Метод исследования межсистемных и межмодальных взаимодействий

Авторы

  • Елена Шахбазова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v4i18.839

Ключевые слова:

нейропсихология, детский возраст, семантическая память, кроссмодальные взаимодействия, теория двойного кодирования

Аннотация

Дается обзор методологических подходов к исследованию взаимодействия различного типа информации (слуховой, зрительной, вербальной, невербальной) на примере исследования структуры семантической памяти. Описывается авторская методика исследования семантической памяти. Результаты обследования группы здоровых подростков свидетельствуют в пользу того, что способность испытуемого анализировать параллельно разномодальную стимуляцию связана с уровнем развития словаря, общей вербальной активностью, но не с развитием интеллекта и внимания, а значит, в большей степени отражает структуру ментального лексикона человека.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Елена Шахбазова

Шахбазова Елена Сергеевна. Соискатель ученой степени кандидата наук, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: e.shakhbazova@gmail.com

Литература

Akhutina T.V., Malakhovskaya E.V. Signifikativnoe znachenie slova pri afazii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14, Psikhologiya. 1985. N 1. S. 29–38. [in Russian]Baron I.S. Neuropsychological evaluation of the child. Oxford; New York: Oxford University Press, 2004.Gori M., Del Viva M., Sandini G., Burr D.C. Young children do not integrate visual and haptic form information // Current Biology. 2008. Vol. 18. P. 694–698.

Hodges J.R., Salmon D.P., Butters N. Semantic memory impairment in Alzheimer’s disease: failure of access or degraded knowledge? // Neuropsychologia. 1992. Vol. 30. P. 301–314.Homskaja E.D. Nejropsihologija. M. [i dr.]: Piter, 2007. [in Russian]

Hornberger M., Bell B., Graham K.S., Rogers T.T. Are judgments of semantic relatedness systematically impaired in Alzheimer's disease? // Neuropsychologia. 2009. Vol. 47(14). P. 3084–3094.Johnson C.J., Paivio A., Clark J.M. Cognitive components of picture naming // Psychol. Bull. 1996. Vol. 120(1). P. 113–139.Kalita N.G. K voprosu o prirode narusheniya nazyvaniya pri akustiko-mnesticheskoi afazii // Psikhologicheskie issledovanija. 1974. Vyp. 6. S. 88–101. [in Russian]

Lalanne Chr., Lorenceau J. Crossmodal integration for perception and action // Journal of Physiology. 2004. Vol. 98. P. 265–279.

Luria A.R. Vysshie korkovye funktsii cheloveka i ikh narushenie pri lokal'nykh porazheniyakh mozga. 3-e izd. M.: Akademicheskii proekt. 2000. [in Russian]

Maravita A., Spence Ch., Driver J. Multisensory integration and the body Schema: close to hand and within reach // Current Biol. 2003. Vol. 13. P. R531–R539.

McRae K., de Sa V.R., Seidenberg M.S. On the nature and scope of featural representations of word meaning // J. Exp. Psychol Gen. 1997. Vol. 126(2). P. 99–130.

Murdoch B.E. Acquired speech and language disorders. West Sussex, UK: Wiley, 2010.Nakamura H., Nakanishi M. et al. Semantic priming in patients with Alzheimer and semantic dementia // Cortex. 2000. N 36. P. 151–162.

Nebes R.D., Brady C.B. Preserved organization of semantic attributes in Alzheimer’s disease // Cortex. 1990. N 25. P. 305–315.

Raven J.C., Styles I., Raven M.Tsvetnye Progressivnye Matritsy. Izd. 2-e, stereotip. M.: Kogito-Centr, 2004. [in Russian]Rogers T.T., Lambon Ralph M.A. et al. The structure and deterioration of semantic memory: A neuropsychological and computational investigation // PsychologicalReview. 2004. Vol. 111. P. 205–235.Rogers T.T, Ivanoiu A., et al. Semantic Memory in Alzheimer’s Disease and the Frontotemporal Dementias: A Longitudinal Study of 236 Patients // Neuropsychology. 2006. Vol. 20(3). P. 319–335.

Schneider T., Engell A., et al. Multisensory identification of natural objects in a two-way cross modal priming paradigm // J. Exp. Psychol. 2008. Vol. 55(2). P. 121–132.

Spinnler H. The role of attention disorders in the cognitive breakdown of dementia // Boller F., Grafman J. (Eds.). Handbook of neuropsychology. Amsterdam: Elsevier, 1991. Vol. 5: Aging and dementia. P. 79–122.Stuart D., Carrasco M. Semantic component of a cross-modal Stroop-like task // American Journal of Psychology. 1993. Vol. 106(3). P. 383–405.Thompson V.A., Paivio A. Memory for pictures and sounds: independence of auditory and visual codes // Can. J. Exp. Psychol. 1994. Vol. 48(3). P. 380–398.

Tonkonogii I.M. Kratkoe neiropsikhologicheskoe obsledovanie kognitivnoi sfery (KNOKS). M.: Per Se, 2010. [in Russian]

Woods A.T., Newell F.N. Visual, haptic and cross – modal recognition of objects and scenes // Journal of Physiology – Paris. 2004. Vol. 98. P. 147–159.

Число просмотров

Просмотров: 67

Опубликован

22.08.2011

Как цитировать

Шахбазова, Е. (2011). Метод исследования межсистемных и межмодальных взаимодействий. Психологические исследования, 4(18). https://doi.org/10.54359/ps.v4i18.839

Выпуск

Раздел

Статьи