Динамика ценностей и представления о себе младших школьников в период социальных изменений

Авторы

  • Маргарита Кончаловская

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v2i5.980

Ключевые слова:

ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, представление о себе, идентификация, идентичность личности, отношение к себе, дифференцированность

Аннотация

В статье приводятся результаты эмпирического исследования динамики представления о себе и ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста в период социальных изменений. Проведен сравнительный анализ данных, полученных в 2005 и 2009 годах. Полученные данные показали, что в 2009 году повышается степень дифференцированности представлений о себе, достаточно высокая и в 2005 году. Высказывается предположение, что неопределенность и изменчивость социального окружения стимулируют осознание и дифференцированность представлений о себе. Крайне показательным представляется тот факт, что в текущем году гораздо меньше детей обладают положительным отношением к себе по сравнению с детьми, учившимися в 2005 году. В целом содержание терминальных и инструментальных ценностей младших школьников существенно не изменилось, однако со временем уменьшился диапазон ценностных ориентаций, при этом уменьшилась ценность общения и свободы, в то время как увеличилось значение материальных ценностей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Маргарита Кончаловская

Кончаловская Маргарита Михайловна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: marg_91@mail.ru

Литература

Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya [Psychology of social knowledge]. M., 2000. [in Russian]

Andreeva G.M. Sotsial'nayapsikhologiya [Social psychology]. M., 1998. [in Russian]

Belinskaya E.P. Chelovek v izmenyayushchemsya mire: sotsial'no-psikhologicheskaya perspektiva [Person in varied world: social-psychological perspective]. M., 2005. [in Russian]

Belinskaya E.P., Tikhomandritskaya O.A. Sotsial'naya psikhologiya lichnosti [The Social-Personality Psychology]. M., 2001. [in Russian]

Craig G., Baucum D. Psikhologiya razvitiya [Psychology of development]. SPb., 2005. [in Russian]

Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. M., 1996. [in Russian]

Identichnost' [Identity]: khrestomatiya / sost. L.B.Shneider. M., 2003. [in Russian]

Ivanova N.L. Identichnost' i tolerantnost': sootnoshenie etnicheskikh i professional'nykh stereotipov [Identity and tolerance: correlation of ethnical and professional stereotypes] // Voprosy psikhologii. 2004. N 6. [in Russian]

Psikhologiya samosoznaniya [Psichology of consciousness]: khrestomatiya / pod. red. D.Ya.Raigorodskogo. Samara, 2000. [in Russian]

Число просмотров

Просмотров: 50

Опубликован

20.06.2009

Как цитировать

Кончаловская, М. (2009). Динамика ценностей и представления о себе младших школьников в период социальных изменений. Психологические исследования, 2(5). https://doi.org/10.54359/ps.v2i5.980

Выпуск

Раздел

Статьи