https://psystudy.ru/index.php/num/issue/feed Психологические исследования 2022-12-28T23:33:20+03:00 Редакция журнала "Психологические Исследования" psystudy@psystudy.ru Open Journal Systems <p>Междисциплинарный научный психологический журнал "Психологические исследования" публикует оригинальные статьи по различным отраслям психологии и смежных наук. Адресован профессионалам.</p> <p>Цели журнала: распространение научных психологических знаний, поддержка высоких стандартов научной публикации, содействие интеграции российской психологической науки в мировое информационное научное пространство.</p> <p>Периодичность: 6 выпусков в год. Первый номер опубликован в октябре 2008 года. Текущий номер формируется во второй половине каждого четного месяца (14–28/29 февраля, 14–30 апреля, 14–30 июня, 15–31 августа, 14–31 октября, 15–31 декабря).</p> <p>По данным Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) за 2018 год журнал "Психологические исследования" занимает <a href="https://elibrary.ru/titles_compare.asp">5 и 4 место по величине соответственно двухлетнего и пятилетнего импакт-факторов без самоцитирования, 12 место – по величине Science Index среди российских психологических журналов.</a> Показатели периодически обновляются по мере наполнения базы РИНЦ.</p> <p>Включен ВАК в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, решением Президиума ВАК Минобрнауки РФ N 6/6 от 19.02.2010 г. Журнал "Психологические исследования" стал первым электронным (не имеющим печатного аналога) психологическим журналом, включенным в Перечень ВАК.</p> <p>Специализация по действующей номенклатуре специальностей научных работников соответствует специальности 19.00.00 – "Психологические науки". Коды научных специальностей: 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.04 – Медицинская психология; 19.00.05 – Социальная психология; 19.00.13 – Психология развития, акмеология.</p> <p>Издатель журнала: ООО "Издательство Солитон" [= Editions Soliton].</p> <p>Форма распространения: электронное периодическое издание (ЭПИ). В печатной форме журнал не распространяется.</p> <p>Доступ: свободный доступ посредством телекоммуникационной сети Интернет. Сайт журнала доступен по адресам: psystudy.ru , психолисслед.рф. Бесплатный доступ к полным текстам статей – принципиальная позиция редакции.</p> <p>Официальные языки журнала: русский и английский.</p> <p>Место издания: Москва, Россия.</p> <p>Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях – научных, образовательных, учебных и т.п.</p> <p>При цитировании материалов журнала "Психологические исследования" ссылка на первоисточник обязательна, с указанием сетевого адреса журнала <a href="https://psystudy.ru">https://psystudy.ru</a>.</p> https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1230 Категория «открытость опыту» в психологическом консультировании и психодиагностике 2022-11-11T12:18:35+03:00 Мирослав Ясин nadsaw@yandex.ru Вениамин Колпачников vkolpachnikov@hse.ru <div> <p class="a"><span lang="RU">В статье произведен сравнительный анализ конструктов открытости опыту в академической и практической психологии. Целью работы является описание сходных черт и различий двух конструктов, описание областей их пересечения. В результате теоретического анализа установлено, что в практической консультативной психологии открытость опыту рассматривается как способность осознавать и признавать разнообразный, и даже противоречивый опыт, умение интегрировать представления в ситуациях противоречия и как основа здорового функционирования личности. В академической психологии, во многом опирающейся на тестовую психодиагностику, открытость опыту связывают со способностью выдерживать ситуацию неопределенности и/или двойственности, способностью интегрировать новые и противоречивые сведения, минимизацией предустановок и стереотипов, творческим процессом и когнитивной гибкостью. В работе показано сходство конструктов в академической и практической психологии, а в качестве отличий показаны разные способы получения знаний. Проведенное сопоставление понимания и исследований открытости опыту в практической психологии и психодиагностическом тестировании иллюстрирует возможность их продуктивного взаимодополнения и взаимодействия как для более полного исследования психологических феноменов, так и для повышения обоснованности и эффективности психологической практики.</span></p> </div> 2022-10-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Мирослав Ясин, Вениамин Колпачников https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1274 «Синдром утёнка»: как взаимодействие с интерфейсом влияет на возникновение когнитивных искажений 2022-12-28T19:59:53+03:00 Надежда Глебко nadya.glebko@yandex.ru Елена Горбунова gorbunovaes@gmail.com <div> <p class="a"><span lang="RU">Мобильные и компьютерные интерфейсы всё больше используются людьми в повседневной жизни. При этом любой интерфейс регулярно обновляется и подвергается различным изменениям дизайна – как для введения новых функций, так и с целью улучшения удобства на основании пользовательских исследований. В связи с этим, важным аспектом пользовательского опыта является адаптация к изменениям, поскольку от этого зависит характер дальнейшего взаимодействия пользователя с интерфейсом. Одним из феноменов, связанным с оценкой обновлений интерфейсов, является «синдром утёнка» – предпочтение пользователями старой версии интерфейса новой. В статье рассматривается ряд сходных когнитивных искажений (эффект знакомства с объектом, эффект владения, отклонение в сторону статуса-кво) и анализируется специфика «синдрома утёнка» по отношению к ним.</span></p> </div> 2022-10-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Надежда Глебко, Елена Горбунова https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1272 Валидизация русскоязычной версии «Новой шкалы монетарного поведения» А. Фернема, С. Гровера (ШМП) 2022-12-28T18:31:30+03:00 Тимофей Нестик nestik@gmail.com Мария Гагарина mgagarina224@gmail.com <div> <p class="a"><span lang="RU">Статья посвящена проверке психометрических характеристик русскоязычной версии методики «Новой шкалы монетарного поведения» (</span>A new money behavior quiz<span lang="RU">). Данная методика измеряет четыре варианта отношения к деньгам: «Финансовая одержимость», «Значимость денег для уважения в обществе», «Использование денег как инструмента влияния» и «Финансовая тревожность». Выборка включала 2994 взрослых россиян (1511 (50,5%) – мужчины, 1483 (49,5%) – женщины; Mвозр = 40,5; SD = 10,5), данные были собраны в ходе онлайн-опроса в декабре 2020 г. Для подтверждения факторной структуры опросника проводился конфирматорный факторный анализ в программе Amos v.25 для шести- и четырехфакторных решений. Четырехфакторная модель продемонстрировала наиболее высокие показатели пригодности. Надежность измерялась с помощью омеги Макдональда, продемонстрировала высокую степень внутренней согласованности. Проверка на валидность осуществлялась на выборке из 500 человек. Высокие корреляции со шкалами опросника монетарных аттитюдов Б.&nbsp;и&nbsp;Т.&nbsp;Клонц подтвердили конструктную валидность. Таким образом, русскоязычная версия опросника «Новая шкала монетарного поведения» может считаться надежным и валидным инструментом для оценки отношения к деньгам.</span></p> </div> 2022-10-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Тимофей Нестик, Мария Гагарина https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1273 Русскоязычный опросник для измерения правого авторитаризма: валидность и инвариантность 2022-12-28T19:53:23+03:00 Ольга Гулевич ogulevich@hse.ru Владислав Кривощеков vladislav.krivoshchekov@unibe.ch Виктория Гусева vvguseva@hse.ru <div> <p class="a"><span lang="RU">Правый авторитаризм как система представлений об обществе привлекает большое внимание психологов. Для измерения этой характеристики используют опросники. Основная проблема таких методик&nbsp;– это их кросс-культурная и временная специфика. В данной статье рассматривается структура, инвариантность и валидность русскоязычного опросника для измерения правого авторитаризма. Исследование состояло из трех этапов. На первом этапе (N = 900) была проанализирована однофакторная и трехфакторная структуры длинной (13 пунктов) и короткой (9 пунктов) версий русскоязычного опросника для измерения правого авторитаризма. На втором (N = 555) и третьем (N&nbsp;=&nbsp;994) этапе были проанализированы структура, инвариантность и конвергентная валидность короткой трехфакторной версии. Результаты показали, что трехфакторная структура опросника, которая включает три связанные субшкалы – «конвенционализм», «авторитарное подчинение» и «авторитарная агрессия» – удовлетворительно соответствует данным. Кроме того, она демонстрирует конфигуральную, метрическую и скалярную инвариантность среди гендерных и возрастных групп. И наконец, субшкалы методики позитивно связаны с когнитивной завершенностью, ориентацией на социальное доминирование, позитивным отношением к российской политической системе и одобрением ограничения действий, направленных на ее изменение. Эти результаты свидетельствуют о том, что опросник является валидным инструментом для измерения правого авторитаризма. </span></p> </div> 2022-10-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Ольга Гулевич, Владислав Кривощеков, Виктория Гусева https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1276 Взаимосвязь временной перспективы и рефлексивности в реактивно-проактивном совладании у молодых людей (на примере ранней взрослости) 2022-12-28T23:11:55+03:00 Анна Бехтер behter2004@mail.ru Елена Куфтяк elena.kuftyak@inbox.ru Олеся Филатова 0409800911@mail.ru <p style="font-weight: 400;">В статье обсуждается роль рефлексии и временной перспективы в реактивно-проактивном совладающем поведении в период ранней взрослости. Обсуждается роль рефлексивности и рефлексии прошлого опыта в реактивно-проактивном совладании с учетом описанных функций рефлексивных процессов в генезе совладающего поведения. Эмпирическое исследование с помощью методики индивидуальной меры рефлексивности (А.В.Карпова, В.В.Пономаревой), опросника проактивного совладающего поведения (в адаптации Е.С.Старченковой ), копинг-теста Р.Лазаруса и С.Фолкман (в адаптации Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой) и опросника временной перспективы Ф.Зимбардо (в адаптации А.Сырцовой и др.) показало, что рефлексивность и онтогенетическая рефлексия не связаны с реактивно-проактивными стратегиями и параметрами временной перспективы. В большей степени ориентация на будущее связана с реактивными стратегиями, имеющими проактивный потенциал, отношение к прошлому – с реактивными стратегиями, направленными на бегство-избегание; ориентация на настоящее – c разными реактивными стратегиями. Дендрограмма методом Варда показала, что только рефлексивность объединяется с реактивно-проактивными стратегиями в одном из кластеров, а онтогенетическая рефлексия образует отдельный кластер, как и проактивные стратегии с показателями временной перспективы. Полученные данные говорят о том, что рефлексивность может являться механизмом, который способствует объединению разных стратегий в реактивно-проактивное совладание.</p> 2022-10-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Анна Бехтер, Елена Куфтяк, Олеся Филатова https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1277 Психологические характеристики портрета муниципального служащего 2022-12-28T23:33:20+03:00 Мария Богданова bogdanova-mv@yandex.ru Мария Калеменева mary_kl@icloud.com <p style="font-weight: 400;">Статья посвящена исследованию представлений граждан о различных типажах чиновников с целью использования в качестве инструмента работы с деловой репутацией муниципальных служащих. В статье рассматриваются различные подходы и проблемы изучения репутации на муниципальной и государственной службе. Выборка исследования составила 20 граждан в возрасте от 30 до 45 лет, каждый из которых когда-либо обращался за помощью или консультацией к муниципальным или государственным служащим. В качестве метода исследования использовались репертуарные решетки. На первом этапе при помощи экспертных оценок было определено 9 типажей чиновников. Далее гражданам необходимо было обозначить каждого из чиновников, а затем сопоставить различные типажи и определить «схожие» или «отличающиеся» характеристики. В результате исследования, опираясь на высказывания граждан, были описаны данные типажи чиновников и выявлены некоторые схожие показатели в типажах. Также были проанализированы сопоставления типажей, то есть типажи, которые чаще всего противопоставлялись при сравнении или были схожими с другими. При анализе высказываний прослеживалась тенденция описания некоторых типажей чиновников исключительно положительными характеристиками, а некоторых – только отрицательными. При этом присутствовали и такие типажи, которых граждане оценили разнополярными характеристиками. При анализе сопоставления типажей также прослеживалась тенденция к подобию ответов граждан. На основе полученных результатов был сделан вывод о том, что при оценке различных типов чиновников граждане используют комплексный подход, опираясь и на личностные, и на профессиональные характеристики государственных и муниципальных служащих. Полученные результаты могут быть использованы в качестве опорного критерия для дальнейшего построения деловой репутации муниципальных служащих.</p> 2022-10-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Мария Богданова, Мария Калеменева