Успехи после провала: новые формы организации психологической науки

Авторы

  • Илья Захаров Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v15i82.1082

Ключевые слова:

открытая наука, кризис воспроизводимости, «пререгистрированные» исследования, организация науки

Аннотация

Настоящий обзор является частью специального выпуска журнала «Психологические исследования», посвященного публикации результатов «пререгистрированных» исследований. В обзоре рассматривается содержание и история формата «пререгистраций». Проведенный нами анализ эффекта широкого внедрения этого подхода в публикационную деятельность свидетельствует о том, что формат «пререгистрированных» исследований оказывает благоприятное воздействие как на психологическую науку в целом, так и на качество отдельных исследований.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Илья Захаров, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.

Литература

Zakharov, I.M. & Fenin, A.Yu. (2018). The special issue of the “Theoretical and experimental psy-chology” journal. “Theoretical and experimental psychology”, 11(2), 5–7. (In Russian)

Asendorpf, J.B., Conner, M., de Fruyt, F., De Houwer, J., Denissen, J.J.A., Fiedler, K., Fiedler, S., Funder, D.C., Kliegl, R., Nosek, B.A., Perugini, M., Roberts, B.W., Schmitt, M., Van Aken, M.A.G., Weber, H., & Wicherts, J.M. (2016). Recommendations for increasing replicability in psy-chology (p. 622). American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/14805-038.

Bhatt, A. (2010). Evolution of Clinical Research: A History Before and Beyond James Lind. Perspec-tives in Clinical Research, 1(1), 6–10.

Bruns, S.B., & Ioannidis, J.P.A. (2016). P-Curve and p-Hacking in Observational Research. PLOS ONE, 11(2), e0149144. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0149144.

Chambers, C.D., & Tzavella, L. (2022). The past, present and future of Registered Reports. Nature Human Behaviour, 6(1), 29–42. https://doi.org/10.1038/s41562-021-01193-7.

Fiedler, K., & Schwarz, N. (2016). Questionable Research Practices Revisited. Social Psychological and Personality Science, 7(1), 45–52. https://doi.org/10.1177/1948550615612150.

Holman, L., Head, M.L., Lanfear, R., & Jennions, M.D. (2015). Evidence of Experimental Bias in the Life Sciences: Why We Need Blind Data Recording. PLOS Biology, 13(7), e1002190. https://doi.org/10.1371/journal.pbio.1002190.

Hummer, L., Thorn, F.S., Nosek, B.A., & Errington, T.M. (2017). Evaluating Registered Reports: A Naturalistic Comparative Study of Article Impact. OSF Preprints. https://doi.org/10.31219/osf.io/5y8w7.

Jenkins, J., & Hubbard, S. (1991). History of clinical trials. Seminars in Oncology Nursing, 7(4), 228–234. https://doi.org/10.1016/0749-2081(91)90060-3.

Kaplan, R.M., & Irvin, V.L. (2015). Likelihood of Null Effects of Large NHLBI Clinical Trials Has Increased over Time. PLOS ONE, 10(8), e0132382. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0132382.

Kerr, N.L. (1998). HARKing: Hypothesizing After the Results are Known. Personality and Social Psychology Review, 2(3), 196–217. https://doi.org/10.1207/s15327957pspr0203_4.

Kupfersmid, J. (1988). Improving what is published: A model in search of an editor. American Psy-chologist, 43(8), 635–642. https://doi.org/10.1037/0003-066X.43.8.635.

Loken, E., & Gelman, A. (2017). Measurement error and the replication crisis. Science, 355(6325), 584–585. https://doi.org/10.1126/science.aal3618.

McGrail, M.R., Rickard, C.M., & Jones, R. (2006). Publish or perish: A systematic review of inter-ventions to increase academic publication rates. Higher Education Research & Development, 25(1), 19–35. https://doi.org/10.1080/07294360500453053.

Newcombe, R.G. (1987). Towards a reduction in publication bias. Br Med J (Clin Res Ed), 295(6599), 656–659. https://doi.org/10.1136/bmj.295.6599.656.

OPEN SCIENCE COLLABORATION. (2015). Estimating the reproducibility of psychological sci-ence. Science, 349(6251), aac4716. https://doi.org/10.1126/science.aac4716.

Popper, K. (1935). Logik der Forschung. Akademie Verlag.

Protzko, J., Krosnick, J., Nelson, L. D., Nosek, B.A., Axt, J., Berent, M., Buttrick, N., DeBell, M., Ebersole, C. R., Lundmark, S., MacInnis, B., O’Donnell, M., Perfecto, H., Pustejovsky, J.E., Roeder, S.S., Walleczek, J., & Schooler, J. (2020). High Replicability of Newly-Discovered Social-behavioral Findings is Achievable. PsyArXiv. https://doi.org/10.31234/osf.io/n2a9x.

Roese, N.J., & Vohs, K.D. (2012). Hindsight Bias. Perspectives on Psychological Science, 7(5), 411–426. https://doi.org/10.1177/1745691612454303.

Rubin, M. (2020). The Costs of HARKing. The British Journal for the Philosophy of Science, 000–000. https://doi.org/10.1093/bjps/axz050.

Serlin, R.C. (1987). Hypothesis testing, theory building, and the philosophy of science. Journal of Counseling Psychology, 34(4), 365–371. https://doi.org/10.1037/0022-0167.34.4.365.

Shrout, P.E., & Rodgers, J.L. (2018). Psychology, Science, and Knowledge Construction: Broaden-ing Perspectives from the Replication Crisis. Annual Review of Psychology, 69(1), 487–510. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-122216-011845.

Tackett, J.L., Brandes, C.M., King, K.M., & Markon, K.E. (2019). Psychology’s Replication Crisis and Clinical Psychological Science. Annual Review of Clinical Psychology, 15(1), 579–604. https://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-050718-095710.

Weiss, D.J. (1989). An Experiment in Publication: Advance Publication Review. Applied Psychologi-cal Measurement, 13(1), 1–7. https://doi.org/10.1177/014662168901300101.

Wiseman, R., Watt, C., & Kornbrot, D. (2019). Registered reports: An early example and analysis. PeerJ, 7, e6232. https://doi.org/10.7717/peerj.6232.

Yarkoni, T. (2022). The generalizability crisis. Behavioral and Brain Sciences, 45. https://doi.org/10.1017/S0140525X20001685.

Число просмотров

Просмотров: 207

Опубликован

30.04.2022

Как цитировать

Захаров, И. (2022). Успехи после провала: новые формы организации психологической науки. Психологические исследования, 15(82), 1. https://doi.org/10.54359/ps.v15i82.1082

Выпуск

Раздел

Пререгистрированные исследования