Факторизация опросника родительско-детских отношений на выборке двухдетных семей
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v3i11.914Ключевые слова:
детско-родительские отношения, сиблинги, психодиагностика, опросник, факторная структураАннотация
Исследуются родительско-детские отношения в двухдетных семьях. Анализируются данные факторизации опросника И.М.Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком» на двух выборках: подростковой и родительской. В исследовании приняли участие 292 семьи, имеющие двоих детей в возрасте от 12 до 18 лет (285 старших сиблингов, 238 младших сиблингов, 281 отец, 284 матери). Получена различная факторная структура для родительской и детской версий опросника, и выявлены расхождения между двумя группами в смысловом содержании выделяемых факторов. Самым мощным фактором в обеих группах стал фактор «Позитивное отношение родителя к ребенку», данный фактор вобрал в себя утверждения, относящиеся к большинству оригинальных шкал опросника. Опыт применения параллельных форм опросника для родителей и детей в данном исследовании ставит серьезную проблему, которая связана не собственно с возможностью применения параллельных форм опросников для родителей и для детей, но с интерпретацией полученных данных.
Скачивания
Литература
Alekseeva O.S. Poryadok rozhdeniya I kognitivnoe razvitie siblingov [Birth order and siblings’ cognitive development] [Elektronnyi resours]. Psihol. issled. 2009. N 2(2). URL: http://psystudy.ru (data obrachsheniya 10.06.2010) [in Russian]
Baldwin A.L. The effect of home environment on nursery school behavior // Child Development. 1949. Vol. 20. P. 49–62.
Baumrind D. The development of instrumental competence through socialization/ Minnesota Symposium on Child Psychology. 1973. Vol. 7. P. 3–46.
Feinberg M., Hetherington E. Differential Parenting as a Within-Family Variable // Journal of Family Psychology. 2001. Vol. 15, N 1. P. 22–37.
Gunnoe M.L., Hetherington E.M., Reiss D. Differential Impact of Fathers’ Authoritarian Parenting on Early Adolescent Adjustment in Conservative Protestant Versus Other Families // Journal of Family Psychology. 2006. Vol. 20, N 4. P. 589–596.
Kozlova I.E. Osobennosti siblingovykh i detsko-roditel'skikh otnoshenii i kharakteristiki lichnostnoi sfery siblingov [Personality siblings traits and features of sibling and child-parent relationships] [Elektronnyi resours] // Psihol. issled. 2009. N 2(2). URL: http://psystudy.ru (data obrachsheniya 10.06.2010) [in Russian]
Liders A.G. Psikhologicheskoe obsledovanie sem'i: uchebnoe posobie-praktikum dlya studentov fakulteta psikhologii vysshih uchebnyh zavedenii [Psychological inspection of family: teaching aid for students of psychological departments]. 2 izd. M: Akademiya, 2007. 432 p. [in Russian]
Maccoby E.E. The Role of Parents in the Socialization of Children: An Historical Overview // Developmental Psychology. 1992. Vol. 28. N. 6. P. 1006–1017.
Maccoby E.E., Martin J.A. Socialization in the context of the family: Parent-child interaction // Mussen manual of child psychology. 1983. Vol. 4. P. 1–102.
Markovskaya I.M. Trening vzaimodeistviya roditelei s det'mi [Training of parent-child interaction]. SPb.: Rech', 2006. 150 s. [in Russian]