Влияние турецких «мыльных опер» на формирование гендерных стереотипов у российских зрителей

Авторы

  • Юлия Боровикова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
  • Виктория Галяпина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v16i87.1351

Ключевые слова:

средства массовой коммуникации, гендерные стереотипы, Турция

Аннотация

Исследование влияния медиа на формирование стереотипов привлекает внимание ученых уже не первое десятилетие. Согласно теории культивирования [Gerbner et al., 1980; Gerbner et al., 2002], потребление человеком продуктов массовой коммуникации впоследствии приводит к формированию определенных представлений, включающих в себя и стереотипы. Данное исследование изучает взаимосвязь между вовлеченностью российских зрителей в просмотр турецких «мыльных опер» и стереотипами турецких мужчин и женщин. В опросе участвовали 270 российских респондентов. Данные были обработаны с использованием моделирования структурными уравнениями (SEM). Результаты показали, что, во-первых, интенсивность просмотра турецких «мыльных опер» предсказывает положительный образ турецких мужчин и женщин, а во-вторых, российские зрители склонны воспринимать и турецких мужчин, и турецких женщин «теплыми» и «компетентными». И, наконец, зрители, которые более интенсивно смотрят турецкие сериалы, атрибутируют более фемининные качества как туркам, так и турчанкам.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Юлия Боровикова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Стажер-исследователь, департамент психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия.

Виктория Галяпина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Доктор психологических наук, доцент, департамент психологии, главный научный сотрудник Центра социокультурных исследований Национальный исследовательский университет «Выс-шая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия.

Литература

Ageev V.S. Psihologicheskoe issledovanie social'nyh stereotipov. Voprosy psihologii, 1986. 1, 95–101. (In Russian)

Adorno T. Issledovanie avtoritarnoj lichnosti. Moscow: Serebryanye niti, 2001. (In Russian)

Brajant D., Tompson S. Osnovy vozdejstviya SMI/Dzh. – 2004. (In Russian)

Van Gubergen M. Pohvala stereotipu // Teoriya i praktika prepodavaniya russkogo yazyka. University College of Brussels. - HUB. https://mognovse.ru/lyx-pohvala-stereotipu-m-van-goubergen.html

(In Russian)

Grigor'ev D.S. Model' soderzhaniya stereotipov i etnicheskie stereotipy v Rossii. ZHurnal sociologii i social'noj antropologii, 2020, 23(2), 215–244. DOI:10.31119/jssa.2020.23.2.9 (In Russian)

Lippmann U. Obshchestvennoe mnenie. – 2004. (In Russian)

Majers D. Social'naya psihologiya. Piter, 2011. (In Russian)

Popova V.O., Balezina E.A. Rol' sredstv massovoj informacii v formirovanii stereotipov massovogo soznaniya. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya, 2015, 2, 88–94. (In Russian)

Saetov I.G. Populyarnost' tureckih serialov u russkoyazychnyh zritelej. Vostochnaya analitika, 2020, 4, 249–257. DOI:10.31696/2227-5568-2020-04-249-257 (In Russian)

Habenskaya E.O. Etnicheskie stereotipy i ksenofobiya v SMI (po materialam monitoringa pressy stol-ichnogo regiona). Dnevnik Altajskoj shkoly politicheskih issledovanij, 2005, 21, 171–174. (In Rus-sian)

Allen R.C. Speaking of soap operas. University of North Carolina Press, 1985.

Allport G.W., Clark K., Pettigrew T. The nature of prejudice. Addison-Wesley, 1954.

Ang I. Watching Dallas: Soap opera and the melodramatic imagination. Routledge, 2013.

Baldwin J.R., Means Coleman R.R., González A., Shenoy-Packer S. Intercultural communication for everyday life. John Wiley and Sons, 2014.

Banas J.A., Bessarabova E., Massey Z.B. Meta-analysis on mediated contact and prejudice. Human Communication Research, 2020, 46(2–3), 120–160. DOI:10.1093/hcr/hqaa004

Bandura A., Walters R.H. Social learning theory. Prentice Hall: Englewood cliffs, 1977. Vol. 1.

Blumler J.G., Katz E. The Uses of Mass Communications: Current Perspectives on Gratifications Re-search. London: Sage Annual Reviews of Communication Research, 1974. Vol. 3.

Boratav H.B., Fişek G.O., Ziya H.E. Unpacking masculinities in the context of social change: Internal complexities of the identities of married men in Turkey. Men and Masculinities, 2014, 17(3), 299–324. DOI:10.1177/1097184X14539511

Brewer W.F., Nakamura G.V. The nature and functions of schemas. In: R.S. Wyer, T.K. Srull (Eds.), Handbook of social cognition. Hillsdale: Erlbaum. 1984.

Brunsdon C. Identity in feminist television criticism. Media, Culture & Society, 1993, 15(2), 309–320. DOI:10.1177/016344379301500201

Brunsdon C. Screen tastes: Soap opera to satellite dishes. Routledge, 2005. DOI:10.4324/9780203993002

Buccianti A. Dubbed Turkish soap operas conquering the Arab world: social liberation or cultural aliena-tion? Arab Media and Society, 2010, 10(2), 428.

Byerly C.M., Ross K. Women and media: A critical introduction. John Wiley and Sons, 2008.

Chao T.C. A diary study of university EFL learners' intercultural learning through foreign films. Lan-guage Culture and Curriculum, 2013, 26(3), 247–265. DOI:10.1080/07908318.2013.833936

Fiske S.T. Intergroup biases: A focus on stereotype content. Current opinion in behavioral sciences, 2015, 3, 45–50. DOI:10.1016/j.cobeha.2015.01.010

Fiske S.T. Stereotyping, prejudice, and discrimination. – 1998.

Geraghty C. Women and soap opera: A study of prime time soaps. Polity Press, 1991.

Geraghty C. Women's fiction still? The study of soap opera in television studies. Critical Studies in Tele-vision, 2006, 1(1), 129–134. DOI:10.7227/CST.1.1.17

Gerbner, G., Gross, L., Morgan, M., Signorielli, N., & Shanahan, J. Growing up with television: Culti-vation processes. In: J. Bryant, & D. Zillman (Eds.), Media effects: Advances in theory and research (2nd edition). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. 2002. pp. 43-67

Gerbner, G., Gross, L., Signorielli, N., & Morgan, M. Television violence, victimization, and power. American behavioral scientist, 1980, 23(5), 705–716. DOI:10.1177/000276428002300506

Hobson D. Crossroads: The drama of a soap opera. Methuen, 1982. Vol. 10.

Hofstede G. Cultural dimensions. 2003.

Hu L.T., Bentler P.M. Cutoff Criteria for Fit Indexes in Covariance Structure Analysis: Conventional Criteria Versus New Alternatives. Structural Equation Modeling, 1999, 6(1), 1–55.

Jabbour J. Winning hearts and minds through soft power: The case of Turkish soap operas in the Middle East. In: Lenze, N., Schriwer, C., Jalil, Z. (Eds.), Media in the Middle East: Activism, Politics, and Cul-ture. Palgrave Macmillan, Cham, 2017. pp. 145–163. DOI:10.1007/978-3-319-65771-4_7

Kubey R.W., Csikszentmihalyi M. Television as escape: Subjective experience before an evening of heavy viewing. Communication Reports, 1990, 3(2), 92–100. DOI:10.1080/08934219009367509

Larochelle D.L. The Greek Fandom of Turkish Soap Operas and the Tourism Industry: Traveling through Borders, Realities, and Identities. The Journal of Popular Culture, 2019, 52(6), 1472–1493. DOI:10.1111/jpcu.12864

Laurence L.D. “Brad Pitt Halal” and the Hybrid Woman: Gender Representations and Religion through Turkish Soap Operas. ESSACHESS-Journal for Communication Studies, 2019, 12(24(2)), 61–78.

Özkan T., Lajunen T. Masculinity, femininity, and the Bem sex role inventory in Turkey. Sex Roles, 2005, 52, 103–110. DOI:10.1007/s11199-005-1197-4

Popa D., Nechita F., Liu Y., Chin S.W.L. Linking Positive Psychology and Intercultural Competence by Movies: Evidence From Brunei and Romania. Frontiers in Psychology, 2021, 12. DOI.10.3389/fpsyg.2021.750904

Qasmi H. Representations of Gender Relations in Turkish Soap Operas and Afghan Audiences' Recep-tion. PhD dissertation. University of Ottawa, Ottawa, 2020.

Roskos-Ewoldsen D.R., Klinger M.R., Roskos-Ewoldsen B. Media priming: A meta-analysis. Mass media effects research: Advances through meta-analysis. In: Preiss R.W., Gayle B.M., Burrell N., Allen M., Bryant J. (Eds.), Mass media effects research: Advances through meta-analysis. Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2007. pp. 53–80.

Schachter S., Singer J. Cognitive, social, and physiological determinants of emotional state. Psychologi-cal review, 1962, 69(5), 379. DOI:10.1037/h0046234

Turner R.N., Crisp R.J., Lambert E. Imagining intergroup contact can improve intergroup attitudes. Group Processes & Intergroup Relations, 2007, 10(4), 427–441. DOI:10.1177/1368430207081533

Wiergacz K.J., Lucas J.L. Wonder Women: The Portrayal of Women in Television Soap Operas. Psi chi journal of undergraduate research, 2003, 8(2), 70-74.

Число просмотров

Просмотров: 302

Опубликован

28.02.2023

Как цитировать

Боровикова, Ю., & Галяпина, В. (2023). Влияние турецких «мыльных опер» на формирование гендерных стереотипов у российских зрителей. Психологические исследования, 16(87), 5. https://doi.org/10.54359/ps.v16i87.1351

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования