Стратегии «сохранения лица» и успешность делового взаимодействия

Авторы

  • Екатерина Васильева Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики», Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v15i83.1124

Ключевые слова:

деловое взаимодействие, успешность коммуникации, межличностное взаимодействие, стратегии «сохранения лица»

Аннотация

В современных условиях успешность деловой коммуникации становится одним из важнейших факторов, способствующих успешности и экономическому развитию организаций. В связи с этим актуальным становится исследование не только навыков и умений, составляющих коммуникативную компетентность, но и других, менее изученных, условий успешности делового взаимодействия. Целью данной статьи является выявление роли стратегий «сохранения лица» в процессе деловой коммуникации посредством анализа взаимосвязи между выбором стратегий «сохранения лица», паттернами коммуникативного поведения и успешностью деловой коммуникации. В основе исследования лежит модель стратегий сохранения лица и коммуникативного поведения, предложенная С. Тинг-Туми. Наличие и характер взаимосвязи проверялись через моделирование структурными уравнениями (SEM). Выборку исследования составили 363 сотрудника российских и международных компаний. Согласно результатам, стратегии «сохранения лица» и паттерны коммуникативного поведения связаны с успешностью деловой коммуникации. Стратегии сохранения совместного «лица» связаны с кооперацией, «лица» другого – с избеганием, а сохранения собственного «лица» – с доминированием. Сохранение совместного «лица» и «лица» другого положительно связаны с удовлетворенностью коммуникацией, а сохранение собственного «лица» отрицательно связано с удовлетворенностью коммуникацией. Кооперация медиирует взаимосвязь стратегии сохранения совместного «лица» и желания продолжить общение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбор стратегии сохранения «лица» играет важную роль в структуре деловой коммуникации. С одной стороны, эти стратегии являются предикторами коммуникативного поведения, с другой стороны, разные стратегии по-разному связаны с удовлетворенностью коммуникацией и желанием продолжить общение.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Екатерина Васильева, Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Аспирант Аспирантской школы по психологии, Факультета социальных наук, стажер-исследователь Центра социокультурных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия.

Литература

Batkhina A.A., Lebedeva N.M. Рredictors of behavioral strategy choice among Russians in intercultural conflict. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo = Social Psychology and Society, 2019, 10(1), 70–91. doi:10.17759/sps.2019100105. (In Russ., аbstr. in Engl.)

Curhan, J.R., Elfenbein, H.A., & Xu, H. What do people value when they negotiate? Mapping the domain of subjective value in negotiation. Journal of personality and social psychology, 2006, 91(3), 493-512.

Duncan, T., Moriarty, S.E. A communication-based marketing model for managing relationships. Journal of marketing, 1998, 62(2), 1-13.

Gao, W., Liu, Y., Qian, L. The personal touch of business relationship: A study of the determinants and impact of business friendship. Asia Pacific Journal of Management, 2016, 33(2), 469-498.

Gelfand, M.J., Major, V.S., Raver, J.L., Nishii, L.H., O’Brien, K. Negotiating relationally: The dynamics of the relational self in negotiations. Academy of Management Review, 2006, 31(2), 427-451.

Graham E.E., Mazer J.P. (ed.). Communication research measures III: A sourcebook. – Routledge, 2019.

Gunia, B.C., Brett, J.M., Gelfand, M.J. The science of culture and negotiation. Current Opinion in Psychology, 2016, 8, 78-83.

Hecht, M.L. The conceptualization and measurement of interpersonal communication satisfaction. Human Communication Research, 1978, 4(3), 253-264.

Imahori, T.T., Cupach, W.R. Identity management theory. Theorizing about intercultural communication, 2005, 195-210.

Jiang, J., Zheng, L., Lu, C. A hierarchical model for interpersonal verbal communication. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 2021, 16(1-2), 246-255.

Kern, M.C., Lee, S., Aytug, Z. G., Brett, J. M. Bridging social distance in inter‐cultural negotiations: “you” and the bi‐cultural negotiator. International Journal of Conflict Management. 2012.

Kim, M. S., Lee, H.R., Kim, I.D., Hunter, J.E. A test of a cultural model of conflict styles. Journal of Asian Pacific Communication, 2004, 14(2), 197-222.

Lowry, P.B., Romano, N.C., Jenkins, J.L., Guthrie, R.W. The CMC interactivity model: How interactivity enhances communication quality and process satisfaction in lean-media groups. Journal of Management Information Systems, 2009, 26(1), 155-196.

Mak, W.W., Chen, S.X., Lam, A.G., Yiu, V.F. Understanding distress: the role of face concern among Chinese Americans, European Americans, Hong Kong Chinese, and mainland Chinese. The Counseling Psychologist, 2009, 37(2), 219-248.

Marlow, S.L., Lacerenza, C.N., Paoletti, J., Burke, C.S., Salas, E. Does team communication represent a one-size-fits-all approach?: A meta-analysis of team communication and performance. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 2018, 144, 145-170.

Metts S. Face and facework: Implications for the study of personal relationships. Communication and personal relationships, 2003, 77-93.

Oetzel, J.G., Ting-Toomey, S. Face concerns in interpersonal conflict: A cross-cultural empirical test of the face negotiation theory. Communication research, 2003, 30(6), 599-624.

Oetzel, J., Garcia, A.J., Ting‐Toomey, S. An analysis of the relationships among face concerns and facework behaviors in perceived conflict situations: A four‐culture investigation. International Journal of Conflict Management, 2008, 19(4), 382-403.

Pai, P., Tsai, H.T. Reciprocity norms and information-sharing behavior in online consumption communities: An empirical investigation of antecedents and moderators. Information and Management, 2016, 53(1), 38-52.

Pitts, M.J., Giles, H. In Handbook of Interpersonal Communication. De Gruyter Mouton, 2008, 15-32.

Pitts, M.J., Harwood, J. Communication accommodation competence: The nature and nurture of accommodative resources across the lifespan. Language and Communication, 2015, 41, 89-99.

Rahim, M.A., Antonioni, D., Psenicka, C.A structural equations model of leader power, subordinates' styles of handling conflict, and job performance. International journal of conflict management, 2001, 12(3), 191–211.

Rios, J.A., Ling, G., Pugh, R., Becker, D., Bacall, A. Identifying critical 21st-century skills for workplace success: A content analysis of job advertisements. Educational Researcher, 2020, 49(2), 80-89.

Sanzo, M.J., Santos, M.L., Alvarez, L.I., Vázquez, R. The effect of a buyer's market orientation on attitudinal loyalty toward a supplier: is dependence a moderator?. Supply Chain Management, 2007, 12(4), 267-283.

Scollon, R. Plagiarism and ideology: Identity in intercultural discourse. Language in Society, 1995, 24(1), 1-28.

Sharma, N., & Patterson, P.G. The impact of communication effectiveness and service quality on relationship commitment in consumer, professional services. Journal of services marketing, 1999, 13(2), 151-170.

Siira, K.M., Rogan, R., Hall, J. A spoken word is an arrow shot: A comparison of Finnish and US conflict management and face maintenance. Journal of Intercultural Communication Research, 2004, 33(1/2), 89-107.

Spencer-Oatey, H. Theories of identity and the analysis of face. Journal of pragmatics, 2007, 39(4), 639-656.

Spitzberg, B.H. (Re) Introducing communication competence to the health professions. Journal of Public Health Research, 2013, 2(3), 126-135. doi: 10.4081/jphr.2013.e23.

Teng, E., Zhang, L., Lou, M. I am talking but are you listening? The effects of challenge and hindrance stressors on effective communication. Human Performance, 2020, 33(4), 241-257.

Ting-Toomey, S. The matrix of face: An updated face-negotiation theory. Theorizing about intercultural communication, 2005, 71-92.

Ting-Toomey, S. In Conflict management and intercultural communication. Routledge, 2017, 123-143.

Ulrey, K.L., & Amason, P. Intercultural communication between patients and health care providers: An exploration of intercultural communication effectiveness, cultural sensitivity, stress, and anxiety. Journal of health communication, 2001, 13(4), 449-463.

Willis G.B. Cognitive interviewing: A tool for improving questionnaire design. SAGE Publications, 2004.

Число просмотров

Просмотров: 630

Опубликован

30.06.2022

Как цитировать

Васильева, Е. (2022). Стратегии «сохранения лица» и успешность делового взаимодействия. Психологические исследования, 15(83), 3. https://doi.org/10.54359/ps.v15i83.1124

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования