Влияние фактора наличия сиблингов на когнитивное развитие близнецов
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1003Ключевые слова:
академическая успеваемость, близнецы, структура семьи, сиблинги, социоэкономический статус, порядок рождения, школьникАннотация
В статье рассматривается влияние структуры семьи (количества детей и порядка их рождения) на академическую успеваемость близнецов. Данные получены в рамках исследования, посвященного сопоставлению когнитивного развития близнецов и одиночнорожденных детей. Результаты свидетельствуют о том, что размер семьи (количество сиблингов) отрицательно коррелирует с академической успеваемостью детей; в семьях с более высоким социоэкономическим статусом этот эффект менее выражен; в трехдетных семьях порядок рождения близнецов (наличие у близнецов младшего или старшего сиблинга) не является значимым фактором для их успеваемости в школе.
Скачивания
Литература
Anastasi A. Intelligence and family size // Psychological Bull. 1956. Vol. 53. P. 187–209.
Astone N., McLanahan S. Family structure, parental practices, and high school completion // American Sociological Review. 1991. Vol. 56. P. 309–320.
Breland H. Family configuration and intellectual development // Journal of Individual Psychology. 1977. Vol. 33, N 1. P. 86–96.
Chiu M. Families, economies, cultures, and science achievement in 41 countries: Country-, school-, and student-level analyses // Journal of Family Psychology. 2007. Vol. 21, N 3. P. 510–519.
Cicirelly V. Sibling constellation, creativity, IQ and academic achievement // Child Development. 1967. Vol. 38, N 2. P. 481–491.
Downey D. When bigger is not better: Family size, parental resources, and children's educational performance // American Sociological Review. 1995. Vol. 60. P. 747–761.
Entwisle D., Alexander K. A parent's economic shadow: Family structure versus family resources as influences on early school achievement // Journal of Marriage and the Family. 1995. Vol. 57. P. 399–409.
Heer D. Effects of sibling number on child outcome // Ann. Rev. Soc. 1985. N 11. P. 27–47.
Jeynes, William H. Effects of parental involvement and family structure on the academic achievement of adolescents // Marriage and Family Review. 2005. Vol. 37, N 3. P. 99–116.
Jun X. Sibship Size and educational achievement: The role of welfare regimes cross-nationally // Comparative Educational Review. 2008. Vol. 52, N 3. P. 413–436.
Laureau A. Social class differences in family-school relationships: The importance of cultural capital // Sociology of education. 1987. Vol. 60. P. 73–85.
Laureau A., Horvat E. Moments of social inclusion and exclusion: Race, class and cultural capital in family-school relationships // Sociology of education. 1999. Vol. 72. P. 37–53.
Marjoribanks K. Family environments and children’s outcomes // Educational Psychology. 2005. Vol. 25, N 6. P. 647–657.
Marks Gary N. Family size, family type and student achievement: Cross-national differences and the role of socioeconomic and school factors // Journal of Comparative Family Studies. 2006. Vol. 37, N 1. P. 1–24.
Sin Yi C., Andersen R. Time to read: family resources and educational outcomes in Britain // Journal of Comparative Family Studies. 2003. Vol. 34, N 3. P. 413–433.
Steelman L., Powell B. The social and academic consequences of birth oder: real, artifactual, or both // Journal of Marriage and the Family. 1985. Vol. 47, N 1. P. 117–124.
Wagner M., Schubert H. Family size: a review // Journal of genetic Psychology. 1985. Vol. 145, N 1. P. 65–78.
Wichman A. A multilevel approach to the relationship between birth order and intelligence // Personality And Social Psychology Bulletin, 2006. Vol. 32, N 1. P. 117–127.
Zajonc R., Bargh J. The confluence model: Parameter estimation for six divergent data sets on family factors and intelligence // Intelligence. 1980. N 4. P. 349–361.