Родительское отношение как метаиндивидуальная характеристика в связи с конфигурацией семьи и возрастом ребенка
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v4i15.874Ключевые слова:
индивидуальность, метаиндивидуальность, конфигурация семьи, родительское отношение, детско-родительские отношения, многодетная семья, сиблинги, единственные детиАннотация
Представлены результаты исследования различий в характеристиках детско-родительских отношений в семьях с одним ребенком, двумя и более детьми. Рассматриваются различия в отношении к ребенку младшего школьного и подросткового возраста. Теоретической основой является представление о семье как системе, теория интегральной индивидуальности и представление о метаиндивидуальности. Обследована 191 семья. Специфика родительского отношения к детям разного возраста проявляется в большей эмоциональной близости с младшими детьми и в более высоком уровне контроля старших детей. Особенности разного типа семей связаны с различиями в показателях удовлетворенности отношениями и авторитетности родителей. Обнаружено взаимодействие факторов «возраст ребенка» и «конфигурация семьи» для таких родительских характеристик, как эмоциональная близость, сотрудничество, последовательность родителей и принятие ребенка. Результаты обсуждаются в контексте проблемы метаиндивидуальности.
Скачивания
Литература
Integral'naya individual'nost' cheloveka i ee razvitie / pod red. B.A.Vyatkina. M.: IP RAN, 1999. [in Russian]
Kornienko D.S. Problema metaindividual'nosti v detsko-roditel'skikh otnosheniyakh // Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2010. T. 7, N 2. S. 124–137. [in Russian]
Kornienko D.S., Kharlamova T.M. Lichnostnye svoistva roditelei i otnoshenie k detyam v sem'yakh s razlichnoi konfiguratsiei // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya 10, Differentsial'naya psikhologiya. Perm: Izd-vo Perm. gos. ped. un-ta, 2009. Vyp. 1. S. 53–61. [in Russian]
Merlin V.S. Ocherk integral'nogo issledovaniya individual'nosti. M.: Pedagogika, 1986. [in Russian]
Belsky J., Barends N. Personality and parenting // Bornstein M.H. (Ed.). Handbook of parenting. 2nd ed. Children and parenting. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2002. Vol. 1. P. 415–438.
Clark L. A., Kochanska G., Ready R. Mothers’ personality and its interaction with child temperament as predictors of parenting behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 79(2). P. 274–285.
Coley R.L., Hernandez D.C. Predictors of Paternal Involvement for Resident and Nonresident Low-Income Fathers // Developmental Psychology. 2006. Vol. 42(6). P. 1041–1056.
Ellis B.J., McFadyen-Ketchum S., Dodge K.A., Pettit G.S., Bates J.E. Quality of Early Family Relationships and Individual Differences in the Timing of Pubertal Maturation in Girls: A Longitudinal Test of an Evolutionary Model // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77(2). P. 387–401.
Grolnick W.S, Benjet C., Kurowski C.O., Apostoleris N.H. Predictors of Parent Involvement in Children's Schooling // Journal of Educational Psychology. 1997. Vol. 89(3). P. 538–548.
Karreman A., Van Tuijl C, Van Aken M., Dekovic M. The relation between parental personality and observed parenting: The moderating role of preschoolers’ effortful control // Personality and Individual Differences. 2008. Vol. 44(3). P. 721–732.
Kochanska G., Friesenborg A.E., Lange L.A., Martel M.M. Parents’ Personality and Infants’ Temperament as Contributors to Their Emerging Relationship // Journal of Personality and Social Psychology. 2004. Vol. 86(5). P. 744–759.
Simons R., Lorenz F., Wu C., Conger R. Social Network and Marital Support as Mediators and Moderators of the Impact of Stress and Depression on Parental Behavior // Developmental Psychology. 1993. Vol. 29(2). P. 368–381.