Психологическое благополучие пользователей социальных сетей с разным уровнем вовлеченности

Авторы

  • Дарья Сильченко
  • Владимир Шумский

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v14i79.118

Ключевые слова:

пользователи социальных сетей, вовлеченность, психологическое благополучие, отчуждение

Аннотация

В статье предлагается использовать концепт «вовлеченность» для описания поведения и эмоционального состояния пользователей социальных сетей (СС). На первом этапе исследования были проведены полуструктурированные интервью с пользователями СС (N = 27). На основе феноменологического анализа текстов интервью выделены высокий и низкий уровни вовлеченности и предложен комплексный критерий различения уровней вовлеченности, включающий объективный, субъективный и интерсубъективный компоненты. На втором этапе исследования с применением качественной и количественной методологии проведено сравнение контрастных групп пользователей СС с низким и высоким уровнями вовлеченности (N = 50). Анализ текстов интервью показал, что у пользователей разных групп отличаются деятельностный, эмоциональный и содержательно-смысловой аспекты пребывания в СС. Пользователи с высоким уровнем вовлеченности демонстрируют значимо более низкие уровни удовлетворенности жизнью и субъективного переживания счастья, а также значимо более высокие уровни отчуждения во всех сферах жизни, по сравнениюс пользователями СС с низким уровнем вовлеченности. Предложенные критерии выделения уровней вовлеченности могут быть использованы в качестве скринингового инструмента для выявления риска возникновения зависимости от СС.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Дарья Сильченко

Сильченко Дарья Валерьевна. Магистр психологии, аспирант Школы психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: daria.silchenko@yandex.ru

Владимир Шумский

Шумский Владимир Борисович. Кандидат психологических наук, доцент Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: vshymsk@hse.ru

Литература

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Vojskunskij A.E. Koncepcii zavisimosti i prisutstviya primenitel'no k povedeniyu v Internete // Medicinskaya psihologiya v Rossii: elektron. nauch. zhurn. – 2015. – No. 4(33). – P. 6. (in Russian)

Leont'ev D.A., Osin E.N. Metodologicheskie i metodicheskie voprosy empiricheskogo izucheniya i diagnostiki lichnostnogo potenciala // Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika / Nauch. red.: D.A. Leont'ev. M.: Smysl, 2011. P. 404-423. (in Russian)

Osin E.N. Smysloutrata kak perezhivanie otchuzhdeniya: Struktura i diagnostika: Dis ... kand. psihol. nauk. – M.: MGU, 2007. (in Russian)

Osin E.N., Leont'ev D.A. Aprobaciya russkoyazychnyh versij dvuh shkal ekspress-ocenki sub'ektivnogo blagopoluchiya // Materialy III Vserossijskogo sociologicheskogo kongressa. – M.: Institut sociologii RAN; Rossijskoe obshchestvo sociologov, 2008. (in Russian)

Spinelli E. Interpretiruemyj mir. Vvedenie v fenomenologicheskuyu psihologiyu. Fenomenologicheskoe issledovanie. HORIZON. Fenomenologicheskie issledovaniya, 2014, No. 3(2), 144–158. (in Russian)

Amaro S., Duarte P. An integrative model of consumers’ intentions to purchase travel online, 2015, Vol. 46, 64–79.

Bevan J.L., Gomez R., Sparks L. Disclosures about important life events on Facebook: Relationships with stress and quality of life. Computers in Human Behavior, 2014, Vol. 39, 246–253.

Bhattacharjee A., Mogilner C. Happiness from ordinary and extraordinary experiences. Consum. Res, 2014, Vol. 41, No.1, 1–17.

Błachnio A., Przepiorka A., Pantic I. Association between facebook addiction, self-esteem and life satisfaction: a cross-sectional study.Comput. Human. Behav, 2016, Vol. 55, 701–705.

Campisi J., Folan D., Diehl G., Kable T., Rademeyer C. Social media users have different experiences, motivations, and quality of life. Rademeyer. Psychiatry Research, 2015, Vol. 228, No.3, 774–780.

Colaizzi P.F. Psychological Research as the Phenomenologist Views It. In R.S. Valle, M. King (Eds.), Existential-Phenomenological Alternatives for Psychology. New York: Oxford University Press, 1978.

Dhir A., Kaur P., Lonka K., Tsai C.-C. Do psychosocial attributes of well-being drive intensive Facebook use? Computers in Human Behavior, 2017, Vol. 68, 520–527.

Ellison N.B., Steinfield C., Lampe C. The benefits of Facebook “friends”: social capital and college students' use of online social network sites. Comput.-Mediat. Commun, 2007, Vol.12, No. 4, 1143–1168.

Forest A.L., Wood J.V. When social networking is not working: individuals with low self-esteem recognize but do not reap the benefits of self-disclosure on Facebook. Psychol. Sci, 2012, Vol. 23, No.3, 295–302.

Kim S., Um N.-H. Recognition in Social Media for Supporting a Cause: Involvement and Self-Efficacy as Moderators. Social Behavior and Personality, 2016, Vol. 44, No. 11, 1863-1877.

Kross E., Verduyn P., Demiralp E., Park J., Lee D.S., Lin N., Shablack H., Jonides J., Ybarra O. Facebook use predicts declines in subjective well-being in young adults. PLoS ONE, 2013, Vol. 8, No.8. 1–6.

Kuss D., Griffiths M. Online social networking and addiction – A review of the psychological literature. Environ. Res. Public Health, 2011, Vol. 8, 3528–3552.

Lee K.-T., Noh M.-J., Koo D.-M. Lonely people are no longer lonely on social networking sites: the mediating role of self-disclosure and social support. Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw, 2016, Vol. 16, No.6, 413–418.

Lemieux R., Lajoie S., Trainor N.E. Affinity-seeking, social loneliness, and social avoidance among Facebook users. Trainor. Psychol. Rep, 2013, Vol. 112, No.2, 545–552.

Lou L.L., Yan Z., Nickerson A., McMorris R. An examination of the reciprocal relationship of loneliness and Facebook use among first-year college students. Educ. Comput. Res, 2012. Vol. 46, No. 1, 105–117.

Maddi S.R., Kobasa S.C., Hoover M. An alienation test. J. of Humanistic Psychology, 1979, Vol. 19, 73-76.

Marino C., Gini G., Vieno A., Spada M.M. The associations between problematic Facebook use, psychological distress and well-being among adolescents and young adults: A systematic review and meta-analysis. Journal of Affective Disorders, 2018, Vol. 226, 274–281.

Morrow R., Rodriguez A., King N. Colaizzi’s descriptive phenomenological method. The Psychologist, 2015, 28(8), 643-644.

Park N., Lee S. College students' motivations for Facebook use and psychological outcomes. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 2014, Vol. 58, No. 4, 601-620.

Phu B., Gow A.J. Facebook use and its association with subjective happiness and loneliness. Computers in Human Behavior, 2019, Vol. 92, 151–159.

Sagioglou C., Greitemeyer T. Facebook's emotional consequences: Why Facebook causes a decrease in mood and why people still use it. Computers in Human Behavior, 2014, Vol. 35, 359-363.

Satici S.A., Uysal R. Well-being and problematic facebook use. Comput. Human. Behav, 2015, Vol. 49, 185–190.

Sheldon K.M., Gunz A. Psychological needs as basic motives, not just experiential requirements. J. Pers, 2009, Vol. 77, No.5, 1467–1492.

Skues J.L., Williams B., Wise L. The effects of personality traits, self-esteem, loneliness, and narcissism on Facebook use among university students. Comput. Hum. Behav, 2012, Vol. 28, No.6, 2414–2419.

Valenzuela S., Park N., Kee K.F. Is there social Capital in a Social Network Site? Facebook use and college Students' life satisfaction, trust, and participation. J. Comput. Mediat. Commun, 2009, Vol. 14, No.4, 875–901.

Valkenburg P.M., Peter J. Online communication and adolescent well-being: testing the stimulation versus the displacement hypothesis. Comput.-Mediat. Commun, 2007, Vol. 12, No.4, 1169–1182.

Verduyn P., Lee D.S., Park J., Shablack H., Orvell A., Bayer J., … Kross E. Passive Facebook usage undermines affective well-being: Experimental and longitudinal evidence. Journal of Experimental Psychology: General, 2015, Vol. 144, No. 2, 480.

Wallsten S. What we are not doing when we're online. Economic Analysis of the Digital Economy. University of Chicago Press, Chicago, IL (forthcoming), 2015.

Wang S.S. 'I share, therefore I Am': personality traits, life satisfaction, and Facebook check-ins. Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw, 2013, Vol. 16, No.12, 870–877.

Wilcox K., Stephen A.T. Are close friends the enemy? Online social networks, selfesteem, and self-control. J. Consum. Res, 2013, Vol. 40, No.1, 90–103.Yu S.-C., Hsu W.-H., Yu M.-N., & Hsu H.-Y. Is the use of Social Networking Sites Correlated with Internet Addiction? Facebook Use among Taiwanese College Students. World Academy of Science, Engineering and Technology, 2012, Vol. 68, P. 1659-1661.

Zywica J., Danowski J. The faces of Facebookers: investigating social enhancement and social compensation hypotheses; predicting Facebook™ and offline popularity from sociability and self-esteem, and mapping the meanings of popularity with semantic networks. J. Comput.-Mediat. Commun, 2008, Vol. 14, No.1, P. 1–34.

Число просмотров

Просмотров: 118

Опубликован

31.10.2021

Как цитировать

Сильченко, Д., & Шумский, В. (2021). Психологическое благополучие пользователей социальных сетей с разным уровнем вовлеченности. Психологические исследования, 14(79). https://doi.org/10.54359/ps.v14i79.118

Выпуск

Раздел

Статьи