https://psystudy.ru/index.php/num/issue/feed Психологические исследования 2024-11-27T16:53:16+03:00 Редакция журнала "Психологические Исследования" psystudy@psystudy.ru Open Journal Systems <p>Междисциплинарный научный психологический журнал "Психологические исследования" публикует оригинальные статьи по различным отраслям психологии и смежных наук. Адресован профессионалам.</p> <p>Цели журнала: распространение научных психологических знаний, поддержка высоких стандартов научной публикации, содействие интеграции российской психологической науки в мировое информационное научное пространство.</p> <p>Периодичность: 6 выпусков в год. Первый номер опубликован в октябре 2008 года. Текущий номер формируется во второй половине каждого четного месяца (14–28/29 февраля, 14–30 апреля, 14–30 июня, 15–31 августа, 14–31 октября, 15–31 декабря).</p> <p>По данным Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) за 2022 год журнал "Психологические исследования" занимает <a href="https://www.elibrary.ru/titles_compare.asp">32 и 41 место по величине соответственно двухлетнего и пятилетнего импакт-факторов без самоцитирования, 18 место – по величине Science Index среди российских психологических журналов.</a> Показатели периодически обновляются по мере наполнения базы РИНЦ.</p> <p>Включен ВАК в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, решением Президиума ВАК Минобрнауки РФ N 6/6 от 19.02.2010 г. Журнал "Психологические исследования" стал первым электронным (не имеющим печатного аналога) психологическим журналом, включенным в Перечень ВАК.</p> <p>Специализация по действующей номенклатуре специальностей научных работников соответствует специальности 5.3 – "Психологические науки". Коды научных специальностей: 5.3.1 – Общая психология, психология личности, история психологии; 5.3.5 – Социальная психология; 5.3.6 – Клиническая психология; 5.3.7 – Возрастная психология.</p> <p>Издатель журнала: ООО "Издательство Солитон" [= Editions Soliton].</p> <p>Источники дохода: учредителем и издателем журнала является ООО "Издательство Солитон".</p> <p>Форма распространения: электронное периодическое издание (ЭПИ). В печатной форме журнал не распространяется.</p> <p>Доступ: свободный доступ посредством телекоммуникационной сети Интернет. Сайт журнала доступен по адресам: psystudy.ru , психолисслед.рф. Бесплатный доступ к полным текстам статей – принципиальная позиция редакции.</p> <p>Авторские сборы: сборы, необходимые для обработки рукописи и/или публикации материалов в журнале, с авторов не взимаются. Гонорары за публикацию и/или рецензирование не выплачиваются.</p> <p>Официальные языки журнала: русский и английский.</p> <p>Место издания: Москва, Россия.</p> <p>Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях – научных, образовательных, учебных и т.п.</p> <p>При цитировании материалов журнала "Психологические исследования" ссылка на первоисточник обязательна, с указанием сетевого адреса журнала <a href="https://psystudy.ru">https://psystudy.ru</a>.</p> <p>Размещение рекламы: политика журнала регулируется Законом РФ «<a href="https://docs.cntd.ru/document/901971356">О рекламе</a>». В журнале «Психологические исследования» реклама не размещается.</p> <p>Прямой маркетинг: деятельность по прямому маркетингу, включая сбор рукописей, осуществляемая от имени журнала, носит уместный, целенаправленный и ненавязчивый характер. Информация, предоставленная об издателе или журнале, является правдивой и никаким образом не вводит в заблуждение читателей или авторов.</p> https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1619 Адаптация русскоязычной версии опросника страха упущенных возможностей 2024-10-09T20:12:16+03:00 Владлен Ардисламов vladlen.ardislamov@gmail.com Полина Кляхина polina.klyakhina@gmail.com Элина Шаипова elina.shaipova2020@gmail.com <p>Страх упущенных возможностей – это феномен, выражающийся во всепроникающем опасении человека о том, что он упускает полезный опыт и информацию, которые получают другие люди. Существует несколько теоретических подходов к его объяснению. Чаще всего страх упущенных возможностей рассматривается в контексте теории самодетерминации, но существуют и альтернативные объяснения: Я-концепция, теория принятия решений (особая форма сожаления об упущенных опциях, результат социального сравнения или зависимое поведение). Как психологический конструкт, страх упущенных возможностей имеет высокую предсказательную силу в отношении проблемного поведения, а также он связан с другими психологическими конструктами. Например, он коррелирует с использованием социальных сетей сильнее, чем одиночество, депрессия или стресс; вносит больший вклад в использование социальных сетей и зависимость от них, чем экстраверсия, нейротизм или тип привязанности. Существуют различные способы измерения страха упущенных возможностей. Часто используется опросник Пшибыльского, адаптированный на выборках разных языковых групп. В представленном исследовании осуществлена его адаптация на русскоязычной выборке. Три независимых варианта перевода были собраны в онлайн форму, предложенную пяти экспертам. По результатам заполнения формы и обсуждения была составлена версия перевода, удовлетворяющая всех из них. Испытуемые проходили опросник на страх упущенных возможностей (n&nbsp;=&nbsp;443), а также тест интернет-зависимости, шкалу тревожности Спилберга&nbsp;–&nbsp;Ханина, шкалу удовлетворенности жизнью Динера и шкалу самоуважения Розенберга для оценки конвергентной валидности адаптированной версии перевода. Часть испытуемых (n&nbsp;=&nbsp;112) спустя месяц повторно прошла опрос на страх упущенных возможностей, что позволило оценить ретестовую надежность адаптации. Итоговый результат представляет опросник из 6 пунктов с двухфакторной структурой («страх упущенного удовольствия» и «страх упущенных социальных возможностей»), имеющий удовлетворительные психометрические свойства. Двухфакторная структура китайской адаптации и однофакторная структура оригинального исследования также обладают удовлетворительными психометрическими свойствами. Предлагаются варианты усовершенствования исключенных высказываний и направления дальнейших исследований для повышения качества адаптированной русскоязычной версии опросника страха упущенных возможностей.</p> 2024-10-11T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1621 Способность к анализу информации у студентов российских вузов: эффект социально-демографических характеристик 2024-10-11T19:24:45+03:00 Ольга Соболева olga.soboleva@rsv.ru Екатерина Степашкина e.stepashkina@rsv.ru Дмитрий Гужеля dmitriy.guzhelya@rsv.ru Александра Ваза aleksandra.vaza@rsv.ru <p>Исследование посвящено взаимосвязи способности к анализу информации и социально-демографических характеристик: пола, специальности, типа вуза, курса обучения, региона, профильности вуза для специальности. Предыдущие исследования показали, что интеллектуальные способности могут быть связаны с этими параметрами, и настоящая работа уточняет характер этой связи для более узкой компетенции. В исследовании приняло участие 28&nbsp;933 человека из 51 вуза. Получено, что компетенция анализа у юношей развита чуть сильнее, чем у девушек, однако девушки лучше анализируют вербальную информацию, а юноши — числовую. Профессиональная область также оказывает эффект: более успешны в анализе информации студенты медицинских специальностей и студенты-инженеры, менее успешны — студенты-педагоги. Лучше всего развит анализ информации у студентов медицинских вузов, хуже — у студентов аграрных вузов. Более высокий результат по компетенции показывают студенты вузов Северо-Западного федерального округа, более низкий — студенты вузов Северо-Кавказского федерального округа. Студенты из профильных для специальности вузов показывают более высокий результат, чем обучающиеся по тем же специальностям, но из непрофильного для специальности вуза. Обсуждаются возможные причины результатов и ограничения исследования.</p> 2024-10-11T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1622 Социальные верования и гендерный эссенциализм как предикторы легитимизирующих гендерное неравенство установок 2024-10-12T16:11:56+03:00 Алёна Бурлакова asburlakova_1@edu.hse.ru Ольга Ананьева oananyeva@hse.ru Ирина Прусова iprusova@hse.ru <p>Несмотря на то, что Россия считается страной с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала, гендерное неравенство и предубеждения по отношению к женщинам остаются устойчивыми явлениями. Исследования предубеждений зачастую построены на двухфакторной модели Дж. Даккитта, которая рассматривает ориентацию на социальное доминирование и правый авторитаризм в качестве медиаторов связей между социальными верованиями (вера в конкурентный мир и вера в опасный мир) и предубеждениями. Данная модель нашла эмпирическое подтверждение в разных культурных контекстах, однако в контексте гендерных отношений не включает в себя другие гендерно-специфичные верования, такие как эссенциализм. Настоящее исследование направлено на изучение вклада социальных верований и гендерного эссенциализма в выраженность предубеждений по отношению к женщинам на основе установок, легитимизирующих неравенство. В онлайн-исследовании приняли участие 746 жителей разных регионов России (48% женщин) в возрасте от 18 до 79 лет (M = 36,81, SD = 11,46). Участникам предлагалось заполнить методики для измерения веры в опасный и конкурентный миры, гендерного эссенциализма, правого авторитаризма, ориентации на социальное доминирование и амбивалентного сексизма. Моделирование структурными уравнениями методом частичных наименьших квадратов (PLS-SEM) продемонстрировало удовлетворительное соответствие моделей данным; результаты анализа медиации показали, что гендерный эссенциализм вносит вклад во враждебный сексизм как напрямую, так и опосредованно через ориентацию на социальное доминирование и правый авторитаризм, в доброжелательный сексизм — опосредованно через правый авторитаризм. Вера в конкурентный мир вносит вклад во враждебный сексизм как напрямую, так и опосредованно через ориентацию на социальное доминирование. Полученные результаты расширяют двухфакторную модель Даккитта и могут быть использованы для разработки стратегий борьбы с предубеждениями на основе пола.</p> 2024-10-11T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1623 Влияние удержания вербальной информации, связанной с шаблоном цели, на процесс верификации в зрительном поиске 2024-10-12T16:23:49+03:00 Василиса Калошина vasilisa.kaloshina@gmail.com Максим Морозов morozovmaksimmm@gmail.com <p>Выполняя зрительный поиск в реальной жизни, люди часто используют вербальную информацию, однако ее роль остается не до конца изученной. Мы предположили, что запоминание семантически связанной с целью поиска вербальной информации будет способствовать удержанию шаблона цели и тем самым повышать эффективность поиска. В исследовании приняли участие 56 человек (53 — женского пола) в возрасте от 18 до 28 лет (M = 19,454, SD = 1,814). Был проведен лабораторный эксперимент с использованием регистрации глазодвигательной активности с помощью айтрекера Eyelink Portable Duo (1000 Гц). Перед испытуемыми стояла задача запоминать тройки слов, семантически связанных или не связанных с шаблоном цели. После чего нужно было отыскать целевое изображение среди дистракторов в условиях различного количества объектов на экране (4/6/8). Полученные нами данные свидетельствуют о том, что наличие или отсутствие семантической связи между вербальной загрузкой активированной долговременной памяти и шаблоном цели не влияет на эффективность поиска. Причем ни на процесс гайденса, ни на процесс верификации цели. Результаты обсуждаются в контексте недостаточной активации перцептивных признаков объектов, соответствующих названиям целевых категорий, и механизмов интерференции в активированной долговременной памяти.</p> <div id="gtx-trans" style="position: absolute; left: 137px; top: 482.5px;"> <div class="gtx-trans-icon">&nbsp;</div> </div> 2024-10-11T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1624 Ответственность как предиктор выбора копинг-стратегий молодыми людьми 2024-10-12T16:34:49+03:00 Ирина Кибальченко kibalirina@sfedu.ru Татьяна Эксакусто exakusto@sfedu.ru Надежда Федченко fnadejda16@gmail.com <p>В работе проведен теоретический и эмпирический анализ проблемы выбора копинг-стратегий молодыми людьми с разной выраженностью ответственности, который показал, что ответственность представляет собой системное качество личности, позволяющее моделировать собственную жизнь и преодолевать трудности на пути к целям; ее выраженность и особенности могут выступать предикторами выбора копинг-стратегий. Цель исследования: определить, является ли ответственность предиктором выбора копинг-стратегий и какие именно ее характеристики обуславливают выбор тех или иных копингов. В исследовании принимали участие студенты вузов. Выборка формировалась в соответствии с возрастом и полом молодых людей. В целом определен дедуктивно-регрессионный дизайн исследования, включающий множественный регрессионный анализ для определения предикторной связи уровня и характеристик ответственности с выбором копинг-стратегий (<strong>метод «Stepwise»)</strong>, тест Шеффе с целью контроля ошибок в отношении построенных моделей, а также сравнительный анализ результатов (U – Манна-Уитни). Выявлено, что респонденты группы с тенденцией к высокой ответственности имеют достоверные предпочтения в выборе копинг-стратегий «планирование решения проблемы» и «ассертивные действия». Молодые люди с тенденцией к низкой ответственности статистически значимо выбирают копинг-стратегии «бегство-избегание», «дистанцирование», «агрессивные действия» и «асоциальные действия». Выявлена тенденция к связи гармонических характеристик ответственности с выбором конструктивных копингов: специфические виды копингов, характерные для молодых людей с тенденцией к более высокой ответственности представлены более конструктивными и просоциальными стратегиями. И наоборот: снижение выраженности показателей ответственности обусловливает проявление менее конструктивных и асоциальных моделей преодолевающего поведения. Выявленная многомерность и неоднозначность связи отдельных характеристик ответственности с выбором копинг-стратегий открывает перспективы исследования вероятностных моделей взаимосвязей: устойчивых/неустойчивых, гармоничных/дисгармоничных.</p> 2024-10-11T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1625 Психологическая классификация русских пословиц и поговорок о практиках безопасности 2024-10-12T16:48:19+03:00 Татьяна Краснянская ktm8@yandex.ru Валерий Тылец tyletsvalery@yandex.ru <p>Овладение практиками безопасности – актуальный навык в условиях, когда воспроизводятся различные угрозы благополучию общества и каждого отдельного человека. По устойчивости можно выделить социокультурные практики безопасности, представленные в соответствующих предметных паремиях: пословицах и поговорках. Цель исследования – дифференцировать русские пословицы и поговорки о практиках безопасности по их ориентации на ведущий способ познания русскими и русскоговорящими реципиентами. Предполагалось, что пословицы и поговорки о практиках безопасности, соответствующие ведущему способу познания реципиента, воспринимаются им более полезными в жизни, чем прочие. Методами исследования выступили ассоциативный эксперимент, экспертная оценка, тестирование и субъективное ранжирование. Выборку образовали 100 человек в возрасте 19–20 лет – русские и русскоговорящие студенты ряда столичных и региональных вузов России. По итогам исследования был составлен массив пословиц и поговорок о практиках безопасности, используемых с большей или меньшей интенсивностью современными русскими и русскоговорящими респондентами студенческого возраста. Пословицы и поговорки о практиках безопасности можно разделить на четыре группы по их ориентации на ведущий способ познания возможных реципиентов: мышление, ощущения, эмоции и интуицию. Существует ряд лексических особенностей каждой группы пословиц и поговорок, позволяющих осуществить соответствующую дифференциацию данных предметных паремий. Оценка полезности в жизни пословиц и поговорок о практиках безопасности дается реципиентами с учетом доминирующего способа познания. Наиболее высокая оценка данных предметных пословиц и поговорок, ориентированных на мышление, принадлежит реципиентам мыслительного способа познания; ориентированных на ощущения – реципиентам сенсорного способа познания; ориентированных на эмоции – реципиентам чувственного способа познания; ориентированных на интуицию – реципиентам интуитивного способа познания. Исследование дает возможность использовать соответствующие предметные паремии в образовательных и воспитательных практиках, направленных на повышение субъектной компетентности в области безопасности. Выявленная связь этих паремий с психическими особенностями реципиентов открывает новый пласт междисциплинарного потенциала психологии безопасности.</p> 2024-10-11T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1626 Связь доверия к себе и миру с межличностным доверием в Интернет-среде на основе визуальной и текстовой информации у групп с разными типами доверия 2024-10-12T16:57:52+03:00 Мария Копачевская mari.mariya97@mail.ru <p>Статья посвящена изучению изменения связи факторов межличностного доверия (внутренних и внешних) с величиной данного показателя при восприятии человека и его текстов в Интернет-среде. В статье описывается проверка гипотезы о том, что доверие к себе и миру связано с доверием, основанным на восприятии внешности незнакомого человека и текстов его авторства. 182 респондента оценивали незнакомых людей по степени доверия на основе их фотографий и текстов с помощью опроса «Качества и факторы доверия незнакомому человеку». Результаты исследования показывают, что внутренние факторы доверия сильнее связаны с доверием незнакомому человеку при восприятии только фотографии, чем при восприятии сочетания фотографии и текста автора. Полученные данные позволяют выдвинуть предположение о том, что оценка незнакомого человека на основании внешнего вида в значительной степени основывается на прошлом опыте и личностных особенностях оценивающего, в то время как оценка, основанная на восприятии внешнего вида и дополнительной информации (текста), более связана с полученными о воспринимаемом человеке знаниями.</p> 2024-10-11T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024