Исследование игр дошкольников по сюжетам современных мультипликационных фильмов
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v4i18.838Ключевые слова:
дошкольник, сюжетно-ролевая игра, развитая (идеальная) форма игры, двухтактная игра, мультипликационный фильм, культурный текстАннотация
Рассматриваются возможности современных культурных текстов (на примере мультипликационных сериалов) в построении развитой формы игровой деятельности дошкольников. Излагаются результаты эмпирического исследования игр дошкольников (N = 60, возраст от четырех до восьми лет) по сюжетам популярных мультипликационных фильмов. В процессе видеонаблюдения за играми детей обнаружено, что на материале современных анимационных фильмов возможно построение развитой формы игровой деятельности. При этом развивающий потенциал мультсериалов, имеющих содержательные и структурные различия, неодинаков. Развитую форму игры чаще провоцирует мультсериал, имеющий более богатое содержание: разнообразие функций персонажей и сюжетных ходов, сложная сюжетная структура. Результаты могут быть использованы для анализа качества современных мультипликационных фильмов, а также для формулирования требований к содержанию и структуре мультсериала с целью использования его развивающего потенциала.
Скачивания
Литература
Bakhtin M.M. Problemy tvorchestva Dostoevskogo. Kiev: Next, 1994. [in Russian]
Elkonin D.B. Psikhologiya igry. M.: Vlados, 1999. [in Russian]
Elkoninova L.I. O predmetnosti detskoi igry // Vestnik Mosk. un-ta. Seriya 14, Psikhologiya. 2000. N 2. S. 50–65. [in Russian]
Elkoninova L.I. Rol' volshebnoi skazki v psikhicheskom razvitii doshkol'nikov // Mir psikhologii. 1995. N 5. S. 123–136. [in Russian]
Gutkina N.I. Psikhologicheskaya gotovnost' k shkole. SPb.: Piter, 2004. [in Russian]
Venger L.A., D'yachenko O.M., Govorova R.I., Tsekhanskaya L.I. Igry i uprazhneniya po razvitiyu umstvennykh sposobnostei u detei doshkol'nogo vozrasta. M.: Prosveshchenie, 1989. [in Russian]
KabachekO.L. Psikhologicheskie usloviya stanovleniya sub'ektnosti v sovmestnoi literaturno-tvorcheskoi deyatel'nosti doshkol'nikov: dis. … kand. psikhol. nauk. M., 2006. [in Russian]
Karabanova O.A. Igra v korrektsii psikhicheskogo razvitiya rebenka. M.: Ros. pedag. agentstvo, 1997. [in Russian]
Kirillov I.L. Individual'no-stilevye osobennosti samostoyatel'nogo razvertyvaniya syuzheta igry det'mi starshego doshkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 1999. [in Russian]
Klishina E. Eto prosto smeshariki kakie-to! [Elektronnyi resurs] // Svobodnyi kurs. 2006. N 4. http://www.igroprom.ru/smeshariki/Press_info.php?ID=1780 (data obrashcheniya: 20.07.2011). [in Russian]
Kravtsova E.E. Psikhologicheskie problemy gotovnosti detei k obucheniyu v shkole. M.: Pedagogika,1991. [in Russian]
Lotman Yu.M. Ob iskusstve. SPb.: Iskusstvo, 1998. [in Russian]
Novoselova S.L. Sistema “Modul'-igra”. Novaya razvivayushchaya predmetno-igrovaya sreda dlya doshkol'nikov i pedagogicheskaya tekhnologiya ee ispol'zovaniya. M.: Obshcheros. obshchestv. fond “Sotsial'noe razvitie Rossii”, 2004. [in Russian]
Shvedovskaya A.A. Igra kak diagnosticheskoe sredstvo v psikhologicheskom konsul'tirovanii // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2003. N 1. S. 23-43. [in Russian]
Smirnova E.O., Gudareva O.V. Sostoyanie igrovoi deyatel'nosti sovremennykh doshkol'nikov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2005. N 2. S. 76–86. [in Russian]
Spivakovskaya A.S. Profilaktika detskikh nevrozov. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1988. [in Russian]
Venger L.A. Syuzhetno-rolevaya igra i psikhicheskoe razvitie rebenka // Igra i ee rol' v razvitii rebenka doshkol'nogo vozrasta. M.: Prosveshchenie, 1978. S. 32–36. [in Russian]