Этическая направленность подростков и молодежи в социальных сетях

Авторы

  • Александр Войскунский
  • Александр Евдокименко
  • Наталия Федунина

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i37.601

Ключевые слова:

этика, моральное поведение, социальные сети, киберпсихология, этический квадрат, гедонизм, утилитаризм, перфекционизм, альтруизм

Аннотация

Проведена психологическая операционализация модели «этического квадрата» (гедонизм, утилитаризм, перфекционизм, альтруизм). Изучены особенности этической направленности – в том числе применительно к «сети» и к «реальности», к «Я» и к «Другому» – подростков и молодежи, участвующих в социальных сетях. Выборку составили 42 активных пользователя социальных сетей (15–25 лет). На материале полуструктурированного интервью, связанного с обсуждением моральной дилеммы, выявлены гендерные и возрастные различия этических установок, проявляющихся у пользователей социальных сетей. Гендерные особенности относятся в основном к категории «перфекционизм»: к данной проблематике значимо чаще, чем мужчины, обращались женщины. Возрастные особенности относятся прежде всего к отличиям представителей младшей возрастной группы (15–17 лет) от более старших испытуемых: для младших характерны значимо более низкие показатели обращения к теме «Другого» (в отличие от «Я»), а также отсутствие тем, связанных с этической категорией «перфекционизм», при обсуждении поведения в социальных сетях.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Александр Войскунский

Войскунский Александр Евгеньевич. Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, кафедра общей психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: vae-msu@mail.ru

Александр Евдокименко

Евдокименко Александр Сергеевич. Кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой по научной работе, кафедра психоанализа и бизнес-консультирования, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), Мясницкая ул., д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: aevdokimenko@hse.ru

Наталия Федунина

Федунина Наталия Юрьевна. Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, межведомственный ресурсный центр мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды, Московский городской психолого-педагогический университет, ул. Сретенка, д. 29, 107045 Москва, Россия. E-mail: Natalia_fedunina@mail.ru

Литература

Alekseeva I.Yu., Shklyarik E.N. Voprosy filosofii, 2007, No. 9, 60–72. (in Russian)

Apresyan R.G. Ideya morali i bazovye normativno-eticheskie programmy. Moscow: Institut filosofii RAN, 1995. (in Russian)

Brey P. Values in technology and disclosive computer ethics. In: L. Floridi (Ed.), The Cambridge Handbook of Information and Computer Ethics. Cambridge: Cambridge University, Press, 2010. рр. 41–58.

Buchanan E.A. (Ed.). Readings in Virtual Research Ethics: Issues and Controversies. Hershey, PA: Information Science Publ., 2004.

Bynum T.W. The historical roots of information and computer In: L. Floridi (Ed.), The Cambridge Handbook of Information and Computer Ethics. Cambridge: Cambridge University, Press, 2010. рр. 20–41.

Devine T.C., Presnell W.A., Miller S. Games as art and Kant’s moral dilemma: What can ethical theory reveal about the role of the game designer as artist? Games and Culture, 2014, 9(4), 277–310.

Floridi L. Ethics after the Information Revolution In: L. Floridi (Ed.), The Cambridge Handbook of Information and Computer Ethics. Cambridge: Cambridge University, Press, 2010. рр. 3–19.

Internet v obshchestvennoi zhizni. Moscow: Ideya-Press, 2006. (in Russian)

Poddyakov A.N. Psikhologicheskie issledovaniya, 2010, 1(9). http://psystudy.ru. (in Russian)

Tavani H.T. Ethics and Technology: Ethical Issues in the Age of Information and Communication Technology. Hoboken, NJ: John Wiley and Sons, 2004.

Voiskounsky A.E. Web Plagiarism: Empirical Study. In: Y. Zinchenko, V. Petrenko (Eds.), Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook. Moscow: Russian Psychological Society, 2009. Vol. 2, pp. 564–584.

Voiskounsky A.E. Psikhologiya i Internet. Moscow: Akropol', 2010a. (in Russian)

Voiskounsky A.E. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2010b, 1(3), 48–53. (in Russian)

Voiskounsky A.E., Dorokhova O.A. Voprosy filosofii, 2010, No. 5, 69–83. (in Russian)

Voiskounsky A.E., Evdokimenko A.S., Fedunina N.Yu. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya, 2013, No. 1, 66–83. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 274

Опубликован

28.10.2014

Как цитировать

Войскунский, А., Евдокименко, А., & Федунина, Н. (2014). Этическая направленность подростков и молодежи в социальных сетях. Психологические исследования, 7(37). https://doi.org/10.54359/ps.v7i37.601

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)