Психологический анализ строения письма: история изучения аграфий в зарубежной нейропсихологии. Часть 1
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v4i19.826Ключевые слова:
нейропсихология, психологическое строение письма, аграфия, психическая функция, системность, межфункциональные связи, локализационизмАннотация
Аналитико-теоретический обзор истории развития зарубежных нейропсихологических взглядов на строение функции письма и природу аграфии. Первая часть статьи посвящена наиболее ранним концепциям (К.Вернике и Л.Лихтгейм, А.Лейшнер, А.Питр, Т.Лайн и Р.Мартил, Ф.Чедру и Н.Гешвинд). С позиций отечественной нейропсихологии анализ ведется по двум параметрам, характеризующим системное строение психической функции. Первый параметр – внутреннее компонентное строение письма (признается функция письма неделимой либо состоящей из ряда компонентов). Второй параметр – межфункциональные связи между письмом и другими функциями (является ли письмо отдельной независимой функцией или состоит из общих с другими функциями компонентов). Согласно устоявшейся в отечественной нейропсихологии точке зрения логика изучения психических процессов в западной нейропсихологии осуществляется в рамках концепции узкого локализационизма. Однако выявлено, что в большинстве рассматриваемых концепций присутствуют представления о письме как о функции, во-первых, имеющей сложное многокомпонентное строение, во-вторых, содержащей звенья, общие с другими психическими функциями, что обеспечивает межфункциональное взаимодействие.
Скачивания
Литература
Anokhin P.K. Uzlovye voprosy teorii funktsional'nykh sistem. M.: Nauka, 1980. [in Russian]
Barrière I., Lorch M. Considerations on agraphia. Translation of Albert Pitres’(1884). Considérations sur agraphieà propos d’uneobservationnouvelle d’agraphie motrice pure // Brain and Language. 2003. N 85. P. 262–270.Berthier M.L. Transcortical aphasias. Hove: Psychology Press, 1999.Butterworth В. Aphasia and models of language production and perception // Blanken G. et al. (Eds.). The Handbook of Linguistic Disorders and Pathologies. Berlin: De Gruyter, 1993. P. 238–250.Chedru F., Geschwind N. Writing disturbances in acute confusional states // Neuropsychologia.1972. N 10. P. 343–353.
Compston A. From the Archives // Brain. 2006. Vol. 129(6). P. 1347–1350.
Khomskaya E.D. Neiropsikhologiya. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1987. [in Russian]Laine T., Martilla R.J. Pure agraphia: a case study // Neuropsychologia. 1981. Vol. 19, N 2. P. 311–316.Leischner A. The agraphias // Vinken P.J., Bruyn G.W. (Eds.). Handbook of clinical neurology: Vol. 4, Disorders of speech, perception and symbolic behavior (in collaboration with M. Critchley, J.A.M. Frederics). Amsterdam: North-Holland, 1969. P. 141–181.Lichtheim L. On Aphasia // Brain. 1885. Vol. 7(4). P. 433–484.Lorch M.P. Disorders of writing and spelling // Kirshner H.S. (Eds.). Handbook of neurological speech and language disorders. 1995. New York: Marcel Dekker. P. 295–325.Lorch M.P., Barrière I. The history of written language disorders: Reexamining Pitres’ case (1884) of pure agraphia // Brain and Language. 2003. Vol. 85, N 2. P. 271–279.
Luria A.R. Osnovy neiropsikhologii. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1973. [in Russian]Luria A.R. Vysshie korkovye funktsii cheloveka i ikh narushenie pri lokal'nykh porazheniyakh mozga. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1962, 1969. [in Russian]
Margolin D.I. The neuropsychology of writing and spelling: semantic, phonological, motor, and perceptual processes // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1984. N 36A. P. 459–489.
Rhawn J. Neuropsychiatry, Neuropsychology, Clinical Neuroscience.New York: Academic Press, 2000.
Roeltgen D. Agraphia // Heilman K.M., Valenstein E. (Еds.). Clinical Neuropsychology. New York: Oxford University Press, 1985. P. 75–96.Rosati G., De Bastiani P. Pure agraphia: a discrete form of aphasia // Journal of Neurology, Neurosurgery, and Psychiatry. 1979. N 42. P. 266–269.Roux F-E., Dufor O, Giussani С., Wamain Y., Draper L., Longcamp L., Démonet J-F. The graphemic/motor frontal area (GMFA): Exner's area revisited // Annals of Neurology. 2009. N 6. P. 537–545.
Scinto L.F.M. Written Language and Psychological Development. Orlando, FL: Academic Press, 1986.Tsvetkova L.S. Afaziologiya: sovremennye problemy i puti ikh resheniya. M.: Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta; Voronezh: MODEK, 2002. [in Russian]
Tsvetkova L.S. Neiropsikhologiya scheta, pis'ma i chteniya: narushenie i vosstanovlenie. M.: Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta; Voronezh: MODEK, 2005. [in Russian]
Vygotsky L.S. Istoriya razvitiya vysshikh psikhicheskikh funktsii // Sobranie sochinenii: v 6 t. M.: Pedagogika, 1983. T. 3: Problemy razvitiya psikhiki. S. 5–326. [in Russian]
Vygotsky L.S. O psikhologicheskikh sistemakh // Sobr. soch.: v 6 t. M.: Pedagogika, 1982. T. 1: Voprosy teorii i istorii psikhologii. S. 109–131. [in Russian]