Переживание как механизм социализации и формирования идентичности в современном меняющемся мире
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v2i5.983Ключевые слова:
переживание, индивидуальные и социальные переживания, интернализация, когнитивный и интенциональный компонентАннотация
В статье представлены материалы историко-генетического анализа категории переживания, которые позволили выделить в нем два компонента – когнитивный и интенциональный (энергетический). На основании полученных в теоретико-эмпирическом исследовании данных было выдвинуто предположение, что переживание может рассматриваться как механизм, оптимизирующий процесс социализации детей и подростков и объединяющий разные виды идентичности в единое целое. При этом индивидуальные переживания способствуют становлению целостности образа Я, в то время как социальные переживания помогают интернализации социальных норм, правил, эталонов, облегчая тем самым процесс вхождения в социум.
Скачивания
Литература
Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya [Psychology of social knowledge]. M.: Aspekt Press, 2000. 288 s. [in Russian]
Belinskaya E.P., Tikhomandritskaya O.A. Sotsial'naya psikhologiya lichnosti [Social psychology of the person]. M.: Aspekt Press, 2001. 301 s.[in Russian]
Belyaeva O.V. Dinamika lichnostnoi identichnosti v podrostkovom vozraste [Dynamic of personal identity at teenage age]: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk / Psikhologicheskii institut RAO. M., 2001. 20 s.[in Russian]
Dubovskaya E.M. Sravnitel'noe issledovanie otnosheniya k budushchemu u podrostkov bol'shikh i malykh gorodov [Comparative research attitude to the future teenagers in big and small cities] // Sotsial'naya psikhologiya: khrestomatiya. M.: Aspekt Press, 1999. S. 458–462. [in Russian]
Grinfeld I.L. Dinamika protsessa formirovaniya sotsiokul'turnoi identichnosti v podrostkovom vozraste [Formation of social-cultural identity at teenagers]: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk / Psikhologicheskii institut RAO. M., 2003. 21 s. [in Russian]
Ivanova I.V. Vliyanie perezhivanii na razvitie lichnostnoi identichnosti u detei starshego doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Influence of emotion experiences on development of personal identity in children of the senior preschool and younger school age]: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk / Psikhologicheskii institut RAO. M., 2001. 20 s. [in Russian]
Kategoriya perezhivaniya v psikhologii i filosofii [Category of emotion experience in psychology and philosophy]: monografiya / pod. red. T.D.Martsinkovskoi. M.: Prometei, 2005. [in Russian]
Konchalovskaya M.M. Osobennosti stanovleniya lichnostnoi identichnosti v doshkol'nom i mladshem shkol'nom vozraste [Specify of formation of personal identity at preschool and younger school age]: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk / Psikhologicheskii institut RAO. Moskva, 2006. 20 s. [in Russian]
Martsinkovskaya T.D. Russkaya mental'nost' i ee otrazhenie v naukakh o cheloveke [Russian mentality and its reflexion in humanitarian sciences]. M.: Agentstvo “Blits”, 1994. 155 s. [in Russian]
Martsinkovskaya T.D. Sotsial'nye emotsii i ikh rol' v protsesse sotsializatsii cheloveka [Social emotions and their role in the course of socialization of the person] // Psikhologiya zrelosti i stareniya. 1997. Osen'. S. 13–23. [in Russian]
Metodologicheskie problemy sovremennoi psikhologii – paradigmal'nyi i mezhdistsiplinarnyi aspect [Methodological problems of modern psychology – poli-paradigm and interdisciplinary aspect] / ed. by T.D.Martsinkovskaya. M.: Smysl, 2005. [in Russian]
Shpet G.G. Filosofsko-psikhologicheskie trudy [Philosophy and psychology works]. M.: Nauka, 2005. 479 s. [in Russian]