Психологические исследования https://psystudy.ru/index.php/num <p>Междисциплинарный научный психологический журнал "Психологические исследования" публикует оригинальные статьи по различным отраслям психологии и смежных наук. Адресован профессионалам.</p> <p>Цели журнала: распространение научных психологических знаний, поддержка высоких стандартов научной публикации, содействие интеграции российской психологической науки в мировое информационное научное пространство.</p> <p>Периодичность: 6 выпусков в год. Первый номер опубликован в октябре 2008 года. Текущий номер формируется во второй половине каждого четного месяца (14–28/29 февраля, 14–30 апреля, 14–30 июня, 15–31 августа, 14–31 октября, 15–31 декабря).</p> <p>По данным Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) за 2018 год журнал "Психологические исследования" занимает <a href="https://elibrary.ru/titles_compare.asp">5 и 4 место по величине соответственно двухлетнего и пятилетнего импакт-факторов без самоцитирования, 12 место – по величине Science Index среди российских психологических журналов.</a> Показатели периодически обновляются по мере наполнения базы РИНЦ.</p> <p>Включен ВАК в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, решением Президиума ВАК Минобрнауки РФ N 6/6 от 19.02.2010 г. Журнал "Психологические исследования" стал первым электронным (не имеющим печатного аналога) психологическим журналом, включенным в Перечень ВАК.</p> <p>Специализация по действующей номенклатуре специальностей научных работников соответствует специальности 19.00.00 – "Психологические науки". Коды научных специальностей: 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.04 – Медицинская психология; 19.00.05 – Социальная психология; 19.00.13 – Психология развития, акмеология.</p> <p>Издатель журнала: ООО "Издательство Солитон" [= Editions Soliton].</p> <p>Форма распространения: электронное периодическое издание (ЭПИ). В печатной форме журнал не распространяется.</p> <p>Доступ: свободный доступ посредством телекоммуникационной сети Интернет. Сайт журнала доступен по адресам: psystudy.ru , психолисслед.рф. Бесплатный доступ к полным текстам статей – принципиальная позиция редакции.</p> <p>Официальные языки журнала: русский и английский.</p> <p>Место издания: Москва, Россия.</p> <p>Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях – научных, образовательных, учебных и т.п.</p> <p>При цитировании материалов журнала "Психологические исследования" ссылка на первоисточник обязательна, с указанием сетевого адреса журнала <a href="https://psystudy.ru">https://psystudy.ru</a>.</p> ru-RU psystudy@psystudy.ru (Редакция журнала "Психологические Исследования") anufriev.grigoriy@yandex.ru (Григорий Ануфриев) Mon, 29 Apr 2024 02:30:26 +0300 OJS 3.3.0.10 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Сочувствие к себе в контексте суицидальных тенденций: нормативные показатели «Шкалы сочувствия к себе» К. Нефф https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1516 <p>Статья посвящена проверке психометрических характеристик русскоязычной версии методики «Шкала сочувствия к себе» К.&nbsp;Нефф. Кроме того, была поставлена задача – установить нормативные показатели для данной шкалы с точки зрения суицидального риска. Нормативная выборка состояла из 490&nbsp;студентов вузов, клиническая выборка – из 146&nbsp;пациентов кризисного стационара, у которых наблюдались суицидальные мысли. Для проверки структуры опросника и установления пороговых значений применялась модель современной теории тестирования для рейтинговых шкал. Было показано, что «Шкалу сочувствия к себе» целесообразнее использовать и интерпретировать по шести субшкалам и двум факторам: «позитивного» и «требовательного» самоотношения. Это инструмент, дающий надежные и валидные результаты, а нормативные показатели позволяют использовать шкалу для выявления суицидального риска у молодежи при скринингах и в клиническом сеттинге.</p> Никита Колачев, Ксения Чистопольская , Сергей Ениколопов , Евгений Николаев , Сергей Дровосеков Copyright (c) 2024 Никита Колачев, Ксения Чистопольская , Сергей Ениколопов , Евгений Николаев , Сергей Дровосеков https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1516 Sun, 28 Apr 2024 00:00:00 +0300 Межличностная чувствительность и психологический дистресс как факторы самоповреждающего поведения https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1512 <p>Представлены результаты эмпирического исследования связи самоповреждающего поведения с межличностной чувствительностью и психологическим дистрессом. Выборка: N = 664, 17–35 лет, 563 (84,4%) женщин, 101 (15,2%) мужчин. Методики: опросник выраженности психопатологической симптоматики [Тарабрина, 2001]; опросник межличностной чувствительности [Разваляева, Польская, 2021]; шкала причин самоповреждающего поведения [Польская, 2017]. Результаты: (1) межличностная чувствительность, самоповреждающее поведение и показатели психологического дистресса оказались значимо выше в группе юношеского возраста – 17–19 лет, а наиболее низкие – у респондентов в возрасте 27–35 лет; (2) у респондентов, подтвердивших самоповреждения, оказались значимо более высокие показатели психопатологической симптоматики и межличностной чувствительности; (3) выявлено, что страх отвержения усиливает частоту самоповреждений, а зависимость от оценок окружающих – уменьшает; (4) психологический дистресс выступает медиатором связи между страхом отвержения и самоповреждениями, а возраст – модератором. Выводы: таким образом, в юношеском возрасте высокий страх отвержения приводит к высокому психологическому дистрессу, который связан с частыми самоповреждениями. Результаты исследования указывают на значимость восприятия межличностных отношений при самоповреждающем поведении.</p> Наталия Польская, Анна Разваляева Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1512 Sun, 28 Apr 2024 00:00:00 +0300 Событийная временная перспектива будущего как адаптационный ресурс в условиях социальных кризисов https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1515 <p>Представленное исследование посвящено изучению пластичности событийной временной перспективы будущего российских респондентов в контексте социальных кризисов: пандемии COVID-19 и специальной военной операции на территории Украины (СВО). В ходе исследования анализировались образы будущего, полученные с помощью графической методики «Линия жизни будущего» в 2019 (N = 106), 2020 (N = 106) и 2022 (N = 95) годах. Вопреки прогнозируемым дефицитарным трансформациям временной перспективы будущего, результаты показали расширение горизонта планирования и увеличение количества антиципируемых событий в условиях пандемии COVID-19 и СВО. При этом позитивность образов будущего планомерно снижалась в трех рассматриваемых периодах. Зафиксировано значимое колебание уровня сценарности, т.е. степени ассимиляции культурного жизненного сценария (представлений о жизни типичного представителя данной культуры) в образ личного будущего. Кроме того, в условиях кризисов повысилась частота упоминания собственной смерти на линии жизни будущего, причем как в качестве негативного, так и в качестве нейтрального/позитивного события. Полученные результаты демонстрируют специфику трансформаций макроструктуры образа будущего в условиях пандемии COVID-19 и СВО и поддерживают гипотезу о потенциале использования временной перспективы будущего как адаптационного когнитивно-личностного ресурса в кризисных ситуациях.</p> Ольга Сулим Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1515 Sun, 28 Apr 2024 00:00:00 +0300 Теоретико-психологический анализ современных представлений о профессиональной идентичности: проблемы развития. Часть 2 https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1517 <p>Профессиональная идентичность (ПИ) — одна из самых актуальных тем в научной психологии. Несмотря на это, в ее рамках остаются малоизученные и проблематичные аспекты, среди которых важно упомянуть развитие профессиональной идентичности в период ранней взрослости (молодости), зачастую включающий этап студенчества. Существует много академических взглядов на становление ПИ в указанную фазу жизни, и особенный интерес представляют наиболее согласованные из них, однако они находятся во многом в бессистемном состоянии в научно-психологической литературе. Для того чтобы исправить это положение, мы провели вторую часть литературного обзора, посвященную генезу профессиональной идентичности. Нам удалось показать, что 1)&nbsp;формирование ПИ в целом зависит от особенностей профессионального выбора, результатов профессиональной социализации, самодетерминации профессионального поведения, а также профессионального совершенствования; 2)&nbsp;такие свойства личности, как рефлексия, адаптивность, мобильность (гибкость/пластичность) и умение устанавливать и поддерживать связи, благоприятствуют обретению реализованной ПИ и способствуют переживанию профессиональной конгруэнтности, дающей импульс к наслаждению собственной профессией; 3) молодость – сензитивный отрезок жизни для становления ПИ, поскольку человек активно ищет себя в профессиональном плане, причем существенное влияние на этот процесс оказывают уровень образования, социально-экономический потенциал, отношения с семьей и со сверстниками, а также хобби; к тому же в силу самобытности ПИ в ранней взрослости ее необходимо изучать независимо от других стадий личностного развития; 4) у студентов могут быть всевозможные формы ПИ, но достигнутая профессиональная идентичность присуща тем из них, кто прикладывает наибольшие усилия для профессиональной самореализации. Мы приходим к выводу, что исследования профессиональной идентичности должны продолжаться, чтобы заполнить многие пробелы: это может принести не только научно-теоретическую, но и практическую пользу.</p> Евгений Брызгалин, Юлия Александрова, Николай Пряжников Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1517 Sun, 28 Apr 2024 00:00:00 +0300 Источники сложности в задаче на отдаленные ассоциации https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1518 <p>Задача на отдаленные ассоциации (compound remote association – CRA) часто используется для изучения феномена инсайта. Большинство исследований было проведено на материале англоязычных задач, заметная часть которых характеризуется определенным типом решения – составным словом-ответом (compound). Русскоязычные задачи обычно имеют другой тип ответа – устойчивые словосочетания стимульных слов с искомым. Нахождение такого ответа требует опоры на несколько типов отношений между словами: в первую очередь, синтаксических и семантических. Целью статьи является анализ теоретических моделей, объясняющих решение задачи на отдаленные ассоциации. Также рассматриваются источники трудности русскоязычных задач такого типа для решения.</p> Виктория Афанасьева, Владимир Спиридонов Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1518 Sun, 28 Apr 2024 00:00:00 +0300 Имплицитная координация и работа команды https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1519 <p>В статье рассматривается явление имплицитной (неявной) координации, ее роль в работе команд и связь с командной результативностью. Рассмотрена история изучения этого явления, основные элементы ее структуры, отличия неявной координации от явной и от подстраховывающего поведения. Приведены основные механизмы, лежащие в основе неявной координации: ментальные модели команды, командные ситуационные модели, система трансактивной памяти команды. В завершении статьи сформулированы основные сложности исследования неявной координации, а также возможные направления дальнейшего изучения этого феномена.</p> Александр Гудиев Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1519 Sun, 28 Apr 2024 00:00:00 +0300 Особенности совместного внимания человека и антропоморфного робота https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1520 <p>Цель статьи – сравнение процесса совместного внимания между двумя людьми и между человеком и антропоморфным роботом<strong>. </strong>В обзоре приведены различные подходы к определению понятия «совместное внимание». Описаны особенности протекания процесса совместного внимания между людьми («низкоуровневое» и «высокоуровневое»), реагирование и инициирование как его формы. Выделены четыре модульных компонента совместного внимания по Барон-Кохен: детектор намерений, детектор направления взгляда, механизм общего внимания, модель психического – и три основных модели совместного внимания людей: универсальная когнитивная, социально-когнитивная модель и модель множественных процессов. Представлены идея о различиях между социально-познавательными процессами от второго и третьего лица Гомеза, Хобсона и Редди и её дальнейшее развитие Сипосовой и Карпентер, которые выделили четыре уровня социального внимания: мониторинг, общий уровень, взаимный и совместный. Выявлены основные направления исследования совместного внимания между людьми. Установлены основные преимущества применения роботов: антропоморфность, способность роботов работать автономно и осуществлять как вербальное, так и невербальное общение, привлекать и удерживать внимание; способность как реагировать на совместное внимание, так и инициировать его; возможность объективной интерпретация стимулов. Выявлены основные недостатки антропоморфных роботов, не позволяющие им быть полноценными соагентами с человеком: шумность, громоздкость и неповоротливость, отличия мимики и движений от человеческих, нехватка способностей к самостоятельному принятию решений. Позитивное и негативное влияние специфических характеристик роботов связано с тем, что на современном этапе развития они с легкостью реализуют восходящий механизм совместного внимания, но испытывают значительное затруднение с нисходящим уровнем.</p> Анастасия Столярова Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1520 Mon, 29 Apr 2024 00:00:00 +0300