Психометрические характеристики шкалы самопрезентации в социальной сети

Авторы

  • Дмитрий Корниенко
  • Фёдор Дериш
  • Наталья Руднова
  • Елена Горбушина

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v14i75.153

Ключевые слова:

социальные сети, самопрезентация, адаптация, валидность, надежность, шкала

Аннотация

Обсуждается модификация Методики самопрезентации в социальной сети и ее психометрическим показателям. В качестве исходной методики была взята «Методика самопрезентации в социальной сети Facebook» Michikyan M., Dennis, J., Subrahmanyam, K. (2014). Теоретической основой являются представления относительно идентичности Э. Эриксона, а также когнитивный подход к Я-концепции С. Хартера и Е. Хиггинса. Самопрезентация в социальной сети включает три Я: реальное, идеальное и фальшивое. С целью создания инструмента для диагностики самопрезентации вне зависимости от предпочитаемой социальной сети методика была модифицирована по формулировке вопросов. Выборку исследования составили пользователи социальных сетей в количестве 478 человек, в возрасте от 18 до 26 лет, студенты. Модель пяти характеристик самопрезентации оказалась недостаточно пригодной, тогда как модель, состоящая из двух характеристик, показала достаточную пригодность. В результате опросник состоит из двух шкал: Реалистичное демонстративное Я и Фальшивое обманное Я. Реалистичное демонстративное Я описывает презентацию в социальной сети в целом реального образа со стремлением продемонстрировать разные стороны личности. Фальшивое обманное Я связано со стремлением представить нереалистичный образ или представить себя как другого человека. Надежность шкал методики является высокой. Дискриминантная валидность позволяет считать, что шкалы диагностируют содержательно разные проявления самопрезентации в социальной сети. Валидность методики подтверждена на основе шкал перфекционистской самопрезентации и самомониторинга. Шкала Реального демонстративного Я обнаружила более тесные связи с характеристиками перфекционистской и публичной самопрезентации, а Фальшивого обманного Я – с избеганием проявления несовершенства и направленности на других.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Дмитрий Корниенко

Корниенко Дмитрий Сергеевич. Доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственный службы при Президенте РФ, проспект Вернадского, 82, стр.1., 119571 Москва, Россия. E-mail: dscorney@mail.ru Тел.: +7 909-729-58-73

Фёдор Дериш

Дериш Федор Валерьевич. Старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, ул. Букирева 15, 614990 Пермь, Россия. E-mail: lego4155@gmail.com

Наталья Руднова

Руднова Наталья Александровна. Кандидат психологических наук, доцент департамента иностранных языков, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, улица Студенческая, дом 38, 614070 Пермь (Пермский край), Россия. E-mail: chernysheva-n.a@yandex.ru

Елена Горбушина

Горбушина Елена Анатольевна. Аспирант кафедры общей и клинической психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, ул. Букирева 15, 614990 Пермь, Россия.

Литература

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Belinskaya E.P., Gavrichenko O.P. Samoprezentatsiya v virtual'nom prostranstve: fenomenologiya i zakonomernosti // Psikhologicheskie issledovaniya. 2018. No. 60 (11), 12. Retrieved from: http://psystudy.ru (date 01.11.2020). (in Russian)

Fedorov V.V., Mileev I.D. O motivatsii podrostkov—pol'zovatelei sotsial'nykh setei // Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 2015. No. 3 (6), 98-108. (in Russian)

Gavrichenko O.V., Smolyakova T.V. Osobennosti samoreprezentatsii v Internet-dnevnikakh podrostkov i molodezhi // Psikhologicheskie issledovaniya. 2008. No. 1 (1). Retrieved from http://psystudy.ru (date 01.11.2020). (in Russian)

Harter S, Bresnick, S, Bouchey, H.A, Whitesell, N.R. The development of multiple role-related selves during adolescence // Developmental Psychopathology. 1997. No. 9(4), 835-53. https:// doi.org/10.1017/s0954579497001466.

Higgins E.T. Self-discrepancy: a theory relating self and affect // Psychological Review. 1987. No. 3 (94), 319–340.

Hong, S., Jahng, M.R., Lee, N., Wise, K.R. Do you filter who you are?: Excessive self-presentation, social cues, and user evaluations of Instagram selfies // Computers in Human Behavior. 2020. 104, 106159. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.106159.

Jackson C.A., Luchner A.F. Self-presentation mediates the relationship between Self-criticism and emotional response to Instagram feedback // Personality and Individual Differences. 2018. (133), 1–6. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.04.052.

Jang W. (Eric), Bucy E.P., Cho J. Self-esteem moderates the influence of self-presentation style on Facebook users’ sense of subjective well-being // Computers in Human Behavior. 2018. (85), 190–199. https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.03.044.

Kadatskikh I.Yu., Nesterenko S.S. Osobennosti samoprezentatsii v virtual'nom prostranstve sov-remennoi rossiiskoi molodezhi // Territoriya nauki. 2015. No. 3, 7-10. (in Russian)

Kim D.H., Seely N.K., Jung J.-H. Do you prefer, Pinterest or Instagram? The role of image-sharing SNSs and self-monitoring in enhancing ad effectiveness // Computers in Human Behavior. 2017. (70), 535–543. https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.01.022.

Liu D., Wright K.B., Hu B. A meta-analysis of Social Network Site use and social support // Computers & Education. 2018. (127), 201–213. https://doi.org/10.1037/gpr0000091

Mararitsa L.V., Antonova N.A, Eritsyan K.Yu Obshchenie v internete: potentsial'naya ugroza ili resurs dlya lichnosti // Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal. 2013. (5), 1–15. (in Russian)

Michikyan M., Subrahmanyam K., Dennis J. Can you tell who I am? Neuroticism, extraversion, and online self-presentation among young adults // Computers in Human Behavior. 2014. (33), 179–183. https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.01.010.

Mooi E., Sarstedt M., Mooi-Reci I. Market Research: The Process, Data, and Methods Using Stata / E. Mooi, M. Sarstedt, I. Mooi-Reci, Springer Singapore, 2018.

Ozimek P., Baer F., Förster J. Materialists on Facebook: the self-regulatory role of social comparisons and the objectification of Facebook friends // Heliyon. 2017. No. 11 (3), e00449. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2017.e00449.

Polezhaeva E.A. Mesto samomonitoringa v strukture lichnostnykh kharakteristik. PhD dissertation (Psychology) / Psikhologicheskii institut RAO, Moskva, 2009. (in Russian)

Ryabikina Z.I., Bogomolova E., Vzaimosvyaz' lichnostnykh kharakteristik pol'zovatelei sotsial'nykh setei Interneta s osobennostyami ikh aktivnosti v seti // Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. No. 109, 1047-1051. (in Russian)

Samosvat O.I. “Laik” v sotsial'nykh setyakh kak pokazatel' sotsial'nogo odobreniya v podrostkovoi srede // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 2015. (6), 148–150. (in Russian)

Samosvat O.I., Akhmetzyanova A.I. Znachimost' sotsial'nogo odobreniya dlya podrostkov v usloviyakh sotsial'nykh setei // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2016. No. 7 (228), 181-190. (in Russian)

Schlosser, A.E. Self-disclosure versus self-presentation on social media // Current Opinion in Psychology. 2020. No. 31, 1-6. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2019.06.025.

Shchekoturov A.V. Gendernye samoreprezentatsii podrostkov na stranitsakh sotsial'noi seti “VKontakte” // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2012. No. 4 (110), 80-88. (in Russian)

Shchekoturov A.V. Ot flirta do smeny pola onlain: podrostkovye praktiki al'ternativnykh samo-prezentatsii v sotsial'noi seti “VKontakte” // Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2017. No. 6 (142), 327-343. DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.17. (in Rus-sian)

Shchukina M.A., Yakovleva I.V., Krainyukov S.V., Tyutyunnik E.I., Bondareva M.O., Aver'yanova O.Yu. Osobennosti vizual'noi samoprezentatsii uchastnikov delovoi kommunikatsii v virtual'noi obra-zovatel'noi srede // Psikhologicheskie issledovaniya. 2018. T. 11, No. 59, 10. URL: http://psystudy.ru (date 01.11.2020). (in Russian)

Shim M., Lee-Won R.J., Park S.H. The self on the Net: The joint effect of self-construal and public self-consciousness on positive self-presentation in online social networking among South Korean college students // Computers in Human Behavior. 2016. (63) 530–539. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.05.054.

Shishkova A.R. Samoprezentatsiya pol'zovatelei sotsial'nykh setei Web 2. 0 // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2010. No. 4, 221-225. (in Russian)

Shneider L.B., Symanyuk V.V. Pol'zovatel' v informatsionnoi srede: tsifrovaya identichnost' segodn-ya // Psikhologicheskie issledovaniya. 2017. No. 52 (10), 7. Retrieved from http://psystudy.ru (date 01.11.2020). (in Russian)

Snyder M. Self-monitoring of expressive behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 1974. No. 4 (30), 526–537.

Tsarev M., Kuz'min M. Stranitsa v sotsial'noi seti kak prezentatsiya lichnost'yu svoei Ya-kontseptsii // Problemy teorii i praktiki sovremennoi psikhologii: tez. dokl. XII ezhegod. Vseros. nauch.-prakt. konf. Irkutsk, 2013, 289–291. (in Russian)

Veldhuis, J., Alleva, J.M., Bij de Vaate, A.J.D., Keijer, M.G., Konijn, E.A. Me, my selfie, and I: the relations between selfie behaviors, body image, self-objectification, and self-esteem in young women // Psychology of Popular Media Culture. 2020. No. 1 (9), 3–13. https://doi.org/10.1037/ppm0000206.

Voiskunskii A.E. Sotsial'naya pertseptsiya v sotsial'nykh setyakh // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. 2014. No. 2, 90-104. (in Russian)

Wang, J., Jackson, L.A., Gaskin, J., Wang, H. The effects of Social Networking Site (SNS) use on college students’ friendship and well-being // Computers in Human Behavior. 2014. (37), 229–236. https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.04.051.

Whitty M.T., Doodson, J., Creese, S., Hodges, D. A picture tells a thousand words: What Facebook and Twitter images convey about our personality // Personality and Individual Differences. 2018. (133), 109–114. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.12.050.

Zembatova O.S. Osobennosti virtual'noi samoprezentatsii // Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. 2016. No. 2 (4), 85-91. (in Russian)

Zolotareva A.A. Adaptatsiya metodiki «Shkala perfektsionistskoi samoprezentatsii» P. Kh'yuitta // Psikhologicheskii zhurnal. 2011. No. 6 (32), 62–69. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 759

Опубликован

05.03.2021

Как цитировать

Корниенко, Д., Дериш, Ф., Руднова, Н., & Горбушина, Е. (2021). Психометрические характеристики шкалы самопрезентации в социальной сети. Психологические исследования, 14(75). https://doi.org/10.54359/ps.v14i75.153

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)