«Как вы яхту назовете, так она и поплывет»? Роль вербальных компонентов мышления в актуализации образной структуры абстрактных и конкретных понятий

Авторы

  • Ольга Щербакова
  • Надежда Новиковская

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v13i74.166

Ключевые слова:

понятийное мышление, абстрактные и конкретные понятия, словесно-образный перевод, образные репрезентации, письменная вербализация, методика «Пиктограммы», эффект конкретности, главные и второстепенные признаки понятий

Аннотация

Одна из центральных проблем психологии мышления – вопрос о словесно-образном переводе как механизме выделения главных признаков объекта и роли вербализации в актуализации образной структуры понятий разной степени обобщенности. Экспериментально проверялись следующие гипотезы: 1) существует положительная связь между полнотой вербализации понятия и полнотой его образной репрезентации; 2) предварительная вербализация понятия повышает полноту его образной репрезентации; 3) полнота актуализации главных признаков понятия на образном и вербальном планах различна для абстрактных и конкретных понятий; 4) полнота актуализации главных признаков абстрактных и конкретных понятий связана с характером предварительной работы с их содержанием – символической (вербализация) или образной (пиктографированием); 5) полнота актуализации главных признаков понятий на образном и вербальном планах связана с уровнем психометрического интеллекта. В исследовании на добровольной безвозмездной основе принял участие 61 человек (42 женщины, средний возраст – 20 лет). Участники были распределены по четырем группам – трем экспериментальным и одной контрольной, различавшихся порядком и набором заданий. Использовались следующие методики: стандартная и модифицированная версии методики «Пиктограммы», тест «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. Равена для контроля уровня психометрического интеллекта. Была обнаружена положительная связь между полнотой образной репрезентации понятий и полнотой их вербализации, при этом ни тот, ни другой показатель не показали связи с уровнем психометрического интеллекта. Основная гипотеза исследования – о влиянии предварительной вербализации содержания понятия на полноту его образной репрезентации – не получила подтверждения, однако было показано, что вербализация позволяет актуализировать больше главных признаков понятий, чем образная репрезентация, а успешность актуализации главных признаков абстрактных понятий статистически значимо выше, чем конкретных. Такие результаты позволяют предположить, что обработка и конкретных, и абстрактных понятий осуществляется единым интегральным аппаратом понятийной системы мышления, обеспечивающим слаженную работу образных и вербальных структур, а также может служить индикатором дефицита образного мышления, возникающего вследствие изменений повседневных интеллектуальных практик.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Ольга Щербакова

Щербакова Ольга Владимировна. Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, 199034 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: o.shcherbakova@spbu.ru

Надежда Новиковская

Новиковская Надежда Александровна. Магистр психологии, инженер-исследователь лаборатории поведенческой нейродинамики, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, 199034 Санкт-Петербург, Россия; приглашенный исследователь, Научно-технологический университет «Сириус», Олимпийский пр., 1, 354340 Сочи, Россия E-mail: nadezhda.novikovskaya@ya.ru

Литература

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Alyahya R.S.W., Halai A.D., Conroy P., Ralph M.A.L. The behavioral patterns and neural correlates of concrete and abstract verb processing in aphasia: a novel verb semantic battery. NeuroImag: Clinical, 2018, 17, 811–825. DOI: 10.1016/j.nicl.2017.12.009.

Ancyferova L.I. Introspektivnyj eksperiment i issledovanie myshleniya v Vyurcburgskoj shkole // Osnovnye napravleniya issledovanij psihologii myshleniya v kapitalisticheskih stranah. M.: Nauka, 1966. 59–82. (In Russian)

Barsalou L.W., Wiemer-Hastings K. Situating abstract concepts. Grounding cognition: The role of perception and action in memory, language, and thought. Eds. D. Pecher, R.A. Zwaan. New York, Cambridge University Press, 2005, 129–163.

Borghi A.M., Barca L., Binkofski F., Castelfranchi C., Pezzulo G., Tummolini L. Words as social tools: Language, sociality and inner grounding in abstract concepts. Physics of life reviews, 2019, 29, 120–153. DOI: 10.1016/j.plrev.2018.12.001.

Borghi A.M., Binkofski F., Castelfranchi C., Cimatti F., Scorolli C., Tummolini L. The challenge of abstract concepts. Psychological Bulletin, 2017, 143(3), 263–292. DOI: 10.1037/bul0000089.

Borghi A.M., Cimatti F. Words as tools and the problem of abstract word meanings. Proceedings of the annual meeting of the cognitive science society. Eds. N. Taatgen and H. van Rijn (Amsterdam: Cognitive Science Society), 2009, 2304–2309.

Borghi A.M., Zarcone E. Grounding abstractness: abstract concepts and the activation of the mouth. Frontiers in Psychology, 2016, 7, 1498. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.01498.

Buccino G., Colagè I., Gobbi N., Bonaccorso G. Grounding meaning in experience: A broad perspective on embodied language. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 2016, 69, 69–78. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2016.07.033.

Carpenter P.A., Just M.A., Shell P. What one intelligence test measures: a theoretical account of the processing in the Raven Progressive Matrices Test. Psychological review, 1990, 97(3), 404–431. DOI: 10.1037/0033-295X.97.3.404.

Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka: izbr. st. / V.I. Dal'; sovmeshch. red. izd. V.I. Dalya i I.A. Boduena de Kurtene; [nauch. red. L. V. Belovinskij]. M.: OLMA Media Grupp, 2009. (In Russian)

Fliessbach K., Weis S., Klaver P., Elger C.E., Weber B. The effect of word concreteness on recognition memory. NeuroImage, 2006, 32(3), 1413–1421. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2006.06.007.

Gibbs Jr.R.W. The poetics of mind: Figurative thought, language, and understanding. New York: Cambridge University Press, 1994.

Glenberg A.M., Sato M., Cattaneo L., Riggio L., Palumbo D., Buccino G. Processing abstract language modulates motor system activity. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 2008, 61(6), 905–919. DOI: 10.1080/17470210701625550.

Gostev A.A. Psihologiya vtorichnogo obraza. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2007 (In Russian).

Hersonskij B.G. Metod piktogramm v psihodiagnostike psihicheskih zabolevanij. Kiev.: Zdorov'e, 1988. (In Russian)

Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya. 2-e izd., pererab. i dop. SPb.: Piter, 2002. (In Russian)

Holodnaya M.A. Psihologiya ponyatijnogo myshleniya: ot konceptual'nyh struktur k ponyatijnym sposobnostyam. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2012. (In Russian)

Jamrozik A., McQuire M., Cardillo E.R., Chatterjee A. Metaphor: Bridging embodiment to abstraction. Psychonomic Bulletin & Review, 2016, 23(4), 1080–1089. DOI: 10.3758/s13423-015-0861-0.

Jessen F., Heun R., Erb M., Granath D.-O., Klose U., Papassotiropoulos A., Grodd W. The concreteness effect: Evidence for dual coding and context availability. Brain and language, 2000, 74(1), 103–112. DOI: 10.1006/brln.2000.2340.

Johnson M. The Body in the Mind: The Bodily Basis of Meaning, Imagination and Reason. Chicago: University of Chicago Press, 1987.

Kyul'pe O. Sovremennaya psihologiya myshleniya // Novye idei v filosofii. Vyp. 16. SPb., 1914, 43–83. (In Russian)

Lakoff Dzh., Dzhonson M. Metafory, kotorymi my zhivem / Per. s angl. pod red. i s pre-disl. A.N. Baranova. M.: Editorial URSS, 2004. (In Russian)

List A. Drawing is Integrating: An Examination of Students’ Graphic Representations of Multiple Texts. Reading Psychology, 2019, 40(6), 491–524. DOI: 10.1080/02702711.2019.1629517.

Lyashevskaya O.N., Sharov S.A. Chastotnyj slovar' sovremennogo russkogo yazyka (na materialah Nacional'nogo korpusa russkogo yazyka). M.: Azbukovnik, 2009. (In Russian)

Mestres-Missé A., Münte T.F., Rodriguez-Fornells A. Mapping concrete and abstract meanings to new words using verbal contexts. Second Language Research, 2014, 30(2), 191–223. DOI: 0.1177/0267658313512668.

Myachykov A., Fischer MH. A hierarchical view of abstractness: Grounded, embodied, and situated aspects: Comment on “Words as social tools: Language, sociality and inner grounding in abstract concepts” by Anna M. Borghi et al. Physics of life reviews, 2019, 29, 161–163. DOI: 10.1016/j.plrev.2019.04.005.

Novikovskaya N.A., Shcherbakova O.V. Vliyanie verbalizacii ponyatiya na polnotu ego obraznoj reprezentacii // Psihologiya XXI veka: Psihologiya kak nauka, iskusstvo i prizvanie. Sb. nauchn. trudov uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii molodyh uchenyh: V. 2 t. / Pod nauch. red. A.V. Shaboltas, S.D. Gurievoj, 2018. 117–124. (In Russian)

Osorina M.V. Eksperimental'noe issledovanie obraznyh struktur na raznyh urovnyah myslitel'noj deyatel'nosti: Avtoref. dis. … kand. psihol. nauk. L., 1976. (In Russian)

Paivio A. Abstractness, imagery and meaningfulness in paired-associate learning. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1965, No 4, 32–38.

Paivio A. Dual coding theory: Retrospect and current status. Canadian Journal of Psychology. Revue canadienne de psychologie, 1991, 45(3), 255–287. DOI: 10.1037/h0084295.

Paivio A. Mental representations: A dual coding approach. New York: Oxford University Press, 1990.

Polyakov S.E. Fenomenologiya psihicheskih reprezentacij. SPb.: Piter, 2011. (In Russian)

Raven J. Raven’s progressive matrices: Their origin and contribution to society. Психодиагностика в социалистических странах. Психодиагностический бюллетень. I–IX. Братислава, 1985, 27–31.

Schwanenflugel P.J., Akin C., Luh W.M. Context availability and the recall of abstract and concrete words. Memory & Cognition, 1992, 20(1), 96–104.

Schwanenflugel P.J., Shoben E.J. Differential context effects in the comprehension of abstract and concrete verbal materials. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1983, 9(1), 82–102. DOI: 10.1037/0278-7393.9.1.82.

Shcherbakova O.V. Fenomen ponimaniya kak intrapsihicheskij mezh'yazykovoj obratimyj perevod (na primere komicheskih tekstov) // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. 2008. Vyp. 3. 215–226. (In Russian)

Shcherbakova O.V., Kognitivnye mekhanizmy ponimaniya komicheskogo. Diss. na soiskanie … kand. psihol. nauk. SPb., 2009. (In Russian)

Shcherbakova O.V., Novikovskaya N.A. Strategii piktografirovaniya abstraktnyh ponyatij. Kachestvennyj analiz // Anan'evskie chteniya 2018. Psihologiya lichnosti: tradicii i sovremennost'. Sbornik ma-terialov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii / Pod obshch. redakciej N.V. Grishinoj, S.N. Kostrominoj; Otv. red. I.R. Murtazina, M.O. Avanesyan. 2018. 90–91. (In Russian)

Solganik G.YA. Tolkovyj slovar': yazyk gazety, radio, televideniya: okolo 10 000 slov i vyrazhenij. M.: AST: Astrel', 2008. (In Russian)

Ushakov D.N. Bol'shoj tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo yazyka: 180 000 slov i slovosochetanij. M.: Al'ta-Print, 2007. (In Russian)

Varela F.J., Thompson E., Rosh E. The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. USA: Massachussets Institute of Technology, 2001.

Vaulina E.Yu., Gajkovich T.I., Zelenin A.V., Sklyarevskaya G.N., Shushkov A.A. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka konca XX v. yazykovye izmeneniya: okolo 5500 slov i vyrazhenij / Pod red. G.N. Sklyarevskoj. SPb.: Folio-Press, 1998. (In Russian)

Vekker L.M. Psihika i real'nost': Edinaya teoriya psihicheskih processov. M.: Smysl; Per Se, 2000. (In Russian)

Wiemer‐Hastings K., Xu X. Content differences for abstract and concrete concepts. Cognitive science, 2005, 29(5), 719–736. DOI: 10.1207/s15516709cog0000_33.

Число просмотров

Просмотров: 317

Опубликован

31.12.2020

Как цитировать

Щербакова, О., & Новиковская, Н. (2020). «Как вы яхту назовете, так она и поплывет»? Роль вербальных компонентов мышления в актуализации образной структуры абстрактных и конкретных понятий. Психологические исследования, 13(74). https://doi.org/10.54359/ps.v13i74.166

Выпуск

Раздел

Статьи