Кросс-культурная адаптация краткого опросника Большой пятерки (TIPI): сравнение российской и азербайджанских студенческих выборок

Авторы

  • Татьяна Корнилова
  • Мария Зиренко
  • Рена Гусейнова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.349

Ключевые слова:

кросс-культурная инвариантность, Большая пятерка, Краткий опросник Большой пятерки (TIPI), экстраверсия, согласие, добросовестность, эмоциональная стабильность, открытость опыту

Аннотация

Представлены результаты апробации краткого опросника TIPI – Краткого опросника Большой пятерки (КОБП), предъявлявшегося русским и азербайджанским студентам. Установлена кросс-культурная инвариантность факторных структур для опросника TIPI. В исследовании приняли участие 553 человека: 202 российских студента из г. Москвы и 351 – азербайджанских из г. Баку (138 обучавшихся и тестировавшихся на русском языке и 213 обучавшихся и тестировавшихся на азербайджанском языке). Описаны факторные структуры и внутренняя согласованность шкал опросника при предъявлении его на русском и азербайджанском языках. Лучшие показатели соответствия для всех выборок продемонстрировал вариант опросника из 9 пунктов, с удалением одного из пунктов, нагружающего шкалу согласие. Показана общность и кросс-культурная специфика связей черт Большой пятерки у студентов сравниваемых культурных выборок. В частности, баллы по всем шкалам у мужчин и женщин в российской выборке не отличались от баллов мужчин и женщин в азербайджанской выборке, тестировавшейся на русском языке. Однако при сравнении мужчин и женщин из российской выборки с мужчинами и женщинами из азербайджанской выборки, тестировавшейся на азербайджанском языке, российские мужчины и женщины характеризуются большим несогласием, в то время как азербайджанские мужчины и женщины характеризуются более высокой добросовестностью. При анализе интеркорреляций шкал на обеих азербайджанских группах получена отрицательная корреляция экстраверсии с эмоциональной стабильностью, в то время как на российской группе экстраверсия положительно коррелирует с открытостью новому опыту.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Татьяна Корнилова

Корнилова Татьяна Васильевна. Доктор психологических наук, профессор, кафедра общей психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: tvkornilova@mail.ru

Мария Зиренко

Зиренко Мария Сергеевна. Аспирант, кафедра общей психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: mzirenko@inbox.ru

Рена Гусейнова

Гусейнова Рена Джавидан гызы. Выпускница (бакалавр), Бакинский филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Бинагадинский р., пос. Ходжасан, ул. Университетская, д. 1, Баку, Азербайджан. E-mail: rena.huseynova@hotmail.com

Литература

Allik J., Church A.T., Ortiz F.A., Rossier J., Hřebíčková M., de Fruyt F., Realo A., McCrae R.R. Mean Profiles of the NEO Personality Inventory. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2017, 48(3), 402-420.

Barrick M.R., Mount M.K. The big five personality dimensions and job performance: a meta-analysis. Personnel Psychology, 1991, 44(1), 1-26. doi:10.1111/j.1744-6570.1991.tb00688.x

Dvek K.S. Novaya psihologiya uspekha. Dumaj i pobezhdaj [The New Psychology of Success]. Kharkov: Knizhnyi klub "Klub semeinogo dosuga", 2007. (in Russian)

Gosling S.D., Rentfrow P. J., Swann W.B.A very brief measure of the big-five personality domains. Journal of Research in Personality, 2003, 37(6), 504–528. doi: 10.1016/S0092-6566(03)00046-1

Khromov A.N. Pyatifaktornyj oprosnik lichnosti: uchebno-metodicheskoe posobie [The Five-Factor Personality Inventory: tutorial]. Kurgan: Kurganskii gos. universitet, 2000. (in Russian)

Komarraju M., Karau S. J., Schmeck R. R. Role of the Big Five personality traits in predicting college students’ academic motivation and achievement. Learning and Individual Differences, 2009, 19(1), 47–52. doi:10.1016/j.lindif.2008.07.001

Knyazev G.G., Slobodskaya E.R. Psikhologicheskii Zhurnal, 2005, 26(6), 69–77. (in Russian)

Kochergina E.V., Nai Dzh.V.K., Orel E.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2013, 6(27), 4. (in Russian, abstr. in English)

Kornilova T.V., Chumakova M.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(46), 5. (in Russian, abstr. in English)

Kornilova T.V., Chumakova M.A., Izmailova A.M. Implicit Theories of Intelligence and Personality, Attitudes towards Uncertainty, and Academic Achievement in College Students: cross-cultural study. Proceedings of The 3-rd International Academic Conference on Social Sciences. IACSS 2015 (Istanbul, 24-25 April 2015). Batumi, 2015. pp. 189–202.

Kornilova T.V., Chumakova M.A., Kornilov S.A., Novikova M.A. The psychology of uncertainty: unity of the intellectual-personality human potential. Moscow: Smysl, 2010. (in Russian)

McCrae R.R., Costa P.T. The Five-Factor Theory of Personality. In: L. Pervin, O. John (Eds.), Handbook of personality: Theory and research. New York, NY: Guilford Press, 1999, 139–153.

Mishkevich A.M. Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya, 2015, No. 3, 69–79. (in Russian, abstr. in English)

Muck P.M., Hell B., Gosling S.D. Construct validation of a short five-factor model instrument. European Journal of Psychological Assessment, 2007, 23(3), 166–175. doi: 10.1027/1015-5759.23.3.166

Noftle E. E., Robins R. W. Personality predictors of academic outcomes: big five correlates of GPA and SAT scores. Journal of Personality and Social Psychology, 2007, 93(1), 116. doi: 10.1037/0022-3514.93.1.116

O'Boyle E.H., Forsyth D.R., Banks G.C., Story P.A., White C.D. A Meta-Analytic Test of Redundancy and Relative Importance of the Dark Triad and Five-Factor Model of Personality. Journal of Personality, 2015, 83(6), 644–664. doi: 10.1111/jopy.12126

Oshio A., Abe S., Cutrone P.Development, reliability, and validity of the Japanese version of Ten Item Personality Inventory (TIPI-J). Japanese Journal of Personality, 2012, Vol. 21, 40–52. doi: 10.2132/personality.21.40

Romero E., Vilar P., Gomez-Fraguela A., Lopez-Romero L. Measuring personality traits with ultra-short scales: A study of the Ten Item Personality Inventory (TIPI) in a Spanish sample. Personality and Individual Differences, 2012, 53(3), 289–293. doi: 10.1016/j.paid.2012.03.035

Sanchez-Ruiz M.-J., Mavroveli S., Poullis J. Trait emotional intelligence and its links to university performance: An examination. Personality and Individual Differences, 2013, 54(5), 658–662. 10.1016/j.paid.2012.11.013

Sergeeva A.S., Kirillov B.A., Dzhumagulova A.F. Eksperimental'naya psikhologiya, 2016, 9(3), 138-154. (in Russian, abstr. in English)

Shmelev A.G. Psihodiagnostika lichnostnyh chert [The psychodiagnostics of personality characteristics]. St. Petersburg: Rech', 2007. (in Russian)

Smirnov S.D. Psihologiya i pedagogika dlya prepodavatelej vysshej shkoly [Psychology and pedagogy for teachers of higher education]. Moscow: MGTU im. N.E. Baumana, 2014. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 374

Опубликован

20.10.2017

Как цитировать

Корнилова, Т., Зиренко, М., & Гусейнова, Р. (2017). Кросс-культурная адаптация краткого опросника Большой пятерки (TIPI): сравнение российской и азербайджанских студенческих выборок. Психологические исследования, 10(55). https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.349

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)