Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

2020 Том 13 No. 69

Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В. Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями в развитии

English version: Akhmetzyanova A.I., Artemyeva T.V. The relationship between forecasting and positive socialization of children with developmental disorders

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

Проблема социализации активно изучается в гуманитарных науках, однако анализ исследований показывает отсутствие единого представления о механизмах, условиях и факторах развития позитивной социализации в условиях дизонтогенеза. Недостаточно изучена способность детей дошкольного возраста к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) в качестве ресурса их социализации.
Целью исследования являлось изучение показателей социализации детей и их зависимость от способности к прогнозированию у детей с нарушениями речи, с нарушениями слуха, зрения, двигательными нарушениями и эмоциональными нарушениями.
В исследовании приняли участие 438 детей в возрасте 5–7 лет с нарушениями в развитии и без нарушений в развитии, посещающие дошкольные образовательные учреждения России. Были использованы методики: «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» (А.М.Казьмин и др.), «Эмоциональные лица» (Н.Я.Семаго), «Методика соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации» (L.F.Bayanova, T.R.Mustafin), комплекс методик для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (Н.Е.Веракса), «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л.Подобед), наблюдение за ребенком в организованной и свободной деятельности (методика А.Г.Самохваловой).
Выявлены трудности социальной адаптации, получения социального опыта и усвоения правил в нормативной ситуации у детей всех нозологических групп. Особенно высокие показатели по дезадаптивному поведению выявлены у детей с двигательными и эмоциональными нарушениями. Не способны осуществить прогноз дальнейших событий дети с эмоциональными нарушениями, чаще всего выбирающие нерациональные или случайные стратегии в прогнозировании. Эмпирическое исследование подтвердило наличие тесных корреляционных связей показателей прогнозирования с показателями методик, отражающих соответствие ребенка правилам социального поведения, а также с показателями коммуникативного взаимодействия ребенка в условиях свободной организованной деятельности и в режимных моментах во взаимодействии со взрослыми и со сверстниками. Полученные в исследовании данные могут быть использованы при адаптации и сопровождении детей с нарушениями в развитии в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: социализация, предвосхищение событий будущего, прогнозирование, дети, дошкольный возраст, нарушения в развитии

Полный текст статьи PDF >>

Поступила в редакцию 02 марта 2020 г. Дата публикации: 18 апреля 2020 г.
 

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В. Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями в развитии. Психологические исследования, 2020, 13(69), 5. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В. Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями в развитии // Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 69. С. 5. URL: http://psystudy.ru 

Адрес статьи:  http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n69/1727-ahmetzyanova69.html

К началу страницы >>

Related Articles