Влияние фактора наличия сиблингов на когнитивное развитие близнецов

Авторы

  • Юлия Черткова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1003

Ключевые слова:

академическая успеваемость, близнецы, структура семьи, сиблинги, социоэкономический статус, порядок рождения, школьник

Аннотация

В статье рассматривается влияние структуры семьи (количества детей и порядка их рождения) на академическую успеваемость близнецов. Данные получены в рамках исследования, посвященного сопоставлению когнитивного развития близнецов и одиночнорожденных детей. Результаты свидетельствуют о том, что размер семьи (количество сиблингов) отрицательно коррелирует с академической успеваемостью детей; в семьях с более высоким социоэкономическим статусом этот эффект менее выражен; в трехдетных семьях порядок рождения близнецов (наличие у близнецов младшего или старшего сиблинга) не является значимым фактором для их успеваемости в школе.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Юлия Черткова
    Черткова Юлия Давидовна. Кандидат психологических наук, ассистент кафедры психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 5, 125009 Москва, Россия. Email: y_chertkova@mail.ru

Библиографические ссылки

Anastasi A. Intelligence and family size // Psychological Bull. 1956. Vol. 53. P. 187–209. DOI: https://doi.org/10.1037/h0047353

Astone N., McLanahan S. Family structure, parental practices, and high school completion // American Sociological Review. 1991. Vol. 56. P. 309–320. DOI: https://doi.org/10.2307/2096106

Breland H. Family configuration and intellectual development // Journal of Individual Psychology. 1977. Vol. 33, N 1. P. 86–96.

Chiu M. Families, economies, cultures, and science achievement in 41 countries: Country-, school-, and student-level analyses // Journal of Family Psychology. 2007. Vol. 21, N 3. P. 510–519. DOI: https://doi.org/10.1037/0893-3200.21.3.510

Cicirelly V. Sibling constellation, creativity, IQ and academic achievement // Child Development. 1967. Vol. 38, N 2. P. 481–491. DOI: https://doi.org/10.2307/1127304

Downey D. When bigger is not better: Family size, parental resources, and children's educational performance // American Sociological Review. 1995. Vol. 60. P. 747–761. DOI: https://doi.org/10.2307/2096320

Entwisle D., Alexander K. A parent's economic shadow: Family structure versus family resources as influences on early school achievement // Journal of Marriage and the Family. 1995. Vol. 57. P. 399–409. DOI: https://doi.org/10.2307/353693

Heer D. Effects of sibling number on child outcome // Ann. Rev. Soc. 1985. N 11. P. 27–47. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.so.11.080185.000331

Jeynes, William H. Effects of parental involvement and family structure on the academic achievement of adolescents // Marriage and Family Review. 2005. Vol. 37, N 3. P. 99–116. DOI: https://doi.org/10.1300/J002v37n03_06

Jun X. Sibship Size and educational achievement: The role of welfare regimes cross-nationally // Comparative Educational Review. 2008. Vol. 52, N 3. P. 413–436. DOI: https://doi.org/10.1086/588761

Laureau A. Social class differences in family-school relationships: The importance of cultural capital // Sociology of education. 1987. Vol. 60. P. 73–85. DOI: https://doi.org/10.2307/2112583

Laureau A., Horvat E. Moments of social inclusion and exclusion: Race, class and cultural capital in family-school relationships // Sociology of education. 1999. Vol. 72. P. 37–53. DOI: https://doi.org/10.2307/2673185

Marjoribanks K. Family environments and children’s outcomes // Educational Psychology. 2005. Vol. 25, N 6. P. 647–657. DOI: https://doi.org/10.1080/01443410500344704

Marks Gary N. Family size, family type and student achievement: Cross-national differences and the role of socioeconomic and school factors // Journal of Comparative Family Studies. 2006. Vol. 37, N 1. P. 1–24. DOI: https://doi.org/10.3138/jcfs.37.1.1

Sin Yi C., Andersen R. Time to read: family resources and educational outcomes in Britain // Journal of Comparative Family Studies. 2003. Vol. 34, N 3. P. 413–433. DOI: https://doi.org/10.3138/jcfs.34.3.413

Steelman L., Powell B. The social and academic consequences of birth oder: real, artifactual, or both // Journal of Marriage and the Family. 1985. Vol. 47, N 1. P. 117–124. DOI: https://doi.org/10.2307/352073

Wagner M., Schubert H. Family size: a review // Journal of genetic Psychology. 1985. Vol. 145, N 1. P. 65–78. DOI: https://doi.org/10.1080/00221325.1985.9923449

Wichman A. A multilevel approach to the relationship between birth order and intelligence // Personality And Social Psychology Bulletin, 2006. Vol. 32, N 1. P. 117–127. DOI: https://doi.org/10.1177/0146167205279581

Zajonc R., Bargh J. The confluence model: Parameter estimation for six divergent data sets on family factors and intelligence // Intelligence. 1980. N 4. P. 349–361. DOI: https://doi.org/10.1016/0160-2896(80)90028-8

Опубликован

18.02.2009

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Влияние фактора наличия сиблингов на когнитивное развитие близнецов. (2009). Психологические исследования, 2(3). https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1003