Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования

Авторы

  • Алина Панкратова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v3i9.936

Ключевые слова:

эмоциональный интеллект, иерархическая модель способностей, психологический тренинг, обучающая программа METT, рационально-эмотивная психотерапия, доминантные сценарии в лингвистке, актерская практика

Аннотация

Рассматривается одна из самых популярных теорий эмоционального интеллекта – иерархическая модель способностей Дж.Мэйера, П.Сэловея, Д.Карузо – и ее усовершенствование с учетом последних экспериментальных данных. Далее анализируются разные подходы к формированию эмоционального интеллекта и способностей, входящих в его состав. К основным подходам относятся: психологический тренинг в рамках модели способностей (Дж.Мэйер, П.Сэловей, Д.Карузо), обучающая компьютерная программа MEET (П.Экман), рационально-эмотивная психотерапия (А.Бек, А.Эллис), разработка доминантных сценариев в лингвистике (А.А.Котов), актерская практика (К.С.Станиславский и другие). На основании проделанного анализа выдвигается гипотеза о том, что актерско-режиссерский тренинг является наиболее эффективным методом формирования эмоционального интеллекта.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Алина Панкратова

Панкратова Алина Александровна. Кандидат психологических наук, младший научный сотрудник, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 5, 125009 Москва, Россия. E-mail: alina_pankratova@mail.ru

Литература

Beck A.T. Kognitivnaya terapiya. // Evolyutsiya psikhoterapii: sb. st.: per. s angl. M.: Klass, 1998. T. 2. S. 304–339. [in Russian]

Chekhov M.A. Ob iskusstve aktera. M.: Iskusstvo, 1999. 271 s. [in Russian]

Ciarrochi J., Mayer J.D. (Eds.). Applying emotional intelligence. A practitioner’s guide. New York: Psychology Press, 2007. 184 p.

Danilova N.N. Emotsii // Psikhofiziologiya: ucheb. dlya vuzov. M.: Aspekt Press, 1998. Glava 7. S. 164–231. [in Russian]

Ekman P. & Friesen W.V. Unmasking the Face: A guide to recognizing emotions from facial clues. Cambridge, MA: Malor Books, 2003. 212 p.

Ekman P. The Micro-Expression Training Tool (METT) [Electronic source]. Available at: http://www.mettonline.com. Demo-version: http://face.paulekman.com/default.aspx

Ekman P., Friesen W.V., Hager J.C. The facial action coding system: The Manual on CD-ROM. London: Weidenfeld & Nicolson, 2002.

Ellis A. Evolyutsiya ratsional'no-emotivnoi i kognitivno-bikhevioral'noi terapii // Evolyutsiya psikhoterapii: sb. st.: per. s angl. M.: Klass, 1998a. T. 2. S. 171–199. [in Russian]

Ellis A. Peresmotr osnov ratsional'no-emotivnoi psikhoterapii // Evolyutsiya psikhoterapii: sb. st.: per. s angl. M.: Klass, 1998b. T. 2. S. 213–239. [in Russian]

Ershov P.M. Rezhissura kak prakticheskaya psikhologiya: vzaimodeistviya lyudei v zhizni i na stsene. M.: Iskusstvo, 1972. 352 s. [in Russian]

Ershov P.M. Tekhnologiya akterskogo iskusstva: ocherki. M.: Vserossiiskoe teatral'noe obshchestvo, 1959. 308 s. [in Russian]

Gippius S.V. Trening razvitiya kreativnosti. Gimnastika chuvstv. SPb.: Rech', 2001. 346 s. [in Russian

Hughes M., Patterson L.B, Terrel J.B. Emotional intelligence in action. San Francisco, CA: Pfeiffer, 2005. 392 p.

Izard C.E. Psikhologiya emotsii: per s angl. SPb.: Piter, 2002. 464 s. [in Russian]

Knebel' M.O. Poeziya pedagogiki. O deistvennom analize p'esy i roli. M.: GITIS, 2005. 576 s. [in Russian]

Knebel' M.O. Slovo v tvorchestve aktera. M.: GITIS, 2009. 160 s. [in Russian]

Kotov A.A. Kommunikativnaya distantsiya i nastroenie dialoga: modelirovanie s pomoshch'yu D-stsenariev // Emotsii v yazyke i rechi. M.: Izd-vo RGGU, 2005. S. 128-149.

Kotov A.A. Lingvisticheskaya model'. D-stsenarii [Elektronnyi resurs] // Opisanie rechevogo vozdeistviya v lingvisticheskoi modeli: sait A.A.Kotova. 2004. URL: http://www.harpia.ru/d-scripts.html#OPASN (data obrashcheniya: 12.02.2010) [in Russian and English]

Kotov A.A. Opisanie rechevogo vozdeistviya v lingvisticheskoi modeli // Komp'yuternaya lingvistika i intellektual'nye tekhnologii: trudy mezhdunarodnoi konferentsii 'Dialog – 2003'. M.: Nauka, 2003. S. 299–304. [in Russian]

Lewkowicz A.B. Teaching emotional intelligence: strategies and activities for helping students make effective choices. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 2007. 224 p.

Matthews G., Zeidner M., Roberts R.D. Emotional intelligence: science and myth. Cambridge, MA: MIT Press, 2004. 718 p.

Mayer J.D., Salovey P. Emotional intelligence and the reconstruction and regulation of feelings. // Applied & Preventive psychology. 1995. N 4. P. 197–208.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. & Sitarenios G. Measuring emotional intelligence with the MSCEIT V 2.0 // Emotion. 2003. N 3. P. 97–105.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotion intelligence: theory, findings, and implication // Psychological inguiry. 2004. Vol. 15, N 3. P. 197–215.

Knight S. Rukovodstvo po NLP: per s angl. SPb.: Rech', 2000. 224 s. [in Russian]

Pankratova A.A. Emotsional'nyi intellekt v sfere ubezhdeniya (na primere TV reklamy) // Sovremennaya psikhologiya: ot teorii k praktike: Materialy XV mezhdunarodnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh 'Lomonosov – 2008': Sektsiya 'Psikhologiya'. M.: Izd-vo MGU, 2008. Chast' 4. S. 42–44. [in Russian]

Pankratova A.A., Kalenova N.V. Emotsional'nyi intellekt: model' i problemy diagnostiki. // Sovremennaya psikhologiya: ot teorii k praktike: Materialy XV mezhdunarodnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh 'Lomonosov – 2008': Sektsiya 'Psikhologiya'. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2008. Chast' 3. S. 323–326. [in Russian]

Roberts R.D., Schulze R., O'Brien K., MacCann C., Reid J., Maul A. Exploring the validity o the Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT) with established emotions measures // Emotion. 2006. N 6. P. 663–669.

Stanislavsky K.S. Akterskii trening. Uchebnik akterskogo masterstva. M.: AST, 2010a. 448 s. [in Russian]

Stanislavsky K.S. Iskusstvo predstavleniya. M.: Azbuka-Klassika, 2010b. 192 s. [in Russian]

Stanislavsky K.S. Rabota aktera nad soboi. M.: Iskusstvo, 1985. 262 s. [in Russian]

Vasil'ev A.N. Trening preodoleniya konfliktov. SPb.: Rech', 2003. S. 28–96. [in Russian]

Zakhava B.E. Masterstvo aktera i rezhissera: uchebnoe posobie dlya institutov kul'tury, teatral'nykh, i kul'turno-prosvetitel'skikh uchilishch. M.: Prosveshchenie, 1973. 320 s. [in Russian]

Число просмотров

Просмотров: 141

Опубликован

25.02.2010

Как цитировать

Панкратова, А. (2010). Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования. Психологические исследования, 3(9). https://doi.org/10.54359/ps.v3i9.936

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)