali27.11@mail.ru

Библиографические ссылки

Astington N.J. Sometimes necessary, never sufficient: False-belief understanding and social competence. In Repacholi B.V.Slaughter (Eds.), Individual differences in theory of mind. Macquarie monographs in cognitive science. Hove, UK: Psychology Press, 2003. P. 12–38.

Baron-Cohen S. Do people with autism understand what causes emotion? // Child Development. 1991. Vol. 62. P. 385–395.

Baron-Cohen S., Tager-Flusberg H., Cohen D. Understanding other minds: perspectives from developmental cognitive neuroscience. Oxford University Press, 2000.

Flavell J.H. Development of children's knowledge about the Mind // International Journal of Behavioral Development. 2000. Vol. 24, N 1. P. 15–23.

Gerasimova A.S. Osobennosti ponimaniya obmana det'mi 5–11 let i stanovlenie “modeli psikhicheskogo”: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. M., 2004. [in Russian]

Kalmykova E.S., Mergentaler E. Narrativ v psikhoterapii: rasskazy patsientov o lichnoi istorii (chast' I) // Psikhologicheskii zhurnal. 1998. T. 19, N 5. S. 97–104.[in Russian]Keysar B., Barr D.J., Balin J.A., Brauner J.S. Taking perspective in conversation: the role mutual knowledge in comprehension // Psychological Sciences. 2000. Vol. 11. P. 32–38.

Keysar B., Lin S., Barr D.J. Limits on theory of mind use in adults. Cognition. 2003. Vol. 89. P. 25–41.

Kolesnikova N.I. Vozrastnye izmeneniya motivatsii obmana // Psikhologicheskie issledovaniya / pod red. A.L.Zhuravleva, E.A.Sergienko. M.: Institut psikhologii RAN, 2008. Vyp. 3. S. 171–183.[in Russian]

Park S. “Theory of mind” dynamics in children’s play: a qualitative inquiry in a preschool classroom. Dissertation submitted to the Faculty of the Virginia Polytechnic Institute and State University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in Child Development. 2001.

Raven J.C. Standartnye progressivnye matritsy: per. s angl. M.: Kogito-Tsentr, 2001. [in Russian]

Raven J.C., Court J.H., Raven J. M.: Kogito-Tsentr, 2002. [in Russian] (Transl. of: J.C.Raven, J.H.Court, J.Raven. Manual for Raven's Progressive Matrices and Vocabulary Scales. Section 3. Oxford, UK: Oxford Psychologists Press, 2000.)

Sergienko E.A, Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psikhicheskogo v ontogeneze cheloveka. M.: IP RAN, 2009. [in Russian]

Sergienko E.A. Rannee kognitivnoe razvitie: Novyi vzglyad. M.: IP RAN, 2006. [in Russian]

Stone V.E., Baron-Cohen S., Knight R.T. Frontal lobe contributions to “Theory of mind” // Journal of Cognitive Neuroscience. 1998. Vol. 10. P. 640–656.

Znakov V.V. Psihologiya ponimaniya: Problemy i perspektivy. M.: IP RAN, 2005. [in Russian]

Опубликован

25.12.2011

Как цитировать

Колесникова, Н. (2011). Исследование понимания обмана как феномена модели психического у взрослых с использованием нарративов. Психологические исследования, 4(20). https://doi.org/10.54359/ps.v4i20.810

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)