Исследование понимания обмана как феномена модели психического у взрослых с использованием нарративов
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v4i20.810Ключевые слова:
модель психического, обман, понимание, социальное взаимодействие, нарратив, взрослостьАннотация
Изучались возрастно-половые различия понимания обмана взрослыми (N = 150). Применялись специально разработанные для целей исследования нарративы. Анализировались данные шести равных по численности групп мужчин и женщин – в возрасте от 17 до 22, от 25 до 30, от 35 до 45 лет. Выявлены половые различия и изменения в понимании обмана с возрастом – от абсолютного и однозначного к более тонкому, сложному и дифференцированному.
Скачивания
Литература
Astington N.J. Sometimes necessary, never sufficient: False-belief understanding and social competence. In Repacholi B.V.Slaughter (Eds.), Individual differences in theory of mind. Macquarie monographs in cognitive science. Hove, UK: Psychology Press, 2003. P. 12–38.
Baron-Cohen S. Do people with autism understand what causes emotion? // Child Development. 1991. Vol. 62. P. 385–395.
Baron-Cohen S., Tager-Flusberg H., Cohen D. Understanding other minds: perspectives from developmental cognitive neuroscience. Oxford University Press, 2000.
Flavell J.H. Development of children's knowledge about the Mind // International Journal of Behavioral Development. 2000. Vol. 24, N 1. P. 15–23.
Gerasimova A.S. Osobennosti ponimaniya obmana det'mi 5–11 let i stanovlenie “modeli psikhicheskogo”: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. M., 2004. [in Russian]
Kalmykova E.S., Mergentaler E. Narrativ v psikhoterapii: rasskazy patsientov o lichnoi istorii (chast' I) // Psikhologicheskii zhurnal. 1998. T. 19, N 5. S. 97–104.[in Russian]Keysar B., Barr D.J., Balin J.A., Brauner J.S. Taking perspective in conversation: the role mutual knowledge in comprehension // Psychological Sciences. 2000. Vol. 11. P. 32–38.
Keysar B., Lin S., Barr D.J. Limits on theory of mind use in adults. Cognition. 2003. Vol. 89. P. 25–41.
Kolesnikova N.I. Vozrastnye izmeneniya motivatsii obmana // Psikhologicheskie issledovaniya / pod red. A.L.Zhuravleva, E.A.Sergienko. M.: Institut psikhologii RAN, 2008. Vyp. 3. S. 171–183.[in Russian]
Park S. “Theory of mind” dynamics in children’s play: a qualitative inquiry in a preschool classroom. Dissertation submitted to the Faculty of the Virginia Polytechnic Institute and State University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in Child Development. 2001.
Raven J.C. Standartnye progressivnye matritsy: per. s angl. M.: Kogito-Tsentr, 2001. [in Russian]
Raven J.C., Court J.H., Raven J. M.: Kogito-Tsentr, 2002. [in Russian] (Transl. of: J.C.Raven, J.H.Court, J.Raven. Manual for Raven's Progressive Matrices and Vocabulary Scales. Section 3. Oxford, UK: Oxford Psychologists Press, 2000.)
Sergienko E.A, Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psikhicheskogo v ontogeneze cheloveka. M.: IP RAN, 2009. [in Russian]
Sergienko E.A. Rannee kognitivnoe razvitie: Novyi vzglyad. M.: IP RAN, 2006. [in Russian]
Stone V.E., Baron-Cohen S., Knight R.T. Frontal lobe contributions to “Theory of mind” // Journal of Cognitive Neuroscience. 1998. Vol. 10. P. 640–656.
Znakov V.V. Psihologiya ponimaniya: Problemy i perspektivy. M.: IP RAN, 2005. [in Russian]