Знак или форма? Имплицитное усвоение пространственной закономерности при сравнении величин чисел и фигур
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v15i82.1089Ключевые слова:
имплицитное научение, усвоение пространственных закономерностейАннотация
Мы можем выделять и усваивать пространственные закономерности расположения предметов в окружающей среде. Иногда это происходит неосознанно в процессе решения каких-либо задач, не связанных с этими закономерностями, и может влиять на наши последующие действия. Однако пространственные закономерности усваиваются не всегда, и остается неясным, какие условия являются определяющими для их имплицитного усвоения. Может ли пространственная закономерность усваиваться без двигательной активности? В какой степени усвоение пространственной закономерности основывается на перцептивных особенностях воспринимаемых стимулов? Настоящее исследование связано с поиском ответов на эти вопросы. В двух экспериментах испытуемым было предложено решить ряд простых заданий, в каждом из которых пространственная организация стимульного материала удовлетворяла одному и тому же правилу. В первом эксперименте задача была связана с поиском фигуры нужной величины, а во втором – с поиском нужного числа. Таким образом, в первом исследовании усваиваемая закономерность оказывалась связанной с перцептивными особенностями стимульного материала, а во втором – нет. Запланированный анализ не выявил эффекта научения ни в плане изменения времени решения, ни при решении задачи классификации ни в одном из экспериментов. Неоднородность решаемых задач послужила основанием для проведения эксплораторного анализа. Дополнительный анализ был проведен с разделением задач на «простые» и «сложные». Его результаты показали возможность имплицитного научения только для «сложных» задач. Эффект имплицитного научения проявился в изменении времени решения, но не был зафиксирован при решении задачи классификации. Для задач, связанных с перцептивными особенностями стимула в первом эксперименте были обнаружены свидетельства в пользу как положительного, так и отрицательного эффекта научения. Для задач, связанных с семантическим значением стимула во втором эксперименте, свидетельств в пользу положительного эффекта научения обнаружено не было. Полученные результаты сопоставляются с работами в экспериментальной парадигме имплицитного усвоения контекстной подсказки.
Скачивания
Литература
Berezner T.A., Gorbunova E.S. Improving text memorization by changing fonts: the study of Sans Forgetica. Psychological Studies, 2021, 14(78), 2. http://psystudy.ru (in Russian)
Deeva T.M., Kozlov D.D. Abstract Knowledge in Implicit Learning of Anagram Scheme. Experi-mental Psychology (Russia), 2021, 14(1), 95-107. doi:10.17759/exppsy.2021140103 (in Russian)
Spiridonov V.F. Priming and Set in Problem Solving. The Russian Journal of Cognitive Sci-ence, 2017, 4(1), 44–49. http://www.cogjournal.ru.
Alter A.L., Oppenheimer D.M., Epley N., Eyre R.N. Overcoming intuition: metacognitive difficulty activates analytic reasoning. Journal of Experimental Psychology: General, 2007, 136(4), 569-576. doi: 10.1037/0096-3445.136.4.569.
Chun M.M., Jiang Y. Contextual cueing: Implicit learning and memory of visual context guides spa-tial attention. Cognitive Psychology, 1998, 36, 28-71. doi:10.1006/cogp.1998.0681.
Cleeremans A. Connecting Conscious and Unconscious Processing. Cognitive Science, 2014, 1–30. doi:10.1111/cogs.12149.
Cleeremans A., Destrebecqz A. Real rules are conscious. Behavioral and Brain Sciences, 2005, 28(1), 19–20. doi: 10.1017/S0140525X05280019.
Cleeremans A., McClelland J.L. Learning the structure of event sequences. Journal of experimental psychology. General, 1991, 120(3), 235–253. doi:10.1037//0096-3445.120.3.235.
Conci M., Sun L., Müller H.J. Contextual remapping in visual search after predictable target-location changes. Psychological Research, 2011, 75(4), 279–289. doi:10.1007/s00426-010-0306-3.
Deroost N., Soetens E. Perceptual or motor learning in SRT tasks with complex sequence structures. Psychological Research, 2004, 70(2), 88–102. doi:10.1007/s00426-004-0196-3.
Deroost N., Soetens E. Spatial Processing and Perceptual Sequence Learning in SRT Tasks. Experi-mental Psychology, 2006, 53(1), 16–30. doi:10.1027/1618-3169.53.1.16.
Destrebecqz A., Cleeremans A. Temporal effects in sequence learning. In L. Jiménez (Ed.), Advances in Consciousness Research, 2003, Vol. 48. Attention and implicit learning, John Benjamins Publish-ing Company, 2003, 181–213. doi:10.1075/aicr.48.11des.
Dienes Z., Scott R. Measuring unconscious knowledge: Distinguishing structural knowledge and judgment knowledge. Psychological Research, 2005, 69(5-6), 338–351. doi: 10.1007/s00426-004-0208-3.
Frensch P., Rünger D. Implicit learning. Current Directions in Psychological Science, 2003, No.12, 13-18. doi:10.1111/1467-8721.01213.
Geyer T., Zehetleitner M., Müller H.J. Contextual cueing of pop-out visual search: when context guides the deployment of attention. Journal of vision, 2010, 10(5), 20. doi:10.1167/10.5.20.
Goujon A., Didierjean A., Marmèche E. Contextual cueing based on specific and categorical proper-ties of the environment. Visual Cognition, 2007, 15(3), 257–275. doi: 10.1080/13506280600677744.
Hikosaka O., Rand M.K., Miyachi S., Miyashita K. Learning of sequential movements in the monkey: Process of learning and retention of memory. Journal of Neurophysiology, 1995, 74(4), 1652–1661. doi: 10.1152/jn.1995.74.4.1652.
Ivanchei I.I., Moroshkina N.V. The effect of subjective awareness measures on performance in artifi-cial grammar learning task. Consciousness and Cognition, 2018, Vol. 57, 116–133. doi:10.1016/j.concog.2017.11.010.
Jiang Y., Chun M.M. Selective attention modulates implicit learning. The Quarterly Journal of Exper-imental Psychology Section A, 2001, 54(4), 1105–1124. doi:10.1080/713756001.
Kelly S.W., Burton A.M., Riedel B., Lynch E. Sequence learning by action and observation: Evidence for separate mechanisms. British Journal of Psychology, 2003, 94(3), 355–372. doi:10.1348/000712603767876271.
Kelly S.W., Wilkin K.A dual-process account of digit invariance learning. Quarterly Journal of Exper-imental Psychology, 2006, 59, 1664–1680. doi: 10.1080/17470210500303839.
McGeorge P., Burton A.M. Semantic processing in an incidental learning task. The Quarterly Journal of Experimental Psychology Section A, 1990, 42(3), 597-609. doi: 10.1080/14640749008401239.
Newell B.R., Bright J.E.H. Evidence against hyperspecificity in implicit
invariance learning. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 2002, 55A, 1109–112. doi: 10.1080/02724980244000062.
Nissen M.J., Bullemer P. Attentional requirements of learning: Evidence from performance measures. Cognitive Psychology, 1987, No. 19, 1–32. doi:10.1016/0010-0285(87)90002-8.
Perruchet P., Pacton S. Implicit learning and statistical learning: One phenomenon, two approaches. Trends in Cognitive Sciences, 2006, 10(5), 233-238. doi:10.1016/j.tics.2006.03.006.
Perruchet P. Implicit learning. In J. Byrne (Ed.), Cognitive psychology of memory. Learning and memory: A comprehensive reference, Vol. 2. Elsevier, 2008. pp. 597-621.
Pothos E. The rules versus similarity distinction. Behavioral and Brain Sciences, 2005, 28(1), 1-14. doi:10.1017/S0140525X05000014.
Reber A.S. Implicit learning and tacit knowledge. Journal of Experimental Psychology: Gen-eral, 1989, 118(3), 219–235. doi:10.1037/0096-3445.118.3.219.
Reber P.J., Batterink L.J., Thompson K.R., Reuveni B. Implicit learning: history and applications. In: A. Cleeremans, V. Allakhverdov, M. Kuvaldina (Eds.), Implicit learning: 50 Years On. Routledge, 2019. pp. 16-37.
Remillard G. Pure perceptual-based sequence learning. Journal of Experimental Psychology: Learn-ing, Memory, and Cognition, 2003, 29(4), 581–597. doi:10.1037/0278-7393.29.4.581.
Rowland L.A., Shanks D.R. Attention modulates the learning of multiple contingencies. Psychonomic Bulletin and Review, 2006, No. 13, 643–648. doi:10.3758/BF03193975.
Shanks D.R., Rowland L.A., Ranger M.S. Attentional load and implicit sequence learning. Psycho-logical Research, 2005, 69, 369–382. doi:10.1007/s00426-004-0211-8.
Smyth A.C., Shanks D.R. Awareness in contextual cuing with extended and concurrent explicit tests. Memory and Cognition, 2008, 36, 403–415. doi:10.3758/MC.36.2.403.
Stoet G. PsyToolkit - A software package for programming psychological experiments using Linux. Behavior Research Methods, 2010, 42(4), 1096-1104. doi: 10.3758/BRM.42.4.1096.
Stoet G. PsyToolkit: A novel web-based method for running online questionnaires and reaction-time experiments. Teaching of Psychology, 2017, 44(1), 24-31. doi: 10.1177/0098628316677643.
Sturz B.R., Brown M.F., Kelly D.M. Facilitation of learning spatial relations among locations by vis-ual cues: Implications for theoretical accounts of spatial learning. Psychonomic Bulletin and Review, 2009, 16(2), 306–312. doi:10.3758/PBR.16.2.306. doi: 10.3758/PBR.16.2.306.
Tanaka K., Watanabe K. Implicit transfer of spatial structure in visuomotor sequence learning, Acta Psychologica, 2014, 153, 1-12. doi:10.1016/j.actpsy.2014.09.003.
Tanaka K., Watanabe K. Effects of learning duration on implicit transfer. Experimental Brain Re-search, 2015, 233, 2767-2776. doi:10.1007/s00221-015-4348-z.
Wagenmakers, E.-J. A practical solution to the pervasive problems of p values. Psychonomic Bulletin and Review, 2007, 14(5), 779–804. doi:10.3758/BF03194105.
Wierzchoń M., Asanowicz D., Paulewicz, B., Cleeremans A. Subjective measures of consciousness in artificial grammar learning task. Consciousness and Cognition, 2012, 21(3), 1141–1153. doi:10.1016/j.concog.2012.05.012.
Willingham D.B., Wells L.A., Farrell J.M., Stemwedel M.E. Implicit motor sequence learning is rep-resented in response locations. Memory and Cognition, 2000, 28, 366-375. doi: 10.3758/BF03198552.
Xiujun L., Wendian S. Influence of selective attention on implicit learning with auditory stimuli. Acta Psychologica Sinica, 2016б 48(3), 221-229. doi: 10.3724/SP.J.1041.2016.00221.
Загрузки
Число просмотров
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Татьяна Деева, Дмитрий Козлов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.