Критика методологии проверки нулевой гипотезы: ограничения и возможные пути выхода. Часть I

Авторы

  • Алексей Корнеев
  • Елена Рассказова
  • Анатолий Кричевец
  • Александра Койфман

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i45.495

Ключевые слова:

проверка нулевой гипотезы, статистическое оценивание, значимость, метаанализ

Аннотация

Статья посвящена критическому обсуждению проблемы статистического вывода и методологии проверки нулевой гипотезы. В ней рассматриваются основные недостатки этого подхода к статистическому оцениванию данных. Выделяются несколько уровней критики проверки нулевой гипотезы: собственно статистический, связанный с процедурами и допущениями, стоящими за этой методологией, уровень социальных последствий, связанных с доминированием данного подхода в статистике, приводящий к ошибкам в интерпретации получаемых результатов, и, наконец, уровень соотнесения статистического и содержательного (психологического) анализа. Далее рассматриваются основные альтернативы, предлагающиеся в настоящее время для преодоления проблем, вызванных использованием методологии проверки нулевой гипотезы, дается их критическая оценка. Формулируется предварительный вывод о недостаточности изменения способов оценивания изолированного исследования.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Алексей Корнеев

Корнеев Алексей Андреевич. Старший научный сотрудник, лаборатория нейропсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия; старший научный сотрудник, лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности, Институт возрастной физиологии, Российская академия образования, ул. Погодинская, д. 8, корп. 2, 119121 Москва, Россия. E-mail: korneeff@gmail.com

Елена Рассказова

Рассказова Елена Игоревна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейрои патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009, Москва, Россия; старший научный сотрудник, лаборатория медицинской психологии, Научный центр психического здоровья, Каширское шоссе, д. 34, 115522 Москва, Россия. E-mail: e.i.rasskazova@gmail.com

Анатолий Кричевец

Кричевец Анатолий Николаевич. Доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор, кафедра методологии психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: ankrich@mail.ru

Александра Койфман

Койфман Александра Яковлевна. Психолог, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: skoyfman@gmail.com

Литература

Alekseev A.A. In: A.N. Alekhin (Ed.), Metodologicheskie problemy meditsinskoi psikhologii: materialy seminara kafedry klinicheskoi psikhologii Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I.Gertsena. Part II. St. Petersburg: Znanie, 2012. pp. 69–88. (in Russian)

Artemeva E.Yu., Martynov E.M. Veroyatnostnye metody v psikhologii. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1975. (in Russian)

Borenstein M., Hedges L.V., Higgins J.P.T., Rothstein H.R. Introduction to Meta-Analysis. Chichester, UK: John Wiley and Sons, 2009.

Carver R. The case against statistical significance testing. Harvard Educational Review, 1978, 48(3), 378–399.

Cohen J. The earth is round (p >; .05): Rejoinder. American Psychologist, 1994, 50(12), 997–1003.

Eidswick J. A Bayesian Alternative to Null Hypothesis Significance Testing. Shinken Research Bulletin, 2012, 16(1), 2–15.

Fisher R.A. Statisticheskie metody dlya issledovatelei. Moscow: Gosstatizdat, 1958. (in Russian)

Fraley R.C., Marks M.J. The null hypothesis significance testing debate and its implications for personality research. In: Handbook of research methods in personality psychology. New York, NY: Guilford, 2007. pp. 149–169.

Gigerenzer G. Mindless statistics. The Journal of Socio-Economics, 2004, 33(5), 587–606.

Gliner J.A., Leech N.L., Morgan G.A. Problems with null hypothesis significance testing (NHST): what do the textbooks say? The Journal of Experimental Education, 2002, 71(1), 83–92.

Hoekstra R., Finch S., Kiers H.A., Johnson A. Probability as certainty: Dichotomous thinking and the misuse of p-values. Psychonomic Bulletin and Review, 2006, 13(6), 1033–1037.

Kelley K., Preacher K.J. On effect size. Psychological Methods, 2012, 17(2), 137–152.

Korneev A.A., Krichevets A.N. Psikhologicheskii Zhurnal, 2011, 32(1), 97–110. (in Russian)

Krichevets A.N., Korneev A.A., Rasskazova E.I. Matematicheskaya statistika dlya psikhologov. Moscow: Akademiya, 2012. (in Russian)

Krichevets A.N., Shvarts A.Yu., Chumachenko D.V. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei Shkoly Ekonomiki, 2014, 11(3), 55–78. (in Russian)

Little T.D. Longitudinal structural equation modeling. New York, NY: Guilford Press, 2013.

Masicampo E.J., Lalande D.R. A peculiar prevalence of p values just below .05. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, 2012, 65(11), 2271–2279.

Nuzzo R. Statistical errors. Nature, 2014, 506(13), 150–152.

Purssell E., While A. P = nothing, or why we should not teach healthcare students about statistics. Nurse Education Today, 2011, 31(8), 837–840.

Robinson D.H., Wainer H. On the past and future of null hypothesis significance testing. Research Report, 2001, No. 2, 1–20.

Schneider J.W. Null hypothesis significance tests. A mix-up of two different theories: the basis for widespread confusion and numerous misinterpretations. Scientometrics, 2015, 102(1), 411–432.

Sivukha S.V. In: M.M. Gorbunov (Ed.), Aktual'nye problemy gumanitarnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh nauk: Sbornik materialov Vos'moi mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow: Pero, 2014. Ch. 1, pp. 123–25. (in Russian)

Sivukha S.V., Kozyak A.A. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei Shkoly Ekonomiki, 2009, 6(4), 66–86. (in Russian)

Sotos A.E.C., Vanhoof S., van den Noortgate W., Onghena P. Students’ misconceptions of statistical inference: A review of the empirical evidence from research on statistics education. Educational Research Review, 2007, 2(2), 98–113.

Trafimow D., Marks M. Editorial. Basic and Applied Social Psychology, 2015, 37(1), 1–2.

Wilkinson L. Statistical methods in psychology journals: Guidelines and explanations. American Psychologist, 1999, 54(8), 594–604.

Число просмотров

Просмотров: 571

Опубликован

26.02.2016

Как цитировать

Корнеев, А., Рассказова, Е., Кричевец, А., & Койфман, А. (2016). Критика методологии проверки нулевой гипотезы: ограничения и возможные пути выхода. Часть I. Психологические исследования, 9(45). https://doi.org/10.54359/ps.v9i45.495

Выпуск

Раздел

Статьи