Половые различия в предпочтениях школьниками копинг-стратегий
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v14i80.1048Ключевые слова:
копинг-стратегии, совладающее поведение, трудные жизненные ситуации, стресс, пол, младшие школьники, подросткиАннотация
Переходный этап от младшего школьного к подростковому возрасту является коллизионным вне половых различий, так как обусловлен широким спектром трудностей в жизни школьников. Тем не менее с предпочтениями копинг-стратегий в младшем школьном возрасте будет связана успешность совладания с трудностями в подростковом возрасте. Нам представляется важным раскрыть различия в предпочтениях копинг-стратегий школьниками в зависимости от пола, что и определило цель исследования. Выборка включала 263 респондента (Мвозр. = 9,5; SDвозр. = 0,64). Был применен количественный дизайн исследования с использованием PAPI процедуры сбора данных. Результаты раскрывают специфику половых различий совладающего поведения школьников. Мальчики более глубоко и тяжело переживают трудные жизненные ситуации с предпочтением избегающих или проблемно-ориентированных поведенческих копинг-стратегий, а девочки прибегают к эмоциональным, реже – к когнитивным копинг-стратегиям. Полученные выводы дополняют представления об особенностях совладающего поведения в школьном возрасте в зависимости от пола.
Скачивания
Литература
Байрамян Р.М. Роль трудных жизненных ситуаций на разных уровнях соответствия правилам в младшем школьном возрасте // Мир психологии, 2019, 100(4), 125–136.
Байрамян Р.М. Самоотношение младших школьников как предиктор совладания с трудными жизненными ситуациями: дисс. … канд. психол. наук. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 2021.
Битюцкая Е.В. Типы ориентаций в трудных ситуациях // Вопросы психологии, 2018, No. 5, 41–53.
Битюцкая Е.В., Корнеев А.А. Диагностика восприятия трудностей: ситуационный опросник «Типы ориентаций в трудной ситуации» // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал), 2020, No. 4, 141-163. DOI: 10.18384/2224-0209-2020-4-1047.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб.: Тускарора, 2001.
Канонир Т.Н. Субъективное благополучие в школе и отношения с одноклассниками у учащихся начальной школы с разным уровнем учебных достижений // Психология. Журнал. Высшей школы экономики, 2019, 16(2), 378–390. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-2-378-390.
Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул, 2004.
Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Психологический журнал, 2008, 2(2), 88–95.
Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психологические исследования, 2012, 2(22). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012n2-22/656-kuftyak22.html.
Куфтяк Е.В., Самохвалова А.Г. Особенности адаптивного поведения детей в ситуации школьных и коммуникативных трудностей [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология, 2015, 4(4), 50–60. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012n2-22/656-kuftyak22.html.
Михайлова Н.Ф., Смирнова А.В. Формирование совладающего поведения у детей // Российский психологический журнал, 2006, 3(3), 38–51. DOI: 21702/rpj.2006.3.2.
Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал, 2007, 18(5), 20-30.
Нартова-Бочавер С.К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности // Психологический журнал, 2019, 40(5), 15–26. DOI: 10.31857/S020595920006072-5.
Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. Спб.: Речь, 2000.
Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Автореферат дисс. докт. мед. наук. СПб., 1994.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии, 1994, 1, 63-74.
Хломов К.Д., Бочавер А.А., Корнеев А.А. Копинг-стратегии и образовательная среда подростков // Социальная психология и общество, 2020, 11(2), 180-199. DOI: 10.17759/sps.2020110211.
Bentzen F. Sex ratios in learning and behavior disorders // American Journal of Orthopsychiatry, 1963, 33(1), 92–98. DOI:10.1111/j.1939-0025.1963.tb00362.x.
Best D.L., Williams J.E., Cloud J.M., Davis S.W., Robertson L.S., Edwards J.R., Giles H., Fowles J. Development of sex-trait stereotypes among young children in the United States, England, and Ireland // Child Development, 1977, 48, 1375–1384.
Bledsoe J.C. Sex differences in mental health analysis scores of elementary pupils // Journal of Consulting Psychology, 1961, 25(4), 364–365. DOI: 10.1037/h0042472.
Brown D.G. Sex-role development in a changing culture // Psychological Bulletin, 1958, 55(4), 232– 242. DOI: 10.1037/h0039862.
Eschenbeck H., Kohlmann C.W., Lohaus A. Gender differences in coping strategies in children and adolescents // Journal of individual differences, 2007, 28(1), 18-26.
Hachaturova M.R. Hardiness as a Resource of Personality’s Coping Behaviour in Difficult Situations. In Book of Proceedings of Third International Conference on Human and Social Sciences Issue 2. Rome: MCSER Publ., 2013.
Havighurst R.J. Today’s Children and Tomorrow’s World // Childhood Education, 2013, 37(8), 356- 360. DOI: 10.1080/00094056.1961.10727924.
Huston A. Sex typing. // In P.H. Mussen (Ed.), Handbook of child psychology (Vol. 4, 3rd ed.). New York: Wiley, 1983.
Lewis A.J., Olsson C.A. Early life stress and child temperament style as predictors of childhood anxiety and depressive symptoms: Findings from the Longitudinal Study of Australian Children // Depression Research and Treatment, 2011, 1–9.
Lewis M. The development of attention and perception in the infant and young child. In W.M. Cruickshank & D.P. Hallahan (Eds.), Perceptual and Learning Disabilities in Children (Vol. 2, 137– 162). Syracuse, NY: Syracuse University Press, 1975.
Patrick H., Kaplan A., Ryan A.M. Positive classroom motivational environments: Convergence between mastery goal structure and classroom social climate // Journal of Educational Psychology, 2011, 103(2), 367–382. DOI: 10.1037/a0023311.
Ryan N.M. Stress-coping strategies identified from school age children’s perspective // Research in Nursing and Health, 1989, 12(2), 111-122. DOI: 10.1002/nur.4770120208.
Ryan-Wenger N.M. Development and Psychometric properties of the Schoolager's Coping Strategies Inventory // Nursing Re-search, 1990, No. 39.
Serbin L.A., Zelkowitz Р, Doyle A.-B., Gold D., Wheaton В. The socialization of sex-differentiated skills and academic performance: A meditational model // Sex Roles, 1990, 23(11-12), 613-627. DOI: 10.1007/BF00289251.
Shaffer D.R., Kipp K. Developmental psychology: Childhood and adolescence. Belmont, CA: Wadworth Cengage Learning, 2014.
Silvern L.E. Masculinity-femininity in children's self-concepts: The relationship to teachers' judgments social adjustment and academic ability, classroom behaviour and popularity // Sex Roles, 1978, No. 4, 929–949.
Uhlendorff U. The Concept of Developmental-Tasks and its Significance for Education and Social Work // Social work and society, 2004, No. 2, 54-63.
Viñas F., Casas F., Abreu D.P., Alcantara S.C., Montserrat C. Social disadvantage, subjective wellbeing and coping strategies in childhood: The case of northeastern Brazil // Children and Youth Services Review, 2019, 97, 14–21. DOI: 10.1016/j.childyouth.2017.06.012.
Wang M.T., Degol J.L., Amemiya J., Parr A., Guo J. Classroom climate and children’s academic and psychological wellbeing: A systematic review and meta-analysis // Developmental Review, 2020, No. 57. DOI: 10.1016/j.dr.2020.100912.
Загрузки
Число просмотров
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Психологические исследования

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.