Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Свешникова Е.Н. Адаптация в виртуальной среде как фактор творческой реализации у подростков

English version: Sveshnikova E.N. Adaptation in the virtual space as a factor of creative realization of adolescents
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия

Сведения об авторе
Литература
Ссылка для цитирования


Представлены данные исследования социально-психологической адаптации подростков в виртуальной среде как фактора творческой реализации. Проводится сравнительный анализ показателей адаптации в реальной и виртуальной среде и исследуется их влияние на творческую деятельность в интернете. Уровень творческой реализации анализируется на материале вербального творчества в социальной сети «ВКонтакте», в исследовании приняли участие 247 учеников 9–11-х классов московских школ.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, творческая реализация, творческая продуктивность, виртуальная среда, социальная сеть, вербальное творчество

 

Развитие творческих способностей у подростков и создание условий для их реализации является одним из приоритетных векторов современной системы образования во всем мире, поэтому исследования, посвященные творческой деятельности, сохраняют свою актуальность. В этой связи изучение детерминант творческой реализации представляется перспективной областью исследования. В данной работе хотелось бы остановиться на значении социальных факторов для творческой деятельности.

Влияние социальных факторов на творческую деятельность было показано в работах как зарубежных (А.Маслоу, К.Роджерс, Т.Амабайль, Ф.Баррон, Дж.МакКиннон и др.), так и отечественных исследователей (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Дружинин, Ю.Д.Бабаева, Н.Б.Березанская и др.). В качестве условий творческой реализации выделяются такие факторы, как психологическая безопасность в социальной среде и свобода самовыражения [Роджерс, 1994], самоуверенность и принятие себя [Солдатова, 2004], интегрированность в социуме [Грязева, 1993], эмоциональный климат [Хеллер, 1991; Torrance, 1977], общие ценности [Бабаева, 2004] и особенности взаимодействия с окружением [Ландау, 2002]. Важное значение для творческой деятельности приобретает также отношение к творчеству в социальном окружении и культуре, которые рассматривались в работах В.Н.Дружинина [Дружинин, 2007], теории инвестиции Р.Стернберга – Т.Лубарта, теории К.Саймонтона [Sternberg, Lubart, 1997] и других.

Концепция социально-психологической адаптации [Осницкий, 2004] описывает особенности взаимодействия личности с социальной средой. Восприятие социальной среды как эмоционально комфортной, возможность выразить себя и принимать других, умение удерживать внутренний локус контроля и сохранять доминирующую позицию при взаимодействии с окружающими являются характеристиками адаптированной личности. Адаптация к среде позволяет человеку создавать продуктивные качественно своеобразные способы ее организации, становясь, таким образом, важным фактором творческой реализации [Савенков, 2010].

В предыдущих исследованиях было показано, что значение социальных аспектов процесса творчества оказывается у подростков значимо выше, чем у взрослой выборки [Бабаева, Свешникова, 2010], поэтому изучение влияния социально-психологических факторов на творческую реализацию у подростков позволяет нагляднее выявить существующие закономерности.

Виртуальная среда стала новым пространством для творческой деятельности и самореализации. Изменяется структура и мотивы деятельности, формируется виртуальная идентичность [Арестова и др., 1996; Белинская, 2013; Войскунский, Евдокименко, 2013; Яголковский, 2007]. Для подростков общение в сети становится обязательной частью их жизни, по данным TSN Web Index, только 10% российских подростков не имеют аккаунтов в социальных сетях. В виртуальной среде формируются новые способы общения, и изучение закономерностей социального взаимодействия в сети выходит на передний план исследований в психологии интернета [Войскунский, 2010].

Творческая реализация в интернете становится все популярнее, благодаря своей доступности, и ежегодно появляются новые формы интернет-творчества [Greene, 2004]. Все больше подростков обращается к таким формам самовыражения, как создание видео- и аудиороликов, персональных или познавательных сайтов, виртуальных идентичностей, фотогалерей или интернет-инсталляций, игровому творчеству, а также специфическим формам интернет-творчества (net art, фанфики, сэмплинг, демотиваторы и др.). Таким образом, виртуальная среда создает комфортные условия для творческой деятельности и презентации творческих продуктов [Пэлфри, Гассер, 2011].

В начале популяризации интернета основной формой творческой активности стало вербальное творчество, и до сих пор оно занимает лидирующие позиции. Групповая переписка в чатах, создание онлайн-дневников, персональных сайтов и ведение блогов или профилей в социальных сетях позволили пользователям выражать себя, создавая новые записи и текстовые материалы [Пэлфри, Гассер, 2011]. Сетевое вербальное творчество рассматривается многими исследователями как одна из форм самопрезентации через творческую реализацию [Cheung, 2000; Miura, Yamashita, 2007; Benkler, 2006; Жичкина, Белинская, 2000]. Благодаря этому, оно оказывается в большей мере подвержено влиянию окружения и особенностей взаимодействия с ним. Исследование взаимосвязи факторов социально-психологической адаптации с вербальной творческой продуктивностью в социальных сетях представляется в этой связи очень перспективным.

Целью данного исследования стало выявление особенностей социально-психологической адаптации подростков в виртуальной среде как фактора творческой реализации. Была выдвинута гипотеза, что уровень вербальной творческой реализации в социальных сетях будет связан с показателями адаптации.

Для проверки этой гипотезы были предложены следующие задачи.

1. Выявить различия показателей адаптации в реальной и виртуальной среде.
2. Оценить гендерные различия в показателях адаптации в реальной и виртуальной среде.
3. Выявить различие показателей субъективного уровня творческой реализации в реальной и виртуальной среде.
4. Выявить связь показателей вербальной творческой реализации в социальных сетях с факторами социально-психологической адаптации.

Методы

Выборка

В исследовании приняли участие 247 учеников 9–11-х классов московских школ.

Методика

Для оценки адаптированности подростков использовалась методика К.Роджерса и Р.Даймонда (адаптация А.К.Осницкого, 2004), выявляющая помимо интегрального показателя адаптированности такие факторы, как «Принятие себя», «Принятие других», «Эмоциональный комфорт», «Интернальность» и «Доминирование / ведомость». Методика выполнялась процедурно в двух вариантах: сначала испытуемые заполняли методику в классе в стандартном варианте, а через неделю повторно через форму в интернете с измененной инструкцией, по которой все высказывания предлагалось соотносить со своей деятельностью и переживаниями в виртуальной среде.

Полученные данные сопоставлялись с уровнем творческой реализации в социальных сетях. Материалом для исследования стали профили испытуемых в социальной сети «ВКонтакте», которая является наиболее популярной у российских подростков, по данным TSN Web Index. Был проведен анализ текстовых постов испытуемых за последний год на момент проведения исследования. В качестве творческого продукта рассматривались текстовые посты, творческие по форме (стихи, рассказы, эссе) или по содержанию (переосмысление реальности, выход за рамки жизненного контекста). Показатель творческой реализации оценивался как количество творческих текстов по отношению ко всему текстовому контенту (в процентном соотношении). Помимо этого оценивался субъективный уровень творческой реализации в реальной и виртуальной среде с использованием методики «Уровень реализации ценности» (модифицированная методика Дембо–Рубинштейн) [Бабаева, 2010]. В этой методике испытуемым предлагалось самостоятельно оценить уровень реализации ценности творчества в реальной и виртуальной среде на отрезке, где нижний полюс соответствует позиции «Ценность творчества мной вообще не реализуется», а верхний – «Ценность творчества полностью реализована».

Результаты

При сравнении результатов заполнения методики в реальной среде и в интернете были выявлены значимо более высокие показатели по интегральному показателю адаптации в виртуальной среде (T = 3,78; p = 0,0002). Данные сравнительного анализа представлены на рисунке 1.



Рис. 1. Сравнительный анализ интегральных показателей адаптации в реальной (1) и виртуальной (2) среде.


Анализ результатов по отдельным факторам показал, что в виртуальной среде демонстрируются также более высокие показатели по шкалам «Принятие себя» (Т = 3,34; р = 0,0009) и «Эмоциональный комфорт» (Т = 5,79; р = 0,0001). Данные сравнительного анализа по этим факторам представлены на рисунках 2, 3.



Рис. 2. Сравнительный анализ показателей по фактору «Принятие себя» в реальной (1) и виртуальной (2) среде.





Рис. 3. Сравнительный анализ показателей по фактору «Эмоциональный комфорт» в реальной (1) и виртуальной (2) среде.


При этом были выявлены гендерные различия. У мужской части выборки (150 человек) увеличение показателей по фактору «Эмоциональный комфорт» было значимо больше, чем у женской (144 человека) части выборки (Т = 3,25; р = 0,02), таким образом, для юношей виртуальная среда оказывается в этом отношении более привлекательной.

Значимых различий в показателях по факторам «Доминирование / ведомость» и «Интернальность» выявлено не было, что может свидетельствовать о большей устойчивости этих характеристик к изменению социальной среды.

Показатели по фактору «Принятие других» в виртуальной среде оказываются значимо ниже, чем в реальной (Т = 4,02; р = 0,0001), что является косвенным подтверждением данных о меньшей толерантности к другим, демонстрируемой в социальных сетях [Солдатова, 2014]. Данные представлены на рисунке 4.



Рис. 4. Сравнительный анализ показателей по фактору «Принятие других» в реальной (1) и виртуальной (2) среде.


Повышение показателей социально-психологической адаптации в виртуальной среде показывает, что подростками интернет воспринимается как комфортное пространство для общения и самовыражения.


При сравнении показателей субъективного уровня творческой реализации в реальной и виртуальной среде было показано значимое увеличение показателей для всей выборки в виртуальной среде (T = 4,23; р = 0,001). Оценивая свою творческую деятельность, подростки выделяют интернет как пространство, где они в большей мере творчески реализуются. Данные сравнительного анализа представлены на рисунке 5.



Рис. 5. Сравнительный анализ показателей субъективного уровня творческой реализации в реальной (1) и виртуальной (2) среде.


Для проверки гипотезы о связи творческой реализации с адаптацией в среде сопоставлялись интегральные показатели адаптированности и творческой реализации в социальных сетях, и была получена значимая корреляция по критерию Пирсона (r = 0,4; p = 0,04). Таким образом, можно сделать вывод, что чем выше уровень социально-психологической адаптации в интернете, тем выше творческая продуктивность.

При этом при анализе отдельных факторов значимые корреляции были получены для факторов «Принятие себя» (r = 0,13; р = 0,03), «Эмоциональный комфорт» (r = 0,24; р = 0,001) и «Доминирование» (r = 0,46; р = 0,03). Таким образом, подтверждаются полученные другими исследователями данные [Солдатова, 2004; Хеллер, 1991], что для творческой реализации необходимы уверенность в себе, независимость и эмоциональный комфорт.

Выводы

Творческая реализация у подростков тесно связана с социально-психологическими факторами. Возможность выразить себя, эмоциональный комфорт, ощущение безопасности и снижение зависимости от мнения других дает возможность в большей степени проявить свой творческий потенциал.

Полученные данные о значимо более высоком уровне интегрального показателя адаптации, эмоционального комфорта и принятия себя в интернете показывают, что современные подростки чувствуют себя более уверенно и свободно в виртуальной среде.

Привлекательность деятельности и общения в сети сказывается и на творчестве. Оценивая свою творческую деятельность, подростки выделяют интернет как пространство, где они могут в большей степени творчески реализоваться. При этом творческая продуктивность оказывается связана с факторами адаптации: чем выше уровень социально-психологической адаптации в интернете, тем выше вербальная творческая продуктивность в социальных сетях.

Независимость, уверенность в себе и эмоциональный комфорт при взаимодействии с интернетом дают возможность подросткам в большей степени выразить себя, создавая новые записи в своих профилях. Таким образом, полученные данные подтверждают гипотезу о том, что социальная адаптация выступает фактором творческой реализации в виртуальной среде.


Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 15-06-06168.


Литература

Арестова О.Н., Бабанин Л.H., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 1996, No. 4, 14–20.

Бабаева Ю.Д. Роль эмоционально-личностных факторов в диагностике и развитии одаренности детей и подростков. Одаренный ребенок, 2004, No. 5, 31–46.

Бабаева Ю.Д., Попова (Свешникова) Е.Н. Ценность творчества и субъективные представления о творческой деятельности. Психологические исследования интеллекта и творчества: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной памяти Я.И.Пономарева и В.Н.Дружинина. М.: Институт психологии РАН, 2010, 116–118.

Бабаева Ю.Д., Попова (Свешникова) Е.Н., Сабадош П.А. Творческие способности и ценностная структура личности. Психология и школа, 2008, No. 1, 55–59.

Белинская Е.П. Психология интернет-коммуникации. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013.

Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010.

Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013, 10(2), 98–121.

Грязева В.Т. Одаренные дети: экология творчества. Челябинск: ИЛИ РАО, 1993.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007.

Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя интернета. В кн.: Образование и информационная культура. М.: ЦСО РАО, 2000. С. 431–460.

Ландау Э. Одаренность требует мужества. М.: ACADEMA, 2002.

Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации. Психология и школа, 2004, No. 1, 43–56.

Пэлфри Д., Гассер У. Дети цифровой эры. М.: Эксмо-пресс, 2011.

Роджерс К. К теории творчества. В кн.: Взгляд на психотерапию, становление человека. М.: Прогресс, 1994.

Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010.

Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Солдатова Г., Рассказова Е. Психологические факторы безопасности подростка в интернете: роль совладающего поведения и родительской медиации. Вестник РГНФ, 2014, 75(2), 126–134.

Хеллер К., Перлет В., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности. Вопросы психологии, 1991, No. 2, 120–127.

Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М.: Высшая школа экономики, 2007.

Benkler Y. The Wealth of Networks: how social production transforms markets and freedom. New Haven, London: Yale University Press, 2006.

Cheung C. A home on the web: presentations of self on personal homepages. In: D. Gauntlett (Ed.), Rewiring Media Studies for the Digital Age. London: Edward Arnold, 2000.

Green R. Internet Art. London: Thames and Hudson, 2004.

Miura A., Yamashita K. Psychological and social influences on blog writing: an online survey on blog authors in Japan. Journal of Computer Mediated Communication, 2007, 12(4), 1452–1471.

Sternberg R.J., Lubart T.I. The concept of Creativity: prospects and paradigms. In: R.J. Sternberg (Ed.), Handbook of Creativity. New York: Cambridge University Press, 1999.

Torrance E.P. Deliverance and nurturance of giftedness in the culturally different. Reston, VA: Council for exceptional children, 1977.

Поступила в редакцию 27 августа 2015 г. Дата публикации: 29 февраля 2016 г.

Сведения об авторе

Свешникова Екатерина НикитичнаСоискатель на степень кандидата психологических наук, лаборант, кафедра общей психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Свешникова Е.Н. Адаптация в виртуальная среде как фактор творческой реализации у подростков. Психологические исследования, 2016, 9(45), 4. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Свешникова Е.Н. Адаптация в виртуальная среде как фактор творческой реализации у подростков // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 45. С. 4. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n45/1234-sveshnikova45.html

К началу страницы >>