Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Кутковой Н.А., Стефаненко Т.Г. Понятие эмоций в социальной психологии XXI века: основные подходы

English version: Kutkovoi N.A., Stefanenko T.G. The concept of emotion in social psychology of the XXI century: main approaches
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия

Сведения об авторах
Литература
Ссылка для цитирования


Рассматриваются современные подходы к изучению эмоций в социальной психологии. Анализ проводится через призму определения эмоции как предмета исследования. Подходы к изучению эмоций выделяются исходя из соотношения научного понятия эмоций и его использования в обыденной жизни. Анализируются следующие подходы: эмоции как социальные конструкты; эмоции как дискретные естественные сущности; эмоции как непрерывные сущности.

Ключевые слова: эмоция, многокомпонентный подход, социальный конструкт, дискретная эмоция, непрерывная эмоция

 

Изучение эмоций является одним из самых актуальных и самых развивающихся направлений в современной психологии. Такой интерес к теме эмоций обусловлен пониманием недостаточности когнитивистской парадигмы для изучения человеческого поведения. Интерес к эмоциям, возрастает, в частности, и в социальной психологии.

Однако перед исследователями эмоциональных процессов встает целый ряд проблем, прежде всего теоретического характера. И основной из все еще не решенных теоретических вопросов – вопрос о предмете исследования. В разные времена исследователи обращали внимание на различные аспекты того, что такое эмоция.

Так, в 1980-е гг. основным предметом спора являлось то, какие феномены можно считать эмоциональными. При проведении теоретического метаанализа было выявлено 92 определения эмоций, которые были объединены в 11 категорий, описывающих различные феноменальные поля применения понятия «эмоция» (например, эмоция как специфическое поведение или как когнитивная оценка) [Kleinginna, Kleinginna, 1981].

Однако в начале XXI века исследователи сходятся на том, что эмоция представляет собой мультикомпонентное явление, включающее в себя множество феноменов и их взаимосвязи. Стоит отметить, что такая точка зрения характерна для совершенно различных современных теорий эмоций, например, и для теории К.Шерера, первым предложившего многокомпонентный подход [Scherer, 2005], и для теории Р.Харре, изучающего эмоции с позиции социального конструкционизма [Harré, 2009]. Все 36 наиболее известных современных исследователей эмоций, которых опросил К.Изард, определили эмоции как многокомпонентное явление [Izard, 2010].

Развитие многокомпонентных подходов связано с интересом ученых к междисциплинарным исследованиям эмоций, которые изучаются в самых разных науках о человеке и обществе, от социологии до нейрогенетики. Соответственно, оформление современных теоретических направлений в изучении эмоций обусловлено необходимостью сочетать различные эмпирические данные в рамках единого понятия. А основное проблемное поле переместилось с выделения ряда феноменов (компонентов), считающихся эмоциональными, на структурирование этих компонентов в единое понятие эмоции или подобное ему.

Таким образом, основанием для различения современных подходов к исследованию эмоций становится ответ на вопрос, как рассматриваемые в нем эмоциональные компоненты структурируются и формируют то, что называется эмоциональной жизнью. Из такого построения современных подходов к исследованиям эмоций вытекают два важных следствия. Во-первых, теории построены индуктивно, то есть эмпирическое изучение эмоций намного опережает теоретическое, и теории скорее пытаются объяснить накопившуюся массу эмпирических фактов, чем выдвигать какие-то предположения, выходящие за рамки наличной эмпирики. Такие теории можно рассматривать исключительно как предварительный, хотя и важный, этап в теоретическом осмыслении эмоций и их составляющих. Во-вторых, не существует современных «чисто социально-психологических» теорий эмоций. Понятие эмоции представляется составным и даже громоздким образованием, которое нельзя описать с помощью какого-то одного направления психологии или биологии без привлечения других. Как правило, конкретное исследование эмоций становится всесторонним изучением весьма ограниченного круга ситуаций, которые рассматриваются с разных точек зрения.

И тем не менее необходимо рассмотреть основные подходы к пониманию эмоций в современной психологии с акцентом на социально-психологической специфике этих подходов. Основным принципом, на основе которого мы вслед за Дж.Расселлом и коллегами выделяем теоретические подходы, является соотнесение научного и обыденного понятий эмоций [Widen, Russell, 2010]. Этот принцип исходит из того, что в обыденное понимание эмоции могут не входить некоторые процессы, которые изучаются наукой. На основании того, как исследователи соотносят обыденное и научное понятия эмоции, можно выделить три подхода: эмоции как социальные конструкты; эмоции как естественные дискретные сущности; эмоции как не рассматриваемые научно непрерывные обыденные сущности.

Эмоции как социальные конструкты

Социально-конструкционистский подход не разделяет обыденное и научное понятия эмоций. Это связано с установкой исследователей на изучение обыденных ситуаций взаимодействия, в которых люди испытывают эмоции, следовательно, основным предметом изучения являются языковые конструкции, включающие эмоциональные слова и выражения. Несмотря на общие теоретические и методологические основания, выделяется несколько конструкционистских теорий эмоций.

Во-первых, в данном подходе выделяют эмоциологию, которая связана с именем Р.Харре [Harré, 2009; Parrott, Harré, 1996]. Эмоциология рассматривает эмоции как комплексные физиолого-когнитивно-социальные образования, первичной характеристикой которых является языковая сторона, употребление эмоциональных слов в языке. На этом основано исследование конкретных эмоций, их когнитивных, социальных и физиологических характеристик. В языке выделяется культурно-специфичный эмоциональный словарь, состоящий из слов и выражений двух типов: описательных и экспрессивных. Первые прямо описывают некоторую эмоцию (например, «я тебе завидую»), вторые же выражают эмоцию косвенно (например, «вот и играйся со своим новым телефоном!»). Исходя из языкового сходства, формируется локальная для культуры группа эмоциональных понятий, внутри которой проводятся различия, например «белая зависть» и «черная зависть» [Harré, 2009]. Каждая эмоция анализируется в рамках конкретных эпизодов и описывается с помощью ряда социальных, когнитивных, аффективных и физиологических характеристик. В частности, как пример эмоции анализируется понятие любви, при этом рассматриваются причины (например, в истории литературы), которые ведут к конструированию того переживания любви, которое существует в современных культурах [Belli et al., 2010].

Во-вторых, можно выделить дискурсивную психологию эмоций, которая является одним из направлений британской дискурсивной психологии [Edwards, 1997, 1999; Potter, 1996; Potter, Wetherell, 1987]. В отличие от эмоциологии дискурсивная психология изучает конкретный интерактивный контекст, в котором проявляются эмоции. Д.Эдвардс выделил 10 риторических средств выражения эмоций в дискурсе и обозначил функцию каждого из этих средств [Edwards, 1999]. С помощью этих средств исследователи обозначают место эмоций в конкретной интеракции и получают возможность типологизировать конкретную эмоцию по тому, какое место она занимает в межличностном взаимодействии. Например, в исследовании удивления дискурс-анализ использовался для выделения способа построения взаимодействия, в котором одним из участников могло вызываться удивление. Исследователи сравнивали ситуации сообщения новости о беременности некой знакомой, которая сопровождалась либо не сопровождалась удивлением. Выделялись особенности дискурса новости, вызывающей удивление, а также причины того, почему удивление вызывается [Wilkinson, Kitzinger, 2006].

Такое рассмотрение эмоций позволяет выявлять межкультурные различия в том, каким образом люди говорят о своих эмоциях. Например, американцы китайского происхождения, говоря об эмоциях, больше апеллируют к телесным и социальным метафорам, чем американцы европейского происхождения [Tsai et al., 2004].

В-третьих, можно выделить семантический подход к рассмотрению эмоций, основанный на теории семантических универсалий А.Вежбицкой [Wierzbicka, 1999]. В рамках этой теории подвергается сомнению универсальность конкретных эмоций и понятия эмоции в целом [Russell, 1991], поэтому аффективные феномены описываются в контексте определенной культуры с использованием таких универсальных понятий, как «чувствовать», «думать», «тело», «я», «другие». Например, эмоцию surprise (удивление) в английской культуре можно описать с помощью следующих грамматически универсальных высказываний:

«X удивился (was surprised):
Х почувствовал что-то вроде:
что-то произошло сейчас
я не думал, что это произойдет.
Из-за этого Х что-то почувствовал» [Goddard, 1997, p. 171]

Surprise отличается от похожих понятий английского языка (amazed, shocked, startled) и от эмоциональных понятий других языков (подробнее см. [Вежбицкая, 2011; Goddard, 1997; Wierzbicka, 1999]). Анализ словарей и языковых выражений в их обыденном употреблении позволяет «переводить» культурно-специфичные эмоциональные концепты на «Естественный Семантический Метаязык» [Вежбицкая, 2011].

Выделим основные черты, характерные для социально-конструкционистского подхода к изучению эмоций в целом.

1. Эмоции являются преимущественно социальными по происхождению дискретными явлениями. Этим можно объяснить большое их число и существенные различия эмоций в разных сообществах. Эмоции и связанные с ними аффективные явления аккумулируют характеристики конкретной культуры (в основном в виде закрепленных способов поведения) и выражают это опосредованное культурой поведение в определенной системе значений.

2. Эмоции не могут быть оторваны от ситуации их применения, то есть эмоция скорее рассматривается как в основном уникальное событие.

3. Эмоция обладает определенным набором языковых средств для ее выражения в дискурсе [Edwards, 1999] и переживания (то есть в данном случае понимания, осознания) в виде универсальных понятий [Wierzbicka, 1999]. Собственно, наличие языковых средств делает эмоцию изучаемой в рамках социально-конструкционистского подхода, а эмоции «вне языка» практически выпадают из внимания исследователей. Таким образом, исследование ведется по поводу эмоций, заключенных в обыденных категориях.

Рассмотренные теории позволяют анализировать эмоции социально-психологически, обозначая их место в процессах общения в конкретных социальных ситуациях, а также описывая культурные детерминанты социального переживания определенных эмоций. Однако эти подходы рассматривают эмоции с точки зрения их обыденного понимания в конкретных сообществах, что затрудняет поиск универсальных тенденций в аффективных процессах, в том числе посредством физиологических и поведенческих коррелятов. Исключение представляет теория семантических универсалий А.Вежбицкой, однако исследователи ограничиваются установлением общих семантических различий без выхода в область конкретного взаимодействия в конкретных группах в конкретном контексте.

Основной проблемой, которую решают конструкционистские теории, является конструирование субъектом эмоционального переживания с помощью языковых средств, выделение культурных и ситуативных норм переживания, выражения и коммуникации эмоций, что позволяет включить эмоции в контекст социально-психологических процессов, таких как социальное познание, общение, взаимодействие в рамках групп.

Эмоции как естественные дискретные сущности

Данный подход опирается на представления о биологической обусловленности эмоций и рассматривает эмоции в основном как возникшие в ходе естественной эволюции регуляторы психической деятельности у животных и человека. Этот подход является традиционным и наиболее распространенным, однако в последнее время он кардинально перестраивается. Если раньше он опирался в большей степени на обыденные эмоциональные понятия, то в настоящее время предпринимаются попытки перестройки содержания этих понятий при неизменности самих эмоциональных категорий [Izard, 2010; Mulligan, Scherer, 2012; Scarantino, 2012].

Первой, наименее изменившейся теорией, является теория аффективных программ [Ekman, 1999; Ekman, Cordaro, 2011]. В рамках данной теории эмоции рассматриваются как автоматические реакции на различные стимулы, которые могут быть универсальными, культурно-специфичными или индивидуально-специфичными. Однако рассматриваются в основном универсальные стимулы, которые вызывают базовые эмоции, следовательно, предметом исследования являются экспрессивное поведение и вегетативные реакции субъектов эмоций.

Большинство теорий в рамках данного подхода появились в XXI веке, некоторые из них еще находятся в стадии оформления, как, например, теория П.Гриффитса и его коллег [Scarantino, Griffiths, 2011; Scarantino, 2012]. Исследователи пока предлагают только пути классификации эмоций, но не раскрывают конкретного содержания каждой из эмоциональных категорий. Особо стоит отметить многокомпонентную теорию эмоций К.Шерера, в рамках которой эмоция описывается через содержащиеся в ней компоненты, прежде всего, когнитивный (эмоция как оценка события), мотивационный (эмоция как интенциональное действие или тенденция к действию), физиологический (эмоция как телесные изменения) [Scherer, 2005, 2010; Mulligan, Scherer, 2012]. Каждая эмоция представляет собой особое сочетание этих компонентов (и некоторых других, таких как субъективное переживание, экспрессивное поведение и т.п.). В рамках этой теории исследователи изучают и отдельные компоненты, например мотивационный [Frijda, 2007; Frijda, Parrott, 2011; Parrott, 2010]. Важным компонентом в контексте данных теорий рассматривается также когнитивный компонент, представляющий собой, с одной стороны, осознанные переживания, а с другой – когнитивные схемы ситуации и события [Izard, 2009].

Теории эмоций как естественных сущностей имеют несколько общих черт.

1. Эмоции рассматриваются как дискретные, имеющие четкие границы. Это положение имеет два следствия. Во-первых, в рамках теорий определяется конечный список сущностей, которые считаются эмоциями: чаще всего это списки базовых эмоций, вторичных эмоций и т.д. Во-вторых, каждая эмоция выражается в виде только ей присущих стабильных компонентов: например, определенной эмоции соответствует определенная экспрессия. Если экспрессия смешанная (например, удивление со страхом), то считается, что человеком овладевают две эмоции [Ekman, Friesen, 2003].

2. Эмоция рассматривается скорее не в конкретном контексте ее проявления, а контексте онто- и филогенеза. Эмоция рассматривается в сопоставлении с ее возможными предшественниками / более примитивными прототипами и ее «противоположностями». Таким образом, на передний план выходят эволюционные (как биологически, так и социально) функции эмоции.

В социальной психологии эмоций наибольшее распространение получили теории, разработанные в русле именно этого подхода. Эмоции исследуются здесь на нескольких методологических уровнях: социального познания, межличностного общения, групповой динамики, межгруппового взаимодействия и культурных практик [Прихидько, 2009; Parkinson et al., 2005]. В рамках теории социального познания изучается влияние эмоций на процессы атрибуции и на стили мышления. Например, было введено понятие социальной оценки как специфической оценки эмоционального состояния Другого, которая влияет на эмоции и когниции субъекта оценки и в свою очередь делает возможным проявление и переживание групповых эмоций [Parkinson, 2011]. На межличностном уровне стоит отметить теорию социального разделения эмоций, которая рассматривает передачу эмоций от одного человека к другим [Rimé, 2009; Rimé et al., 2010]. Согласно этой теории эмоции являются социальными по природе, и человек практически всегда делится своими переживаниями с другими.

Эмоции как непрерывные сущности

Точечные эмоции уподобляются созвездиям (умозрительным обыденным понятиям), которые используются исключительно для удобства, в то время как существует непрерывное состояние, меняющееся в рамках определенных измерений, под которое подходят как разные эмоции, так и множество других состояний, не относимых к эмоциональным.

В данном подходе эмоции понимаются как конструкты обыденной психологии, конструируемые субъектами в конкретной ситуации. В их основе лежит целый ряд физиологических, когнитивных и социальных процессов, которые протекают более или менее независимо друг от друга. Особое внимание уделяется субъективным процессам переживания. Эти процессы, приводящие к конструированию так называемого эмоционального эпизода, то есть того, что субъект понимает как определенную эмоцию, должны являться предметом изучения психологии эмоций [Barrett, 2006; Russell, 2003], но пока еще практически не затрагиваются исследованиями.

При рассмотрении эмоций основным понятием является понятие ядерного аффекта – непрерывного аффективного, но не только эмоционального состояния, измеряемого по двум параметрам-шкалам: гедонизма (удовольствие-неудовольствие) и активации (активация-дезактивация). Все субъективные состояния, как эмоциональные, так и неэмоциональные (безмятежность, созерцательность, боль и др.), являются определенным состоянием ядерного аффекта [Russell, 2003]. Изменение ядерного аффекта может атрибутироваться (в каком-то смысле опредмечиваться), в результате чего происходит определенный эмоциональный эпизод.

Эмоциональный эпизод представляет собой второе ключевое понятие этого подхода и определяется как событие, которое входит в определенную эмоциональную категорию, например страха [Russell, 2003]. Понятие эмоционального эпизода отличается от классического понятия эмоции тем, что представляет собой набор различных слабо связанных между собой процессов, которые собираются в конкретной ситуации с помощью процесса категоризации. Интересным в данной модели является то, что наличие и содержание элементов, составляющих эмоциональный эпизод, не является обязательным условием понимания его как определенной эмоции. В конкретный эмоциональный эпизод могут входить такие элементы, как определенное состояние ядерного аффекта, восприятие аффективного качества объекта, атрибуция аффекта, его оценка, действие в рамках эпизода, переживание, регуляция эмоционального состояния и т.п.

Важной чертой данного подхода является возможность совмещения исследования естественных физиологических процессов, выраженных в основном в понятии ядерного аффекта (эмоция в научном понимании), и социально-детерминированных, зависимых от контекста эмоциональных эпизодов (эмоция в обыденных терминах). Понятие переживания (в том числе социального переживания) оказывается связующим звеном между различными уровнями изучения эмоций: психофизиологическим, выражающимся в понятии ядерного аффекта, и социально-психологическим, выражающимся в понятии эмоционального эпизода.

Таким образом, в настоящее время теоретический анализ эмоций возможен с точки зрения трех основных подходов. Стоит отметить, что исследователи, действующие в рамках рассмотренных в статье теорий, не видят возможных путей их сближения, что могло бы привести к единству в понимании эмоций. Однако нам представляется полезным выделить взаимосвязи между подходами к пониманию эмоций и отметить как возможные точки их сближения, так и принципиальные разногласия.

В качестве основания для сравнения наиболее подходящим является рассмотрение структур, обеспечивающих появление и действие эмоций согласно той или иной теории. В подходе к эмоциям как дискретным сущностям структурой, лежащей в их основе, считается эмоциональная система мозга [Panksepp, 1998]. За «работу» каждой эмоции отвечает определенный отдел этой системы, отсюда и следует вывод о дискретности различных эмоциональных состояний. В социально-конструкционистском подходе структурой, лежащей в основе эмоции, является язык, что также обуславливает понимание эмоций через дискретные категории, поскольку именно в них эмоции представлены в языке [Edwards, 1999]. В подходе к эмоциям как непрерывным сущностям основой ядерного аффекта выступают мозговые структуры, а основой эмоционального эпизода выступает язык. Однако мозговые структуры не объединяются в единую эмоциональную систему, каждое состояние вызывается различными областями, что обусловлено ситуацией и функцией эмоции в конкретный момент [LeDoux, 1996]. Язык же обеспечивает организацию мозговых процессов в единый эмоциональный эпизод через категоризацию эмоционального состояния [Russell, 2003]. Исходя из этого видно принципиальное различие между «дискретным» и «непрерывным» подходами, которые по-разному рассматривают мозговые механизмы эмоций и их последствия, например, экспрессию и вегетативную реакцию. Социально-конструкционистский подход может рассматриваться как взаимодополнительный с каждым из двух других. С «дискретным» подходом они могут оказаться разными методологическими уровнями исследования эмоций. «Непрерывному» подходу социальный конструкционизм может помочь в теоретическом осмыслении и методологии конструирования эмоциональных эпизодов в конкретной ситуации. Нам представляется, что сопоставление структур, которые рассматриваются в трех подходах в качестве оснований эмоций, позволяет наметить дальнейшие пути их развития и возможной интеграции.


Финансирование
Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ (проект «Переживание социальных проблем представителями различных социальных групп современного российского общества» № 12-06-00731).


Литература

Вежбицкая А. Семантические универсалии и базисные концепты. М.: Языки славянских культур, 2011.

Прихидько А.И. Проблема эмоций в зарубежной социальной психологии. Вопросы психологии, 2009, No. 1, с. 141–152.

Barrett L.F. Are emotions natural kinds? Perspectives on Psychological Science, 2006, 1(1), 28–58.

Belli S., Harré R., Ìñiguez L. What is love? Discourse about emotions in social sciences. Human Affairs, 2010, 20(3), 249–270.

Edwards D. Discourse and cognition. London: Sage, 1997.

Edwards D. Emotion discourse. Culture and Psychology, 1999, 5(3), 271–291.

Ekman P. Basic emotions In: T. Dalgleish, M. Power (Eds.), Handbook of cognition and emotion. Chichester: John Wiley and Sons Ltd., 1999, pp. 45–60.

Ekman P., Cordaro D. What is meant by calling emotions basic. Emotion Review, 2011, 3(4), 364–370.

Ekman P., Friesen W.V. Unmasking the face. Cambridge, MA: Malor, 2003.

Frijda N.H. The laws of emotion. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2007.

Frijda N.H., Parrott W.G. Basic emotions or Ur-emotions? Emotion Review, 2011, 3(4), 406–415.

Goddard C. Contrastive semantics and cultural psychology: “Surprise” in Malay and English. Culture and Psychology, 1997, 3(2), 153–181.

Harré R. Emotions as cognitive-affective-somatic hybrids. Emotion Review, 2009, 1(4), 294–301.

Izard C.E. Emotion theory and research: Highlights, unanswered questions, and emerging issues. Annual Review of Psychology, 2009, 60(1), 1–25.

Izard C.E. The many meanings / aspects of emotion: Definitions, functions, activation, and regulation. Emotion Review, 2010, 2(4), 363–370.

Kleinginna P.R., Kleinginna A.M. A categorized list of emotion definitions, with suggestions for a consensual definition. Motivation and emotion, 1981, 5(4), 345–379.

LeDoux J.E. The emotional brain. New York: Simon & Schuster, 1996.

Mulligan K., Scherer K.R. Toward a working definition of emotion. Emotion Review, 2012, 4(4), 345–357.

Panksepp J. Affective Neuroscience. The foundation of human and animal emotions. Oxford: Oxford University Press, 1998.

Parkinson B. How social is the social psychology of emotion? British Journal of Social Psychology, 2011, 50(3), 405–413.

Parkinson B., Fischer A.H., Manstead A.S.R. Emotion in social relations. New York: Psychology Press, 2005.

Parrott W.G. Ur-emotions and your emotions: Reconceptualizing basic emotion. Emotion Review, 2010, 2(1), 14–21.

Parrott W.G., Harré R. (Eds.) The emotions. Social, cultural and biological dimensions. London: Sage, 1996.

Potter J.A. Representing reality. London: Sage, 1996.

Potter J.A., Wetherell M. Discourse and social psychology. Beyond attitudes and behaviour. London: Sage, 1987.

Rimé B. Emotion elicits the social sharing of emotion: Theory and empirical review. Emotion Review, 2009, 1(1), 60–85.

Rimé B., Páez D., Basabe N., Martínez F. Social sharing of emotion, post-traumatic growth, and emotional climate: Follow-up of Spanish citizen’s response to the collective trauma of March 11th terrorist attacks in Madrid. European Journal of Social Psychology, 2010, 40(6), 1029–1045.

Russell J.A. Core affect and the psychological construction of emotion. Psychological Review, 2003, 110(1), 145–172.

Scarantino A. How to define emotions scientifically. Emotion Review, 2012, 4(4), 358–368.

Scarantino A., Griffiths P. Don’t give up on basic emotions. Emotion Review, 2011, 3(4), 444–454.

Scherer K.R. What are emotions? And how can they be measured? Social Science Information, 2005, 44(4), 695–729.

Scherer K.R. On the rationality of emotions: or, when are emotions rational? Social Science Information, 2010, 50(3–4), 330–350.

Tsai J.L., Simeonova D.I., Watanabe J.T. Somatic and social: Chinese Americans talk about emotion. Personality and Social Psychology Bulletin, 2004, 30(9), 1226–1238.

Widen S.C., Russell J.A. Descriptive and prescriptive definitions of emotion. Emotion Review, 2010, 2(4), 377–378.

Wierzbicka A. Emotions across languages and cultures: Diversity and universals. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.

Wilkinson S., Kitzinger C. Surprise as an interactional achievement: Reaction tokens in conversation. Social Psychology Quarterly, 2006, 69(2), 150–182.

Поступила в редакцию 20 октября 2013 г. Дата публикации: 21 февраля 2014 г.

Сведения об авторах

Кутковой Николай Алексеевич. Аспирант, кафедра социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Стефаненко Татьяна Гавриловна. Доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Кутковой Н.А., Стефаненко Т.Г. Понятие эмоций в социальной психологии XXI века: основные подходы. Психологические исследования, 2014, 7(33), 7. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Кутковой Н.А., Стефаненко Т.Г. Понятие эмоций в социальной психологии XXI века: основные подходы // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 33. С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n33/933-kutkovoi33.html

К началу страницы >>