Роль индивидуальных ценностей в экономических установках российских предпринимателей и непредпринимателей

Авторы

  • Александр Титов Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики», Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v15i82.1101

Ключевые слова:

предпринимательское поведение, ценности, экономические установки

Аннотация

Существует достаточно мало исследований сравнивающих ценности предпринимателей и непредпринимателей, а также их экономические установки. Для измерения использовались портретный ценностный опросник Шалома Шварца (PVQ-21) и опросник экономических установок (ИП РАН, НИУ ВШЭ). В исследовании принимали участие представители малого и среднего бизнеса. В группе предпринимателей была обнаружена отрицательная взаимосвязь между возрастом респондента и установкой на конкуренцию. Только для блока ценностей Сохранения была обнаружена взаимосвязь с экономическими установками на самостоятельность и конкуренцию у предпринимателей. Для непредпринимателей была обнаружена взаимосвязь между блоками ценностей Самопреодоления, Сохранения и экономическими установками на самостоятельность и справедливость. Результаты сравнения средних для измеряемых переменных указывают на значимые различия по всем значениям, кроме установки на конкуренцию. Средние значения показателей оказались выше в группе предпринимателей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Александр Титов, Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики», Москва, Россия

Аспирант, Департамент психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия.

Литература

Vandysheva Е.Yu. Tsennostnye orientatsii predprinimatelya i kriterii razumnosti riska v predprinimatel'skoi deyatel'nosti. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy, 2014. Vol. 9. №. 3.

Efremova М.V., Lepshokova Z.Kh. Vzaimosvyaz' tsennostei i ekonomicheskikh ustanovok u rossiiskikh studentov: mezhkonfessional'nyi analiz. Kulturno-istoricheskaya psikhologiya, 2013. №. 2. pp. 18-27.

Zhuravleva N.A. Dinamika tsennostnykh orientatsii predprinimatelei v usloviyakh makrosotsial'nykh preobrazovanii. Psikhologicheskii zhurnal, 2015. Vol. 36. №. 1. pp. 46-60.

Kalaeva D.M. Konkurentsiya v molodezhnoi srede. Molodezh' i sistemnaya modernizatsiya strany, 2019. pp. 235-239.

Kokorev A.S. Tsifrovaya ehkonomika: smena tsennostei i orientirov v upravlenii predpriyatiem. Moskovskii ehkonomicheskii zhurnal, 2019. №. 1.

Lebedeva N.M., Lepshokova Z.KH., Galyapina V.N. Kul'turno-psikhologicheskie faktory mezhpokolennoi transmissii tsennostei u russkikh na Severnom Kavkaz. Voprosy psikhologii, 2016. №. 5. pp. 47-60.

Lebedeva N.M., Tatarko A.N. Tsennosti i sotsial'nyi kapital kak osnova sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya. Journal of institutional studies (Zhurnal institutsional'nykh issledovanii), 2010. Vol. 2. №. 1.

Lebedeva N.M., Tatarko A.N. Tsennosti kul'tury i razvitie obshchestva. M., 2007.

Magun V.S., Rudnev M.G. Bazovye tsennosti dvukh pokolenii rossiyan i dinamika ikh sotsial'noi determinatsii. Obshchestvennye nauki i sovremennost', 2010, № 3, pp. 87-97.

Magun V.S., Rudnev M.G., Shmidt P. Evropeiskaya tsennostnaya tipologiya i bazovye tsennosti rossiyan. Vestnik obshchestvennogo mneniya. Dannye. Analiz. Diskussii, 2015. Vol. 121. № 3-4.

Murav'eva O.I., Matsuta V.V., Erlykova YU. N. Lichnostnye osobennosti predprinimatelei malykh gorodov. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal, 2012. Vol. 9. №. 2.

Petrovskaya I.A., Titov V.A. Institutsional'naya sreda predprinimatel'stva v Rossii. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ehkonomika, 2017. №. 5.

Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 07.11.2008 № 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda». [Ehlektronniy resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902130343 (data obrashcheniya: 30.11.2020).

Sovremennaya psikhologiya: sostoyanie i perspektivy issledovanii. Programmy i metodiki psikhologicheskogo issledovaniya lichnosti i gruppy. Materialy yubileinoi nauchnoi konferentsii, Institut psikhologii RAN, 28—29 yanvarya 2002 g. CH. 5 / Otv. red. A.L. Zhuravlev. M., 2002.

Tatarko A.N., Ehkonomicheskie ustanovki i sotsial'nyi kapital: kross-kul'turnoe issledovanie. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya, 2010, Vol. 10, pp. 175-186.

Titov A.S., Lepshokova Z.KH. Individual'nye tsennosti predprinimatelei kak prediktory ikh planiruemogo blagotvoritel'nogo povedeniya. Organizatsionnaya psikhologiya, 2020. Vol. 10. №. 3.

Fedotova, V.A. Tsennosti rossiyan v kontekste vozrastnykh razlichii. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya, 2017. № 1.

Tsoi G., Lebedeva N.M., Tatarko A.N. Sravnitel'nyi analiz vzaimosvyazi tsennostei i sotsial'no-ehkonomicheskikh predstavlenii koreiskikh i rossiiskikh studentov. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika, 2017. Vol. 23. № 3.

Shvarts S.H., Butenko T.P., Sedova D.S., Lipatova A.S. Utochnennaya teoriya bazovykh individual'nykh tsennostei: primenenie v Rossii. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ehkonomiki, 2012. Vol. 9. №. 2.

Yasin E. Maloe predprinimatel'stvo v Rossii: proshloe, nastoyashchee i budushchee. Litres, 2017. p. 12.

Yasin E. Modernizatsiya ehkonomiki i sistema tsennostei. Voprosy ehkonomiki, 2003. №. 4. pp. 4-36.

Carsrud A.L., Brännback M. Entrepreneurial motivations: what do we still need to know? Journal of Small Business Management, 2011. Vol. 49. № 1. pp. 9–26.

Davidov E., Schmidt P., Schwartz S.H. Bringing values back in: The adequacy of the European Social Survey to measure values in 20 countries. Public opinion quarterly, 2008. Vol. 72. №. 3. pp. 420-445.

Fayolle A., Liñán F., Moriano J.A. Beyond entrepreneurial intentions: values and motivations in entrepreneurship. International Entrepreneurship and Management Journal, 2014. Vol. 10. № 4. pp. 679-689.

Fischer R., Schwartz S.H. Whence differences in value priorities? Individual, cultural, or artifactual sources. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2011. Vol. 42. № 7. pp. 1127–1144.

Funder D.C., Ozer D.J. Evaluating effect size in psychological research: Sense and nonsense. Advances in Methods and Practices in Psychological Science, 2019. Vol. 2. № 2. pp. 156-168.

Hechavarria D.M., Reynolds P.D. Cultural norms & business start-ups: the impact of national values on opportunity and necessity entrepreneurs. International Entrepreneurship and Management Journal, 2009. Vol. 5. № 4. pp. 417–437.

Hughes D.J., Booth T., Irwing P. The Wiley handbook of psychometric testing: A multidisciplinary reference on survey, scale and test development. – Wiley-Blackwell, 2018.

Jaén I., Liñán F. Work values in a changing economic environment: the role of entrepreneurial capital. International Journal of Manpower, 2013. Vol. 34. № 8. pp. 939–960.

Kelley K., MBESS: The MBESS R Package. R package version 4.8.0. https://CRAN.R-project.org/package=MBESS (Дата обращения: 19.04.2021)

Lovakov A., Agadullina E.R. Empirically derived guidelines for effect size interpretation in social psychology. European Journal of Social Psychology, 2021.

Morales C., Holtschlag C., Masuda A.D., Marquina P. In which cultural contexts do individual values explain entrepreneurship? An integrative values framework using Schwartz’s theories. International Small Business Journal, 2019. Vol. 37. № 3. pp. 241-267.

Pinillos M.J., Reyes L. Relationship between individualist–collectivist culture and entrepreneurial activity: evidence from Global Entrepreneurship Monitor data. Small Business Economics, 2011. Vol. 37. № 1. pp. 23–37.

Rosseel Y. Lavaan: An R package for structural equation modeling and more. Version 0.5–12 (BETA) //Journal of statistical software, 2012. Vol. 48. №. 2. pp. 1-36.

Schwartz S.H. A proposal for measuring value orientations across nations. Questionnaire package of the European social survey, 2003. Vol. 259. №. 290. p. 261.

Schwartz S.H. Basic values: How they motivate and inhibit prosocial behavior, 2010.

Schwartz S.A theory of cultural value orientations: Explication and applications. Comparative sociology, 2006. Vol. 5. № 2-3. pp. 137-182.

Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. In Advances in experimental social psychology, Academic Press, 1992. Vol. 25, pp. 1-65.

Schwartz S.H. Basic human values: Theory, methods, and application. Risorsa Uomo, 2007.

Spulber D.F. The economic role of the entrepreneur. Northwestern University, 2008.

Число просмотров

Просмотров: 320

Опубликован

30.04.2022

Как цитировать

Титов, А. (2022). Роль индивидуальных ценностей в экономических установках российских предпринимателей и непредпринимателей. Психологические исследования, 15(82), 6. https://doi.org/10.54359/ps.v15i82.1101

Выпуск

Раздел

Пререгистрированные исследования