Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования

Авторы

  • Алина Панкратова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v3i9.936

Ключевые слова:

эмоциональный интеллект, иерархическая модель способностей, психологический тренинг, обучающая программа METT, рационально-эмотивная психотерапия, доминантные сценарии в лингвистке, актерская практика

Аннотация

Рассматривается одна из самых популярных теорий эмоционального интеллекта – иерархическая модель способностей Дж.Мэйера, П.Сэловея, Д.Карузо – и ее усовершенствование с учетом последних экспериментальных данных. Далее анализируются разные подходы к формированию эмоционального интеллекта и способностей, входящих в его состав. К основным подходам относятся: психологический тренинг в рамках модели способностей (Дж.Мэйер, П.Сэловей, Д.Карузо), обучающая компьютерная программа MEET (П.Экман), рационально-эмотивная психотерапия (А.Бек, А.Эллис), разработка доминантных сценариев в лингвистике (А.А.Котов), актерская практика (К.С.Станиславский и другие). На основании проделанного анализа выдвигается гипотеза о том, что актерско-режиссерский тренинг является наиболее эффективным методом формирования эмоционального интеллекта.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Алина Панкратова
    Панкратова Алина Александровна. Кандидат психологических наук, младший научный сотрудник, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 5, 125009 Москва, Россия. E-mail: alina_pankratova@mail.ru

Библиографические ссылки

Beck A.T. Kognitivnaya terapiya. // Evolyutsiya psikhoterapii: sb. st.: per. s angl. M.: Klass, 1998. T. 2. S. 304–339. [in Russian]

Chekhov M.A. Ob iskusstve aktera. M.: Iskusstvo, 1999. 271 s. [in Russian]

Ciarrochi J., Mayer J.D. (Eds.). Applying emotional intelligence. A practitioner’s guide. New York: Psychology Press, 2007. 184 p.

Danilova N.N. Emotsii // Psikhofiziologiya: ucheb. dlya vuzov. M.: Aspekt Press, 1998. Glava 7. S. 164–231. [in Russian]

Ekman P. & Friesen W.V. Unmasking the Face: A guide to recognizing emotions from facial clues. Cambridge, MA: Malor Books, 2003. 212 p.

Ekman P. The Micro-Expression Training Tool (METT) [Electronic source]. Available at: http://www.mettonline.com. Demo-version: http://face.paulekman.com/default.aspx

Ekman P., Friesen W.V., Hager J.C. The facial action coding system: The Manual on CD-ROM. London: Weidenfeld & Nicolson, 2002.

Ellis A. Evolyutsiya ratsional'no-emotivnoi i kognitivno-bikhevioral'noi terapii // Evolyutsiya psikhoterapii: sb. st.: per. s angl. M.: Klass, 1998a. T. 2. S. 171–199. [in Russian]

Ellis A. Peresmotr osnov ratsional'no-emotivnoi psikhoterapii // Evolyutsiya psikhoterapii: sb. st.: per. s angl. M.: Klass, 1998b. T. 2. S. 213–239. [in Russian]

Ershov P.M. Rezhissura kak prakticheskaya psikhologiya: vzaimodeistviya lyudei v zhizni i na stsene. M.: Iskusstvo, 1972. 352 s. [in Russian]

Ershov P.M. Tekhnologiya akterskogo iskusstva: ocherki. M.: Vserossiiskoe teatral'noe obshchestvo, 1959. 308 s. [in Russian]

Gippius S.V. Trening razvitiya kreativnosti. Gimnastika chuvstv. SPb.: Rech', 2001. 346 s. [in Russian

Hughes M., Patterson L.B, Terrel J.B. Emotional intelligence in action. San Francisco, CA: Pfeiffer, 2005. 392 p.

Izard C.E. Psikhologiya emotsii: per s angl. SPb.: Piter, 2002. 464 s. [in Russian]

Knebel' M.O. Poeziya pedagogiki. O deistvennom analize p'esy i roli. M.: GITIS, 2005. 576 s. [in Russian]

Knebel' M.O. Slovo v tvorchestve aktera. M.: GITIS, 2009. 160 s. [in Russian]

Kotov A.A. Kommunikativnaya distantsiya i nastroenie dialoga: modelirovanie s pomoshch'yu D-stsenariev // Emotsii v yazyke i rechi. M.: Izd-vo RGGU, 2005. S. 128-149.

Kotov A.A. Lingvisticheskaya model'. D-stsenarii [Elektronnyi resurs] // Opisanie rechevogo vozdeistviya v lingvisticheskoi modeli: sait A.A.Kotova. 2004. URL: http://www.harpia.ru/d-scripts.html#OPASN (data obrashcheniya: 12.02.2010) [in Russian and English]

Kotov A.A. Opisanie rechevogo vozdeistviya v lingvisticheskoi modeli // Komp'yuternaya lingvistika i intellektual'nye tekhnologii: trudy mezhdunarodnoi konferentsii 'Dialog – 2003'. M.: Nauka, 2003. S. 299–304. [in Russian]

Lewkowicz A.B. Teaching emotional intelligence: strategies and activities for helping students make effective choices. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 2007. 224 p.

Matthews G., Zeidner M., Roberts R.D. Emotional intelligence: science and myth. Cambridge, MA: MIT Press, 2004. 718 p.

Mayer J.D., Salovey P. Emotional intelligence and the reconstruction and regulation of feelings. // Applied & Preventive psychology. 1995. N 4. P. 197–208.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. & Sitarenios G. Measuring emotional intelligence with the MSCEIT V 2.0 // Emotion. 2003. N 3. P. 97–105.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotion intelligence: theory, findings, and implication // Psychological inguiry. 2004. Vol. 15, N 3. P. 197–215.

Knight S. Rukovodstvo po NLP: per s angl. SPb.: Rech', 2000. 224 s. [in Russian]

Pankratova A.A. Emotsional'nyi intellekt v sfere ubezhdeniya (na primere TV reklamy) // Sovremennaya psikhologiya: ot teorii k praktike: Materialy XV mezhdunarodnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh 'Lomonosov – 2008': Sektsiya 'Psikhologiya'. M.: Izd-vo MGU, 2008. Chast' 4. S. 42–44. [in Russian]

Pankratova A.A., Kalenova N.V. Emotsional'nyi intellekt: model' i problemy diagnostiki. // Sovremennaya psikhologiya: ot teorii k praktike: Materialy XV mezhdunarodnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh 'Lomonosov – 2008': Sektsiya 'Psikhologiya'. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2008. Chast' 3. S. 323–326. [in Russian]

Roberts R.D., Schulze R., O'Brien K., MacCann C., Reid J., Maul A. Exploring the validity o the Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT) with established emotions measures // Emotion. 2006. N 6. P. 663–669.

Stanislavsky K.S. Akterskii trening. Uchebnik akterskogo masterstva. M.: AST, 2010a. 448 s. [in Russian]

Stanislavsky K.S. Iskusstvo predstavleniya. M.: Azbuka-Klassika, 2010b. 192 s. [in Russian]

Stanislavsky K.S. Rabota aktera nad soboi. M.: Iskusstvo, 1985. 262 s. [in Russian]

Vasil'ev A.N. Trening preodoleniya konfliktov. SPb.: Rech', 2003. S. 28–96. [in Russian]

Zakhava B.E. Masterstvo aktera i rezhissera: uchebnoe posobie dlya institutov kul'tury, teatral'nykh, i kul'turno-prosvetitel'skikh uchilishch. M.: Prosveshchenie, 1973. 320 s. [in Russian]

Опубликован

25.02.2010

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования. (2010). Психологические исследования, 3(9). https://doi.org/10.54359/ps.v3i9.936

Похожие статьи

1-10 из 951

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)