Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников

Авторы

  • Ольга Гребенникова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1006

Ключевые слова:

воля, произвольность, произвольное поведение, межличностные отношения, дошкольник

Аннотация

В статье рассматривается проблема произвольности и тесно связанная с ней проблема формирования воли как центральной линии развития личности ребенка дошкольного возраста. Анализируются два классических психологических подхода к этой проблематике: в контексте проблемы сознания и мотивационной сферы человека. Формирование произвольности изучено автором в процессе социального взаимодействия в малой группе. Полученные материалы подтвердили предположение о том, что общая динамика развития произвольного поведения дошкольников представляет собой последовательный переход от позиции внешнего контролёра в игровой деятельности к самостоятельным контрольным действиям вне игровой деятельности, от игровых форм контроля к неигровым. Эти изменения находятся в непосредственной зависимости от возраста партнеров и от их межличностых отношений.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Ольга Гребенникова

Гребенникова Ольга Владимировна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. Е-mail: Olga_univer05@rambler.ru

Литература

Block J.H., Block J. The role of ego-control and ego-resiliency in the organization of behavior // Development of cognition, affect, and social relations: Minnesota Symposia on Child Psychology / ed. W.A.Collins. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1980. Vol. 13. P. 39–101.

Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its forming in child's age]. M.: Prosveshchenie, 1968. 464 s. [in Russian]

Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: izbrannye psikhologicheskie trudy [Problems of forming of personality: Select psychological labours] / pod red. D.I.Feldshteina, vstupitel'naya stat'ya D.I.Feldshteina. 3-e izd. M.: Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta; Voronezh: MODEK, 2001. 352 s. [in Russian]

Elkonin D.B. Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh: Izbrannye psikhologicheskie trudy [Psychical development in child's ages: Select psychological labours] / pod red. D.I.Feldshteina, vstupitel'naya stat'ya D.I.Feldshteina. 3-e izd. M.: M.: Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta; Voronezh: MODEK, 2001. 416 s. [in Russian]

Elkonin D.B. Razvitie lichnosti rebenka-doshkol'nika [Development of personality of preschool child] // Psikhologiya lichnosti i deyatel'nosti doshkol'nika / pod red. A.V.Zaporozhtsa i D.B.Elkonina. M., 1956. [in Russian]

Grebennikova O.V. Rol' sverstnikov v formirovanii proizvol'nogo povedeniya doshkol'nikov [Role of coevals in forming of arbitrary conduct of under-fives]: dis. … kand. psikhol. nauk. Moskva, 2006. 135 s. [in Russian]

Greenacre. P. General problems of acting out // Psychoanalytic Quarterly. 1950. N 19. P. 455–467. (св рус)

Grigorovich L.A., Martsinkovskaya T.D. Pedagogika i psikhologiya [Pedagogics and psychology]. M.: Gardariki, 2004. S. 361–362. [in Russian]

Ivannikov V.A. K sushchnosti volevogo povedeniya [To essence of volitional conduct] // Psikhologicheskii zhurnal. 1985. T. 6, N 3. S. 47–55. [in Russian]

Ivannikov V.A. Psikhologicheskie mekhanizmy volevoi regulyatsii [The psychological mechanisms of the volitional adjusting]. Izd. 2-e, ispr. i dop. M.: Izd-vo URAO, 1998. 144 s. [in Russian]

Kopp K.B. Antetsedenty samoregulyatsii perspektivnogo razvitiya // Psikhologiya razvitiya. 1982. T. 18, N 2. S. 199–214. [in Russian]

Leontiev A.N. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya [Selected psychological works]: v 2 t. M., 1983. [in Russian]

Luria A.R. K voprosu o formirovanii proizvol'nykh dvizhenii rebenka [To the question about forming of autokinesias of child] // Doklady APN RSFSR, 1957. N 1. [in Russian]

Manuilenko Z.V. Razvitie proizvol'nogo povedeniya u detei doshkol'nogo vozrasta [Development of arbitrary conduct for the children of preschool age] // Izvestiya APN RSFSR. 1948. Vyp. 14. S. 89–129. [in Russian]

Rexford E.N. A developmental approach to problems of acting out. New York, 1978.

Rubinstein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Bases of general psychology]. M., 1989 T. 1–2. 754 s. [in Russian]

Rubinstein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Bases of general psychology]. SPb.: Piter, 2004. 713 s. [in Russian]

Smirnova E.O. Razvitie voli i proizvol'nosti v rannem i doshkol'nom vozrastakh [Development of the will and randomness in early and pre-school ages]. M.: Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta; Voronezh: MODEK, 1998. 256 s. [in Russian]

Vygotsky L.S. Sobranie sochinenii [The collected works]: v 6 t. / pod red. A.M.Matyushkina. M.: Pedagogika, 1983. T. 3: Problemy razvitiya psikhiki. S. 145–146. [in Russian]

Число просмотров

Просмотров: 892

Опубликован

28.02.2009

Как цитировать

Гребенникова, О. (2009). Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников. Психологические исследования, 2(3). https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1006

Выпуск

Раздел

Статьи