Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

2021 Том 14 No. 76

Бочавер А.А., Горлова Н.В., Хломов К.Д. Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ

English version: Bochaver A.A., Gorlova N.V., Khlomov K.D. Bullying within educational environment: survey of school staff

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Институт психологии практик развития, Красноярск, Россия
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия

 

Существует много свидетельств серьезного влияния, которое оказывает поведение педагогов и руководства школ на динамику ситуаций школьной травли: на это указывают и исследования, и оценки эффективности профилактических программ. В общем виде это влияние оформляется в характеристики школьного климата, благополучие которого во многом определяет частоту и динамику множества потенциальных небезопасных ситуаций, в частности – эпизодов буллинга и кибербуллинга. Для российских школ тема школьного климата является пока слабо исследованной и во многом осваивается внутри каждой организации интуитивно. Данная статья посвящена анализу представлений сотрудников образовательных организаций из разных регионов России о частоте эпизодов школьного буллинга, характеристиках психологического климата в их организациях, а также вкладе в поддержание благополучного климата их самих и их руководства. В онлайн-опросе участвовали 214 респондентов. Выделены три типа описаний школьного климата (позитивный, напряженный и разобщенный). Зафиксированы наиболее распространенные стратегии поведения специалистов и руководства в отношении ситуаций буллинга (различные виды профилактики буллинга и прекращения текущих буллинг-ситуаций). Кроме того, присутствуют ответы, в которых отмечается игнорирование или усугубление ситуаций буллинга руководством школ и формальное и недифференцированное описание собственного поведения респондентов. Статистический анализ показал, что частота травли в школах с позитивным климатом оценивается как значимо более низкая, чем в тех школах, где климат описывается как напряженный. Также значимо выше оценка частоты травли в тех школах, где, по данным респондентов, руководство игнорирует проявления буллинга, демонстрирует деструктивное поведение и не ведет профилактической деятельности. В то же время не выявлено значимой связи между оценкой частоты буллинга и школьного климата с собственными действиями респондентов. Данное пилотажное исследование проблематизирует вопросы о способах реагирования сотрудников российских школ на ситуации буллинга и показывает необходимость дальнейших исследований.

Ключевые слова: буллинг, школьный климат, образовательная среда, администрация школы, педагоги

Полный текст статьи PDF >>

Поступила в редакцию 06 октября 2020 г. Дата публикации: 30 апреля 2021 г.
 

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Бочавер А.А., Горлова Н.В., Хломов К.Д. Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ . Психологические исследования, 2021, 14(76), 3. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Бочавер А.А., Горлова Н.В., Хломов К.Д. Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ // Психологические исследования. 2021. Т. 14, № 76, C.3. URL: http://psystudy.ru

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2021v14n76/1864-bochaver76.html

К началу страницы >>

Related Articles