Идентификация прогнозных маркеров задержки психического развития 5-летних детей

Авторы

  • Андрей Наследов
  • Сергей Мирошников
  • Любовь Ткачева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.250

Ключевые слова:

задержка психического развития, норма, маркеры психического развития, дети пяти лет, скрининг, моделирование структурными уравнениями, факторная структура способностей

Аннотация

Данная статья является продолжением нашей предыдущей публикации на страницах этого издания, посвященной 4-летним детям. В настоящей статье представлен анализ факторной структуры способностей 5-летних детей, с выделением шкал, наиболее достоверно дифференцирующих типично развивающихся детей этого возраста («Норма») и детей с задержкой психического развития («ЗПР»). Исследование проведено на выборке из 604 детей (527 – группы «Норма» и 77 – группы «ЗПР»). Для выявления пунктов, наиболее значимо дифференцирующих группы «Норма» и «ЗПР», применялись пошаговые процедуры дискриминантного и факторного анализа с последующей проверкой надежности выделяемых факторов-шкал и с итоговым формированием прогнозной модели методом моделирования структурными уравнениями. В результате был выявлен набор предикторов, являющихся надежными маркерами задержки психического развития детей 5-летнего возраста. Набор этих предикторов в общих чертах совпадает с предикторами для 4-летних детей и включает в себя следующие компоненты (в порядке убывания их вклада в предсказание): «Логическое суждение», «Моторика», «Общая осведомленность». Соответствующие этим компонентам шкалы, в совокупности с возрастом, образуют общую шкалу, которая позволяет выделять «группу риска» с высокой вероятностью ЗПР. В результате стандартизации разработаны тестовые нормы для этой общей шкалы, которая демонстрирует чувствительность предсказания ЗПР 98,3% при задании специфичности предсказания нормы в 94%. В заключение делается вывод о том, что единственным предиктором диагноза является общий фактор G, индикаторами которого выступают выделенные шкалы, а также о возможности использования разработанных норм для быстрого выявления «группы риска» с целью дальнейшей дифференциальной диагностики.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Андрей Наследов

Наследов Андрей Дмитриевич. Кандидат психологических наук, доцент, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, 199034 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: andrey.nasledov@gmail.com

Сергей Мирошников

Мирошников Сергей Александрович. Кандидат психологических наук, директор, Общество с ограниченной ответственностью «Лонгитюд», Гражданский пр., д. 83, корп. 4, 195257 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: sergeyamir@gmail.com

Любовь Ткачева

Ткачева Любовь Олеговна. Кандидат психологических наук, старший преподаватель, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, 199034 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: l.tkachewa@spbu.ru

Литература

Bishop D.V. Motor immaturity and specific speech and language impairment: evidence for a common genetic basis. American Journal of Medical Genetics, 2002, 114(1), 56–63. doi:10.1002/ajmg.1630

Byrne B.M. Structural equation modeling with AMOS: Basic concepts, applications and programming. 2nd ed. (Multivariate applications series). New York, NY: Taylor and Francis Group, 2010. pp. 73–84.

Carlson A.G., Rowe E., Curby T.W. Disentangling Fine Motor Skills’ Relations to Academic Achievement: The Relative Contributions of Visual-Spatial Integration and Visual-Motor Coordination. The Journal of Genetic Psychology: Research and Theory on Human Development, 2013, 174(5), 514–533. doi:10.1080/00221325.2012.717122

Crnic K., Hoffman C., Gaze C., Edelbrock C. Understanding the Emergence of Behavior Problems in Young Children With Developmental Delays. Infants and Young Children, 2004, 17(3), 223–235.

Dmitrieva T.B., Volozhin A.I. (Eds.). Sotsial'nyi stress i psikhicheskoe zdorov'e [Social stress and mental health]. Moscow: GOU VUNMTs MZ RF, 2001. (in Russian)

Dornelas L.F., Duarte N.M., Morales N.M., Pinto R.M., Araújo R.R., Pereira S.A., Magalhães L.C. Functional Outcome of School Children With History of Global Developmental Delay. Journal of Child Neurology, 2016, 31(8), 1041–1051. doi:10.1177/0883073816636224

Dumontheil I. Development of abstract thinking during childhood and adolescence: The role of rostrolateral prefrontal cortex. Developmental Cognitive Neuroscience, 2014, Vol. 10, 57–76. doi:10.1016/j.dcn.2014.07.009

Elofsson J., Gustafson S., Samuelsson J., Traff U. Playing number board games supports 5-year-old children’s early mathematical development. The Journal of Mathematical Behavior, 2016, Vol. 43, 134–147. doi:10.1016/j.jmathb.2016.07.003

Ferrer E., O’Hare E.D., Bunge S.A. Fluid reasoning and the developing brain. Frontiers in Neuroscience, 2009, 3(1), 46–51. doi:10.3389/neuro.01.003.2009

Glidden L.M. (Ed.). International Review of research in mental retardation. San Diego: Academic Press, 2001.

Hayne H., Imuta K. Episodic memory and episodic foresight in 3- and 5-year-old children. Cognitive Development, 2011, 53(3), 317–322. doi:10.1002/dev.20527

Hiebert E.H. The relationship of logical reasoning ability, oral language comprehension, and home experiences to preschool children’s print awareness. Journal of Reading Behavior, 1980, 7(4), 313–324.

Houwen S., van der Veer G., Visser J., Cantell M. The relationship between motor performance and parent-rated executive functioning in 3- to 5-year-old children: What is the role of confounding variables? Human Movement Science, 2017, Vol. 53, 24–36. doi:10.1016/j.humov.2016.12.009

Isaev D.N. Psikhiatriya detskogo vozrasta. Psikhopatologiya razvitiya [Psychiatry of Childhood. Developmental Psychopathology]. St. Petersburg: Spetsliteratura, 2017. (in Russian)

Ivanova A.E., Miroshnikov S.A. Metodicheskie materialy k ekspertnoi sisteme individual'nogo soprovozhdeniya «Longityud» [Methodical Materials for the Expert System of Individual Tracking «Longitude»]. St. Petersburg: S.-Peterb. gos. universitet, 2001. (in Russian)

Klecka W.R. Discriminant Analysis. Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1980.

Korematsu S., Takano T., Izumi T. Pre-school development and behavior screening with a consecutive support programs for 5-year-olds reduces the rate of school refusal. Brain and Development, 2016, 38(4), 373–376. doi:10.1016/j.braindev.2015.09.012

Labat H., Ecalle J., Baldy R., Magnan A. How can low-skilled 5-year-old children benefit from multisensory training on the acquisition of the alphabetic principle? Learning and Individual Differences, 2014, Vol. 29, 106–113.

Mezhdunarodnaya klassifikatsiya boleznei 10-go peresmotra [International classification of diseases the 10th revision], 2018. http://mkb-10.com (in Russian)

Miroshnikov S.A., Nasledov A.D., Zashchirinskaya O.V. Criterion validation of the Scale of Psychomotor Development (SPMD) in developmental delay study of pre-school children. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2016, Vol. 233, 220–224. doi:10.1016/j.sbspro.2016.10.207

Morrison R.G., Doumas L.A.A., Richland L.E. A computational account of children’s analogical reasoning: balancing inhibitory control in working memory and relational representation. Developmental Science, 2011, 14(3), 516–529. doi:10.1111/j.1467-7687.2010.00999.x

Nasledov A.D. IBM SPSS Statistics 20 i AMOS: professional'nyi statisticheskii analiz dannykh [IBM SPSS 20 and AMOS: Professional Statistical Analysis of Data]. St. Petersburg: Piter, 2013. (in Russian)

Nasledov A.D., Miroshnikov S.A., Tkacheva L.O. Identifikatsiya prognoznykh markerov zaderzhki psikhicheskogo razvitiya 4-letnikh detei [Identification of prognostic markers of developmental delay in 4-year-olds]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2018, 11(59), 12. http://psystudy.ru (in Russian)

Nation K. Lexical learning and lexical processing in children with developmental language impairments. Philosophical Transactions of the Royal Society, 2014, 369(1634). doi:10.1098/rstb.2012.0387

Nelson K. Making sense in the world of symbols. In: A. Toomela (Ed.), Cultural Guidance in the Development of the Human Mind. London: Ablex, 2003. pp. 139–158.

Nunes T., Bryant P., Evans D., Bell D., Gardner S., Gardner A., Carraher J. The contribution of logical reasoning to the learning of mathematics in primary school. British Journal of Developmental Psychology, 2007, 25(1), 147–166. doi:10.1348/026151006X153127

Rattermann M.J., Gentner D. More evidence for a relational shift in the development of analogy: children’s performance on a causal-mapping task. Cognitive Development, 1998, 13(4), 453–478. doi:10.1016/S0885-2014(98)90003-X

Sebastian-Enescoa C., Warnekenb F. The shadow of the future: 5-Year-olds, but not 3-year-olds, adjust their sharing in anticipation of reciprocation. Journal of Experimental Child Psychology, 2015, Vol. 129, 40–54. doi:10.1016/j.jecp.2014.08.007

Semenova O.A., Machinskaya R.I. Vozrastnye preobrazovaniya poznavatel'nykh funktsii u detei v vozraste ot 5 do 7 let: neiropsikhologicheskii analiz [Age-related transformations of cognitive functions in children aged 5 to 7 years: neuropsychological analysis]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2012, No. 2, 20–28. (in Russian)

Shapiro B.K., Palmer F.B., Antell S., Bilker S., Ross A., Capute A.J. Precursors of Reading Delay: Neurodevelopmental Milestones. Pediatrics, 1990, 85(3), 416–420.

Sigmundsson H., Englund K., Haga M. Associations of Physical Fitness and Motor Competence With Reading Skills in 9- and 12-Year-Old Children: A Longitudinal Study. SAGE Open, 2017, 7(2) 1–10, doi: 10.1177/2158244017712769

Takioa F., Koivistoa M., Hamalainen H. The influence of executive functions on spatial biases varies during the lifespan. Developmental Cognitive Neuroscience, 2014, Vol. 10, 170–180. doi:10.1016/j.dcn.2014.09.004

Число просмотров

Просмотров: 256

Опубликован

06.12.2018

Как цитировать

Наследов, А., Мирошников, С., & Ткачева, Л. (2018). Идентификация прогнозных маркеров задержки психического развития 5-летних детей. Психологические исследования, 11(62). https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.250

Выпуск

Раздел

Статьи