Исследуя ксеноглософобию: как субъективный социально-демографический статус и языковой опыт связаны с тревогой на уроках иностранного языка?

Авторы

  • Асия Ержанова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
  • Валерия Конча Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
  • Анатолий Хархурин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v16i90.1435

Ключевые слова:

языковая тревожность, социо-демографические факторы, субъективный социально-экономический статус, самооценка уровня владения языком, освоение иностранного языка

Аннотация

Исследование направлено на изучение взаимосвязи между социально-демографическими факто-рами индивидов и их иноязычной тревожностью. 417 участников в возрасте от 16 до 45 лет (M = 23,38, SD = 7,18), изучающих различные иностранные языки, были опрошены с помощью шкалы тревожности иностранного языка. Кроме того, участники получили демографическую анкету, в которой оценивалось количество языков, на которых они говорят и их самооценка владения этими языками, возраст, когда они начали изучать языки, количество времени, проведенного за грани-цей, и их субъективный социально-экономический статус. Результаты показали, что женщины ис-пытывали более высокий уровень страха негативной оценки, боязни общения и тестовой тревож-ности, чем мужчины. Страх негативной оценки был предсказан текущим социально-экономическим статусом и общей самооценкой, опасения общения были положительно предска-заны текущим социально-экономическим статусом и отрицательно – общей самооценкой владе-ния языками. Общий балл самооценки владения языком, тестовая тревожность были достоверно предсказаны продолжительностью изучения языка и текущим социально-экономическим стату-сом. Наконец, как в отношении страха негативной оценки, так и в отношении опасений общения самые низкие уровни наблюдались, когда участники принадлежали к благоприятной социально-экономической группе. Что касается третьего компонента, то чем ниже уровень социально-экономического статуса, тем выше уровень тестовой тревожности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Асия Ержанова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Магистр психологии, Лаборатория языковых, межкультурных и творческих компетенций, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101001 Москва, Россия.

Валерия Конча, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Магистр политологии, аспирант Департамента политики и управления, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101001 Москва, Россия.

Анатолий Хархурин, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Ph.D в психологии, главный научный сотрудник, департамент психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101001 Москва, Россия.

Литература

Alagözlü, N. (2016). Pre-service EFL teachers’ professional self-concept: English teaching efficacy, self-reported English proficiency and pedagogical strategies: A case study in the Turkish context. So-cia and Behavioral Sciences, 232, 196-200.

Allen, H.W. and Herron, C.A. (2003) A Mixed-Methodology Investigation of the Linguistic and Af-fective Outcomes of Summer Study Abroad. Foreign Language Annals, 36(3), 370-385. http://dx.doi.org/10.1111/j.1944-9720.2003.tb02120.

Arain, M., Haque, M., Johal, L., Mathur, P., Nel, W., Rais, A., Sandhu, R., & Sharma, S. (2013). Maturation of the adolescent brain. Neuropsychiatric disease and treatment, 9, 449–461. https://doi.org/10.2147/NDT.S39776.

Ausubel, D.P. (1968). Educational psychology: a cognitive view. Holt, Rinehart, and Winston: New York.

Babakhouya, Y. (2019). The Big Five personality factors as predictors of English language speaking anxiety: A cross-country comparison between Morocco and South Korea. Research in Comparative and International Education, 14(4), 502–521. ttps://doi.org/10.1177/1745499919894792

Blakeley G., M., Ford, R., & Casey, L. (2017). Second language anxiety among Latino American immigrants in Australia. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 20(7), 759–772

Graeff, F.G. (2011). Defense-related emotions in humans. Psychology & Neuroscience, 4(2), 183-189.

Basevitz, P, Pushkar, D, Chaikelson, J, Conway, M. & Dalton, C. (2008). Age-related differences in worry and related processes. The International Journal of Aging and Human Development. 66(4):283-305. doi: 10.2190/AG.66.4.b. PMID: 18507331.

Bensalem, E. (2019). Multilingualism and foreign language anxiety: the case of Saudi EFL learners. Learning and Teaching in Higher Education: Gulf Perspectives, 15(2). https://doi.org/10.18538/lthe.v15.n2.314

Cheng, Y. (2004). A measure of second writing anxiety: Scale development and preliminary valida-tion. Journal of Second Language Writing, 13, 313-335.

Chini M, Hanganu-Opatz IL. Prefrontal Cortex Development in Health and Disease: Lessons from Rodents and Humans. Trends Neurosci, 44(3), 227-240. doi:10.1016/j.tins.2020.10.017. Epub 2020 Nov 24. PMID: 33246578.

Coleman, J. (1997). Residence abroad within language study. Language Teaching, 30(1), 1-20. doi:10.1017/S0261444800012659

Dewaele, J.M., Petrides, K.V., & Furnham, A. (2008). Effects of trait emotional intelligence and soci-obiographical variables on communicative anxiety and foreign language anxiety among adult multilin-guals: A review and empirical investigation. Language Learning, 58(4), 911-960

Dewaele, J-M. & Shan I.T. (2013) The link between a foreign language classroom anxiety, second language tolerance of ambiguity and self-rated English proficiency among Chinese learners. Studies in Second Language Learning and Teaching, 3(1), pp. 47-66. ISSN 2083-5205.

Diemer, M.A., Mistry, R.S., Wadsworth, M.E., López, I., & Reimers, F. (2013). Best practices in conceptualizing and measuring social class in psychological research. Analyses of Social Issues and Public Policy, 13(1), 77-113.

Dogan, Y., & Tuncer, M. (2016). Examination of foreign language classroom anxiety and achieve-ment in a foreign language in Turkish university students in terms of various variables. Journal of Ed-ucation and Training Studies,4(5), 18–29.

Eamon, M. K. (2005). Social-demographic, school, neighborhood, and parenting influence on aca-demic achievement of Latino young adolescents. Journal of Youth and adolescence, 34(2), 163-175.

Elkhafaifi, H. (2005). Listening comprehension and anxiety in the Arabic language classroom. The Modern Language Journal. 89, 206–220. doi: 10.1111/j.1540-4781.2005.00275.x

Escarce, JJ. (2003). Socioeconomic status and the fates of adolescents. Health Services Research. 38(5):1229-33. doi: 10.1111/1475-6773.00173.

Garcia de Blakeley, M., Ford, R., & Casey, L. (2015). Second language anxiety among Latino Ameri-can immigrants in Australia. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 1–14.

Gayton, A. (2010). Socioeconomic Status and Language-Learning Motivation: to what extent does the former influence the latter? Scottish Languages Review, 22, 17-28.

Gonyea, R.M. (2005). Self-reported data in institutional research: Review and recommendations. New Directions for Institutional Research, 73-89. https://doi.org/10.1002/ir.156

Horwitz, E.K. (2017). On the misreading of Horwitz, Horwitz, and Cope (1986) and the need to bal-ance anxiety research and the experiences of anxious language learners. In C. Gkonou, M. Daubney, & J.-M. Dewaele (Eds.), New insights into language anxiety: Theory, research and educational impli-cations (pp. 31-47). Bristol, UK: Multilingual Matters.

Horwitz, E. K., Horwitz, M. B., & Cope, J. (1986). Foreign language classroom anxiety. The Modern Language Journal, 70, 125–132.

Hussain, M., Shahid, S. & Zaman, A. (2011). Anxiety and Attitude Of Secondary School Students Towards Foreign Language Learning. Social and Behavioral Sciences, 29. 583–590. doi:10.1016/j.sbspro.2011.11.279.

Jeynes, W.H. (2002). Examining the effects of parental absence on the academic achievement of ado-lescents: The challenge of controlling for family income. Journal of family and Economic Issues, 23(2), 65-78.

Jin, Y., de Bot, K., & Keijzer, M. (2015). The anxiety-proficiency relationship and the stability of anx-iety: The case of Chinese university learners of English and Japanese. Studies in Second Language Learning and Teaching, 5(1), 41-63. https://doi.org/10.14746/ssllt.2015.5.1.3

Karatas, H., Alci, B., Bademcioglu, M., & Ergin, A. (2016). An investigation into university students: Foreign language speaking anxiety. Social and Behavioral Sciences, 232, 382–388. doi: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.053

Khesht-Masjedi, M.F., Shokrgozar, S., Abdollahi, E., Habibi, B., Asghari, T., Ofoghi, R. S., & Pa-zhooman, S. (2019). The relationship between gender, age, anxiety, depression, and academic achievement among teenagers. Journal of family medicine and primary care, 8(3), 799–804. https://doi.org/10.4103/jfmpc.jfmpc_103_18

Kóczán, Z., Peri, G., Pinat, M., Rozhkov, D., (2021). The impact of international migration on inclu-sive growth: A review. Working Paper No. 2021/088.

Lang, N. W. (2019). Teachers’ trans languaging practices and “safe spaces” for adolescent newcom-ers: Toward alternative visions. Bilingual Research Journal, 42(1), 73–89.

Latif, N.A.A. (2015). A study on English language anxiety among adult learners in Universiti Teknologi Malaysia (UTM). Social Behavioral Sciences, 208, 223-232.

Liu, M., & Jackson, J. (2008). An Exploration of Chinese EFL Learners’ Unwillingness to Com-municate and Foreign Language Anxiety. The Modern Language Journal, 92(1), 71–86. http://www.jstor.org/stable/25172993

MacIntyre, P.D. (1995) How Does Anxiety Affect Second Language Learning? A Reply to Sparks and Ganschow. The Modern Language Journal, 79, 90-99. https://doi.org/10.1111/j.1540-4781.1995.tb05418.x

MacIntyre, P.D., & Gardner, R.C. (1994). The subtle effects of language anxiety on cognitive pro-cessing in the second language. Language Learning, 44(2), 283–305. https://doi.org/10.1111/j.1467-1770.1994.tb01103.

MacIntyre, P.D. & Gregersen, T. (2012). Affect: The role of language anxiety and other emotions in language learning. In S. Mercer, S. Ryan, & M. Williams (Eds.), Language learning psychology: Re-search, theory, and pedagogy (pp. 103-118). Basingstoke: Palgrave.

Malik, S., Qin, H., khan, S. M., & Ahmed, K. (2020). Quantitative Analysis of the Foreign Language Anxiety: Chinese and Pakistani Postgraduates in Focus. Arab World English Journal, 11(1) 315-330. https://dx.doi.org/10.24093/awej/vol11no1.23

Matsuda, S., & Gobel, P. (2004). Anxiety and predictors of performance in the foreign language classroom. System, 32(1), 21–36.

Nesse, R.M. (2011). Why Has Natural Selection Left Us So Vulnerable to Anxiety and Mood Disor-ders? The Canadian Journal of Psychiatry, 56(12):705-706. doi:10.1177/070674371105601201.

Okamoto, S. Parental socioeconomic status and adolescent health in Japan. Scientific Reports, 11, 12089 (2021). https://doi.org/10.1038/s41598-021-91715-0.

Onwuegbuzie, A., Bailey, P., & Daley, C. (1999). Factors associated with foreign language anxiety. Applied Psycholinguistics, 20(2), 217-239. doi:10.1017/S0142716499002039

Onwuegbuzie, A.J., Bailey, P., & Daley, C.E. (2000). Correlates of anxiety at three stages of the for-eign language learning process. Journal of Language and Social Psychology., 19(4), 474 - 490.

Oxford, R.L. (2016). Toward a psychology of well-being for language learners: The “Empathics” vi-sion. In P.D. MacIntyre, T. Gregersen, & S. Mercer (Eds.), Positive psychology in SLA (pp. 10–87). Bristol, UK: Multilingual Matters.

Park, G.-P. & French, B. (2013). Gender differences in the Foreign Language Classroom Anxiety Scale. System. 41. 462–471. 10.1016/j.system.2013.04.001.

Rajitha, K. & C.A. (2020). A study of factors affecting and causing speaking anxiety. Procedia Com-puter Science, 172, 1053–1058. doi: 10.1016/j.procs.2020.05.154

Saito, Y., Horwitz, E.K., & Garza, T.J. (1999). Foreign Language Reading Anxiety. The Modern Language Journal, 83(2), 202–218. http://www.jstor.org/stable/330336

Saito, Y., & Samimy, K.K. (1996). Foreign Language Anxiety and Language Performance: A Study of Learner Anxiety in Beginning, Intermediate, and Advanced-Level College Students of Japanese. Foreign Language Annals, 29(2), 239-251.

Salazar, M.R., Feitosa, J., Salas E. (2017). Diversity and Team Creativity: Exploring Underlying Mechanisms. Group Dynamics: Theory, Research, and Practice, 4, 187-206.

Shameem, N. (1998). Validating self-reported language proficiency by testing performance in an im-migrant community: the Wellington Indo-Fijians. Language Testing, 15(1), 86–108. https://doi.org/10.1177/026553229801500104

Snow, N. (1998) The Smith‐Mundt Act of 1948, Peace Review, 10(4), 619-624. doi: 10.1080/10402659808426214

Spielberger, C.D. (1972). Anxiety: Current trends in theory and research: I. Academic Press. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-657401-2.50008-3

Thompson, A.S., & Lee, J. (2013). Anxiety and EFL: Does Multilingualism Matter? International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 16, 730-749. doi:10.108013670050.2012.713322.

Toyama, M. & Yamazaki, Y. (2018). Psychological factors and learning barriers in foreign language courses in higher education, Edulearn, 1077-1081.

Trang, T.T., Baldauf JR, R.B., & Moni, K. (2013). Foreign Language Anxiety: Understanding its sta-tus and insiders’ awareness and attitudes. TESOL Quarterly, 47(2): 216-243.

Turula, A. (2002). 'Language Anxiety and Classroom Dynamics: A study of Adult Learners'. English Teaching Forum, 40(4), 28-37.

Zeigler-Hill, V., & Myers, E.M. (2012). A review of gender differences in self-esteem. In S. P. McGeown (Ed.), Psychology of gender differences (pp. 131–143). Nova Science Publishers.

Zheng, Y. (2008). Anxiety and second/foreign language learning revisited. Canadian Journal for New Scholars in Education, 1(1), 1-12.

Zia, Z., & Safi, M.D. (2020). The Impact of Social-Economic-Status on EFL Learners’ Foreign Lan-guage Anxiety in Language Classrooms in Afghanistan. International Journal For Research In Educa-tional Studies, 6(1), 01–08.

Число просмотров

Просмотров: 234

Опубликован

31.10.2023

Как цитировать

Ержанова A., Конча V., & Хархурин K. (2023). Исследуя ксеноглософобию: как субъективный социально-демографический статус и языковой опыт связаны с тревогой на уроках иностранного языка?. Психологические исследования, 16(90), 3. https://doi.org/10.54359/ps.v16i90.1435

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования