Архивы

  • Том 14 № 80 (2021)

    Предисловие к тематическому выпуску «Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление»

    Уважаемые читатели!

    Этот тематический выпуск журнала «Психологические исследования» посвящен проблемам подросткового возраста. Мы предлагаем специалистам, работающим с подростками и их ближайшим окружением, и исследователям, изучающим подростковый и юношеский период, подборку работ, посвященных различным аспектам психологии подросткового возраста. Этот выпуск был подготовлен по результатам прошедшей в апреле 2021 года XV международной научно-практической конференции «Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление». Сообщество, сложившееся вокруг нее, уже много лет объединяет специалистов – психологов, педагогов, социальных работников, – ориентированных на помощь или исследование подростковых проблем (в том числе, и проблем актуальных для современных подростков). Эта конференция всегда была возможностью для встречи и диалога практиков и исследователей, а в последние годы стала еще и пространством взаимодействия специалистов из разных стран. Уже привычно воспринимаются острые темы, поднимаемые на конференции, – и многие из них мы постарались собрать в данном выпуске. Конференция 2021 года впервые проходила в гибридном формате: часть участников присутствовали в онлайн формате, а часть – в традиционном очном. Заседания проходили в здании МВШСЭН («Шанинки») в Москве.

    Когда мы говорим о современных подростках, первое, что многим приходит на ум – это общение в интернете, гаджеты, новая или иная социализация в онлайне, жизнь в гибридной (дополненной) реальности. Новая реальность ставит и перед исследователями, и перед практиками вопросы о связях использования Интернета и характеристик психики. Связям особенностей сетевого «поведения» с темпераментом и субъективным психологическим благополучием подростков посвящена статья Н.В. Жуковой.

    Обсуждение стратегий использования интернета подростками и их отличиями от поколений их родителей представлено в статье ведущего российского коллектива исследователей интернета под руководством Г.У. Солдатовой в соавторстве с С.В. Чигарьковой и С.Н. Илюхиной. Анализируя роль предпочитаемых источников информации у подростков и родителей и различия в доверии к выявленным источникам информации, авторы исследуют и показывают значимость традиционных источников информации в новой реальности.

    В статье Т.В. Шининой и И.Г. Морозовой представлены результаты онлайн исследования самостоятельности подростков на начальной стадии развития пандемии, и эти данные крайне важны сейчас для оценки влияния и последствий, которые оказала пандемия на психологическое состояние подростков – в том числе на развитие их самостоятельности.

    Другой вызов для практической и исследовательской психологии, трагически объединивший в последние годы исследователей из России и из США – феномен массовых расстрелов в школах, или «скулшутинг». Продолжается поиск ответов на вопросы об индивидуально-психологических и социальных причинах этого явления; возможность ознакомиться с результатами исследований в этой области предоставляет статья У.Б. Гриненко.

    Статья С.О. Кузнецовой и В.А. Тарановой продолжает традиции школы С.Н. Ениколопова: в ней обсуждаются взаимосвязи агрессивности и жизнестойкости, включая и гендерные аспекты этой проблемы, которые часто присутствуют в общественных дискуссиях.

    Рассмотрение подросткового возраста во временно́й перспективе позволяет нам сосредоточиться и на соседних возрастных периодах, в частности, анализировать младший школьный возраст как несущий предпосылки к тому, какие ресурсы можно использовать и с какими уязвимостями придется справляться подростку по мере взросления. Так, статья Р.М. Байрамян посвящена результатам исследования половых различий в стратегиях совладания с трудными жизненными ситуациями в период перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Этот же ракурс сохраняет и статья К.С. Чулюкина об исследовании творческого мышления в связи с отношением к правилам в предподростковом возрасте.

    Приятного чтения и с наступающим Новым годом!

    Приглашенные редакторы,
    Александра Бочавер и Кирилл Хломов

  • Том 12 № 65-66 (2019)

    От редакции

    Этот номер журнала мы постарались сделать по-настоящему злободневным, хотя он содержит статьи, написанные и опубликованные тридцать и более лет назад. Мы выбрали несколько посвященных различным проблемам непсихологических текстов, которые были написаны первоклассными авторами и в свое время оказали заметное влияние на дискуссии, происходившие в отечественном психологическом сообществе, и на общее «настроение умов».

    Наш выбор пал на статьи: «Человеческая рефлексия и две системы этического сознания» Ю.А.Шрейдера, «Анализ сознания в работах Маркса» М.К.Мамардашвили и «Проблема идеального» (первая статья) Э.В.Ильенкова. Все они были опубликованы в разные годы в журнале «Вопросы философии».

    Мы выражаем глубокую благодарность редакции этого журнала и его главному редактору, доктору философских наук, профессору Б.И.Пружинину за любезное разрешение опубликовать эти тексты в нашем журнале. (С целью сохранить историческую достоверность мы даже оставили прежнее оформление этих статей, существенно отличающееся от принятого в нашем журнале).

    Эти работы, каждая в своей области, провоцировали психологов на усложнение психологических теорий за счет ассимиляции нового сложного содержания, а заодно – на поиски возможных уточнений и вариантов проверки выдвинутых положений.

    Чтобы приблизить обсуждаемую проблематику к дню сегодняшнему, мы предложили трем известным современным исследователям написать статьи о том, как читаются перечисленные тексты сейчас. К нашему большому удовольствию вместе с работами Ю.А.Шрейдера, М.К.Мамардашвили и Э.В.Ильенкова мы публикуем статьи Р.Г.Апресяна «Рефлексия и этика (Ретроспективные заметки к статье Ю.А.Шрейдера «Человеческая рефлексия и две системы этического сознания»)», Д.Э.Гаспарян «Трансиндивидуальное сознание в работах М. Мамардашвили и К. Маркса» и Д.В.Иванова «Психофизическая проблема и проблема идеального в дискуссии Э.В.Ильенкова и Д.И.Дубровского».

    Большой временной зазор между историческими и современными работами позволяет увидеть сдвиги (иногда чрезвычайно существенные) как в постановке обсуждаемых проблем, так и в подходах к их решению, и даже в оценке контекстов, в которых эти проблемы возникают и обсуждаются. Причем названные современные тексты – отнюдь не панегирики. Авторы стремятся не только указать на несомненные достоинства предшественников, но и зафиксировать недочеты в их рассуждениях. Скажем, в статье Р.Г.Апресяна обсуждаются заметные ошибки В.А.Лефевра в эмпирической верификации его представлений о двух этических системах.

    Редакция, рискнув провести такой эксперимент, надеется, что этот номер нашего журнала обогатит контекст, в котором развивается современная психологическая теория, а также способы текущей теоретической и методологической работы, принятые в нашей стране. Мы планируем продолжить экспериментировать и в последующих номерах.

1-25 из 89