Связь модели психического и интеллектуального развития у детей с расстройствами аутистического спектра

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v15i81.1076

Ключевые слова:

модель психического, репрезентация, расстройства аутистического спектра, социальная перцепция, когнитивные механизмы, уровневая модель, интеллектуальное развитие

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования связи понимания ментальных состояний и интеллектуального развития в парадигме «theory of mind» (ТоМ). С использованием методик Ф. Аппе «Удивительные истории» (Strange storytest), теста на понимание физической и ментальной причинности С. Барона-Коэна (Picture Sequencing Test), шкал интеллекта для детей Д. Векслера (Wechsler Intelligence Scale for Children) проведено сравнительное исследование на выборках детей нормативной группы (N = 24) и высокофункциональных детей с РАС (N = 20) 7-11 лет. Предложена модификация классических тестов ТоМ с опорой на системно-уровневую модель развития ТоМ с выделением эмоционально-образного, перцептивно-образного, концептуального уровней репрезентаций ТоМ [Туревская, Пленсковская, 2021]. Выявлена качественно иная структура взаимосвязей между уровнями ТоМ и интеллектуальным развитием у детей с РАС в сравнении с нейротипичными детьми: концептуальный уровень значимо связан с вниманием к недостающим деталям и способностью устанавливать последовательность событий, эмоционально-образный уровень обратно связан с умением определять и оперировать понятиями. В то время как у детей группы нормы перцептивно-образный уровень значимо связан со способностью устанавливать последовательность событий. Статистически доказано, что при атипичном развитии интеллектуальные предпосылки ТоМ при аутизме качественно изменены по сравнению с нормативной группой. Имеет место неоднозначный характер взаимосвязей различных измерений ТоМ с параметрами общего интеллекта как по структуре, так и по направлению.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Рита Туревская, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия

Кандидат психологических наук, профессор, Московский государственный психолого-педагогический университет, ул. Сретенка, д. 29, 127051 Москва, Россия.

Арина Пленсковская, Психологический центр «Туррион», Москва, Россия

Клинический психолог, Психологический центр «Туррион», ул. Шверника, д. 11 к. 1, 117449 Москва, Россия.

Библиографические ссылки

Baenskaja E.R. Early diagnostics and correction of ASD in the field of emotional-semantic approach. Autizm i narushenija razvitija = Autism and Developmental Disorders, 2017, 15(2), 32-37. doi: 10.17759/autdd.2017150203. (in Russian)

Chuprikova N.I. Umstvennoe razvitie. Princip differenciacii. SPb.: AO Piter, 2007. (in Russian)

Happé F.G. Vvedenie v psihologicheskuju teoriju autizma. Trans. Moscow: Terevinf, 2006. (in Russian)

Il'ina M.N. Psikhologicheskaya otsenka intellekta u detei. St.Petersburg: Piter, 2006. (in Russian)

Iosifyan M.A., Mershina E.A., Bazhenova D.A., Sinitsyn V.E., Larina O.M., Pechenkova E.V. Neu-ral Mechanisms of Theory of Mind in Autism and Schizophrenia: A Review of fMRI Studies.

Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya = Clinical Psychology and Special Education, 2020, 9(1), 17–46. doi:10.17759/cpse.2020090102. (in Russian)

Kholmogorova A.B. (Ed.) Sotsial'noe poznanie kak vysshaya psikhicheskaya funktsiya i ego razvitie v ontogeneze. Moscow: NEOLIT, 2016. (in Russian)

Lebedeva E.I., Talanova N.N., Sergienko E.A. The role of psychometric intelligence in preschool children understanding of the social world. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012, 5(26), 3. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 05.05.2020). (in Russian)

Makhin S.A., Kaida A.I., Eismont E.V., Pavlenko V.B. Zhurnal Vysshei Nervnoi Deyatel'nosti im. I.P. Pavlova, 2020, 70(5), 635-649. (in Russian)

Manelis N.G., Medvedovskaja T.A In: Detskij autizm: issledovanija i praktika. Moscow: Center for Psychological, Medical and Social support of children and adolescents, 2008, 59–74. (in Russian)

Nikol'skaya O.S., Kostin I.A. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury, 2018. T. 24. No. 4 (180), 116-120. (in Russian)

Obuxova E.Yu., Stroganova T.A., Grachyov V.V. Voprosy psixologii, 2008, No.3, 61-70. (in Russian)

Pavlenko V.B., Dyagileva Yu.O., Mikhailova A.A., Belalov V.V., Makhin S.A., Eismont E.V. Zhurnal fundamental'noi meditsiny i biologii, 2016, No. 2, 30-36. (in Russian)

Piters T. Autizm: ot teoreticheskogo ponimaniya k pedagogicheskomu vozdejstviyu. SPb.: Institut special'noj pedagogiki i psixologii, 1999. (in Russian)

Rumyantseva E.E. Theory of mind and neurocognitive functioning in schizophrenia. Klinicheskaya i Spetsial'naya Psikhologiya = Clinical Psychology and Special Education, 2015, 4(3), 77−85. doi:10.17759/cpse.2015040301. (in Russian)

Sergienko E.A. Rannee kognitivnoe razvitie: novyi vzglyad. Moscow: IP RAS, 2006. (in Russian)

Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psihicheskogo v ontogeneze cheloveka. Mos-cow: IP RAS, 2009. (in Russian)

Sergienko E.A. Theory of mind as a paradigm of cognition of the social world. Psikhologicheskie Is-sledovaniya, 2014, 7(36), 6. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 05.05.2020). (in Russian)

Turevskaya R.A., Zhigeu E.I. Level analysis of the process breaches of semantic conversion of in-formation in patients with schizophrenia. Vestnik Slavyanskogo Universiteta, 2004. No. 11, 159-168. (in Russian)

Turevskaya R.A., Bannikova I.M. Regression in сonditions of play activity in children with ASD. Konsul'tativnaya Psikhologiya i Psikhoterapiya = Counseling Psychology and Psychotherapy, 2016, 24(1), 64–79. doi:10.17759/cpp.2016240105. doi: https://doi.org/10.17759/cpp.2021290107. (in Russian)

Turevskaya R.A., Plenskovskaya A.A. Theory of mind development in school children with ASD. Konsul'tativnaya Psikhologiya i Psikhoterapiya = Counseling Psychology and Psychotherapy, 2021, 29(1), 112-131. (in Russian)

Baron-Cohen S., Leslie A.M., & Frith U. Mechanical, behavioural and intentional understanding of Picture Stories in autistic children. British Journal of Developmental Psychology, 1986, 4(2), 113-126.

Baron-Cohen S., Ring H.A., Bullmore E.T., Wheelwright S., Ashwin C., Williams S.C. The amygda-la theory of autism. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 2000, 24(3), 355−364. doi:10.1016/s0149-7634(00) 00011-7.

Baron-Cohen S., Tager-Flusberg H., Lombordo M.V. (Eds.). Understanding other minds. Perspec-tives from developmental social neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2013.

Ebert S. Theory of mind, language, and reading: Developmental relations from early childhood to ear-ly adolescence. Journal of Experimental Child Psychology, December 2020, 191(3), 1-20.

Frith, U. Autism: Explaining the Enigma. Second edition. Oxford: Blackwell, 2003.

Happé F.G. The role of age and verbal ability in the theory of mind task performance of subjects with autism. Child Development, 1995, 66(3), 843. doi:10.2307/1131954.

Jolliffe T., Baron-Cohen S. Are people with autism and Asperger syndrome faster than normal on the Embedded Figures Test? Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1997, 38, 527–534.

Lohmann H., Tomasello M. The role of language in the development of false belief understanding: a training study. Child Development, 2003, 74(4), 1130-1144. doi: 10.1111/1467-8624.00597.

López В., Leekam S. R. Do children with autism fail to process information in context? Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2003, 44(2), 285-300. doi: 10.1111/1469-7610.00121.

Rajkumar A.P., Yovan S., Raveendran A.L., Russell P.S. Can only intelligent children do mind read-ing: The relationship between intelligence and theory of mind in 8 to 11 years old. Behavioral and Brain Functions, 2008, 51(4), doi:10.1186/1744-9081-4-51.

Shamay-Tsoory S.G., Tomer R., Berger B.D., Goldsher D., Aharon-Peretz J. Impaired “Affective theory of mind” is associated with right ventromedial prefrontal damage. Cognitive and Behavioral Neurology, 2005, 18(1), 55−67. doi:10.1097/01.wnn.0000152228.90129.99.

Stone V.E., Baron-Cohen S., Calder A., Keane J., Young A. Acquired theory of mind impairments in individuals with bilateral amygdala lesions. Neuropsychologia, 2003. 41(2), 209−220. doi:10.1016/ s0028-3932(02)00151-3.

Tager-Flusberg, H. What language reveals about the understanding of mind in children with autism. In: S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, & D. J. Cohen (Eds.),Understanding other minds: Perspec-tives from autism. Oxford: Oxford University Press, 1993, 138-157.

White S, Hill E, Happé F, Frith U. Revisiting the strange stories: revealing mentalizing impairments in autism. Child Development, 2009, 80(4),1097-117. doi: 10.1111/j.1467-8624.2009.01319.x. PMID: 19630896.

Опубликован

28.02.2022

Как цитировать

Туревская, Р., & Пленсковская, А. (2022). Связь модели психического и интеллектуального развития у детей с расстройствами аутистического спектра. Психологические исследования, 15(81), 5. https://doi.org/10.54359/ps.v15i81.1076

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования