Профессиональный стаж как фактор становления профессиональной идентичности

Авторы

  • Марина Реньш
  • Анастасия Лесик

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v4i17.851

Ключевые слова:

профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, Я-реальное, Я-идеальное

Аннотация

Изучается проблема взаимозависимости длительности профессионального стажа, содержательных и структурных особенностей профессиональной идентичности и образа Я. Рассмотрены теоретические концепции профессиональной идентичности и образа «профессионального Я», различные методические средства анализа этих переменных. Результаты эмпирического исследования (N = 100; инженерно-технический персонал) свидетельствуют о достижении более высокого статуса профессиональной идентичности и большей ясности и четкости семантического пространства образа Я с увеличением длительности профессионального стажа.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Марина Реньш

Реньш Марина Александровна. Кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры психологии профессионального развития, Институт психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, ул. Машиностроителей, д. 11, 620012 Екатеринбург, Россия. E-mail: kafedrappr@mail.ru

Анастасия Лесик

Лесик Анастасия Викторовна. Практический психолог, аспирант кафедры психологии профессионального развития, Институт психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, ул. Машиностроителей, д. 11, 620012 Екатеринбург, Россия. E-mail: lesichkaav@rambler.ru

Библиографические ссылки

Abdullaeva M.M. Professional'naya identichnost' lichnosti: psikhosemanticheskii podkhod // Psikhologicheskii zhurnal. 2004. N 2. P. 85–95. [in Russian]

Artem'eva E.Yu., Vyatkin Yu.G. Psikhosemanticheskie metody opisaniya professii // Voprosy psikhologii. 1986. N 3. P. 127–133. [in Russian]

Artem'eva E.Yu. Osnovy psikhologii sub'ektivnoi semantiki. M.: Nauka, 1999. [in Russian]

Baranova T.S. Emotsional'noe “Ya – My” (opyt psikhosemanticheskogo issledovaniya sotsial'noi identichnosti) // Sotsiologiya: 4M. N 14. P. 70–101. [in Russian]

Berezina T.S. Eksperimental'noe issledovanie formirovaniya dinamiki professional'noi identichnosti pedagogov v situatsii obucheniya v vuze // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki. 2008. N 3. P. 162–171. [in Russian]

Dementii L.I. Problemy professional'noi identichnosti i marginal'nosti v situatsii soznatel'noi smeny professii (na primere polucheniya vtorogo vysshego psikhologicheskogo obrazovaniya) // Izvestiya AltGU. 2009. N 2. P. 48–53. [in Russian]

Ermakova Z.V. Professional'naya identichnost' sotsial'nogo pedagoga: dis. …kand. psikhol. nauk. Vladivostok, 2007. [in Russian]

Ermolaeva E.P. Preobrazuyushchie i identifikatsionnye aspekty professiogeneza // Psikhologicheskii zhurnal. 1998. T. 19, N 4. P. 80–86. [in Russian]

Grigorovich I.E. Sotsial'no-psikhologicheskie kharakteristiki sovremennoi studencheskoi gruppy i osobennosti formirovaniya professional'noi identichnosti // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki. 2008. N 3. P. 38–44. [in Russian]

Ivanova N.L. Samoopredelenie lichnosti v biznese. M: MAPN; Yaroslavl: Avers-Plyus, 2007. [in Russian]

Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya. M: Akademiya, 2004. [in Russian]

Nasledov A.D. Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretatsiya dannykh. SPb.: Rech', 2004. [in Russian]

Petrenko V.F. Psikhosemantika soznaniya. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1988. [in Russian]

Povarenkov Yu.P. Psikhologicheskoe soderzhanie professional'noi identichnosti // Sibirskii psikhologicheskii zhurnal. 2006. N 24. P.53–58. [in Russian]

Pryazhnikov N.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie. M.: Izd-vo In-ta prakt. psikhologii; Voronezh: MODEK, 1996. [in Russian]

Rodichkina I.I. Usloviya razvitiya professional'noi identichnosti v vuze // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I.Gertsena. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2008. N 12 (88). P. 226–229. [in Russian]

Rodygina U.S. Psikhologicheskie osobennosti professional'noi identichnosti studentov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2007. N 4. P. 39–51. [in Russian]

Rumyantseva T.V. Psikhologicheskoe konsul'tirovanie: diagnostika otnoshenii v pare. SPb.: Rech', 2006. [in Russian]

Serkin V.P. Metody psikhosemantiki. M: Aspekt Press, 2004. [in Russian]

Shneider L.B. Lichnostnaya, gendernaya i professional'naya identichnost': teoriya i metody diagnostiki. М: MPSI, 2007. [in Russian]

Trandina E.E. Stanovlenie professional'noi identichnosti u studentov yuridicheskogo vuza: dis. … kand. psikhol. nauk. Yaroslavl' 2006. [in Russian]

Zavalishina D.N. O tipologiziruyushchei aktivnosti opytnogo spetsialista // Yaroslavskii psikhologicheskii vestnik. 2000. Т. 3. P. 8–18. [in Russian]

Zeer E.F. Psikhologiya professii. М: Akademicheskii proekt, 2008. [in Russian]

Опубликован

30.06.2011

Как цитировать

Реньш, М., & Лесик, А. (2011). Профессиональный стаж как фактор становления профессиональной идентичности. Психологические исследования, 4(17). https://doi.org/10.54359/ps.v4i17.851

Выпуск

Раздел

Статьи