«Я очень сильно маму люблю»: потребности и препятствия в межпоколенном диалоге детей и родителей

Авторы

  • Анна Иванова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия.
  • Анастасия Россинская Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v16i92.1493

Ключевые слова:

детско-родительские отношения, межпоколенное общение, коммуникативные потребности, коммуникативные умения, стратегии общения, родители

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей детско-родительского общения, которое проводилось с целью выявления проблем в коммуникации, препятствующих нормальному межпоколенному диалогу между родителями и их взрослыми детьми (18–32 года). Сбор материала осуществлялся посредством глубинного феноменологического интервью, посвященного общению с родителями в подростковом и взрослом возрасте. Качественный анализ интервью методом конденсации смыслов позволил выделить три ключевых категории смыслов: потребности детей, препятствия для их реализации и стратегии, позволяющие преодолеть их. Было установлено, что потребность детей к сепарации по достижении подросткового и взрослого возраста противоположена потребности родителей в удержании контроля над ребенком. При этом у взрослых детей продолжает сохраняться потребность во внимании со стороны родителей, которая часто не реализуется вследствие недостаточно развитой коммуникативной компетенции у родителей и отсутствия интереса родителей к ребенку. В центре этого конфликта потребностей фиксируется феномен отсутствия общего языка для общения между поколениями в семье, что усугубляется принадлежностью родителей к другому поколению не только в возрастном, но и в историческом аспекте. Отдельную проблему в межпоколенном диалоге составляет отстраненный характер общения с отцом. Было также выяснено, что для преодоления препятствий к нормальному общению дети вырабатывают следующие коммуникативные стратегии: стратегии самозащиты, стратегии заботы о родителях и стратегии установления контакта. В заключение обсуждается необходимость создания возможностей для безопасного общения детей и родителей как в городских пространствах и «третьих местах», так и в формате отдельных событий.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Анна Иванова , Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия.

Старший преподаватель департамента психологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Анастасия Россинская , Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет

Литература

Abu-Taleb D.V. Mezhpokolennaya kommunikatsiya i fenomen zatrudnennogo obshcheniya v kontekste sovremennogo obrazovaniya lichnosti. Vestnik integrativnoi psikhologii. Zhurnal dlya psikhologov, 2021, 22, 5–10. (in Russian)

Akulich M.M., Mokk E.A. Rol' «tret'ikh mest» v kommunikatsiyakh sovremennykh studentov. Vest-nik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye issledovani-ya, 2020, 6, 3, 59–78. DOI:10.21684/2411-7897-2020-6-3-59-78 (in Russian)

Ali S., Khaleque A., Rohner R.P. Pancultural. Gender Differences in the Relation Between Perceived Parental Acceptance and Psychological Adjustment of Children and Adult Offspring: A Meta-Analytic Review of Worldwide Research. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2015, 46(8), 1059–1080.

Anisimova A.A. Dialog pokolenii: sotsial'nye praktiki formirovaniya mezhpokolennykh otnoshenii. Sotsial'naya pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskii zhurnal, 2010, 6, 32–35. (in Russian)

Arnett J.J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties. American Psychologist, 2000, 55(5), 469–480.

Bealer G. Self-consciousness. The Philosophical Review, 1997, 106(1), 69–117.

Bi S., Haak E.A., Gilbert L., El-Sheikh M., Keller P.S. Father attachment, father emotion expression, and children’s attachment to fathers: The role of marital conflict. Journal of Family Psychology, 2018, 32(4), 456–465.

Busygina N.P. Fenomenologicheskoe opisanie i interpretaciya: primery analiza dannyh v kachestven-nyh psihologicheskih issledovaniyah. Moskovskij psihoterapevticheskij zhurnal, 2009, 2(61), 52–76. (in Russian)

Chernyaeva T.I., Losevicheva E.B. Nezavershennaya separatsiya: konflikt mezhdu roditelyami i vzroslymi det'mi. Mediatsiya v semeinom konflikte, 2018, 113–116. (in Russian)

Clarke E.J., Preston M., Raksin J., Bengtson V.L. Types of conflicts and tensions between older par-ents and adult children. The Gerontologist, 1999, 39(3), 261–270.

Comblain C., D'Argembeau A., Van der Linden M. Phenomenal characteristics of autobiographical memories for emotional and neutral events in older and younger adults. Experimental aging research, 2005, 31(2), 173–189.

Egorov R.N., Shapovalenko I.V. Roditeli i vzroslye deti: osobennosti vzaimootnoshenii (po materi-alam zarubezhnykh istochnikov). Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya, 2017, 6(2), 54–62. (in Russian)

Hummert M.L., Garstka T.A., Ryan E.B., Atkinson J.L. The role of age stereotypes in interpersonal communication. In: Handbook of communication and aging research. Routledge, 2004. pp. 91–114.

Karpman S.B. Fairy tales and script drama analysis. Transactional Analysis Bulletin, 1968, 7(26), 39–43.

Kondrashova V.O. Mezhpokolennyi sotsializiruyushchii dialog kak resurs tsennostnogo potentsiala lichnosti rebenka. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii, 2018, 1–2, 236–244. (in Russian)

Kryukova T.L. Molodezh' o starshem pokolenii: psikhologiya mezhpokolennogo konflikta. Psikho-logicheskie issledovaniya, 2008, 2(2). URL: http://psystudy.ru (in Russian)

Kukushkin V.V. O sozdanii sobytiinogo detsko-roditel'skogo soobshchestva. In: Magicheskii che-modan: metodicheskie materialy dlya pedagogov i ne tol'ko. Moscow: MGPU, 2023. pp. 221–237. (in Russian)

Labunskaya V. A., Mendzheritskaya Yu.A., Breus E.D. Psikhologiya zatrudnennogo obshcheniya: Teoriya. Metody. Diagnostika. Korrektsiya M.: Akademiya, 2001.

Lyubitskaya K.A., Shakarova M.A. Kommunikatsiya sem'i i shkoly: klyuchevye osobennosti na sov-remennom etape. Voprosy obrazovaniya, 2018, 3, 196–215. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D., Poleva N.S. Pokoleniya epokhi tranzitivnosti: tsennosti, identichnost', ob-shchenie. Mir psikhologii, 2017, 1, 24–37. (in Russian)

Mart'yanova N.A. Glubinnye interv'yu v sovremennoi sotsiologicheskoi metodologii. In: Nauka segodnya: problemy i perspektivy razvitiya. Vologda: Marker, 2018. pp. 115–117. (in Russian)

Mid M. Kul'tura i mir detstva. M.: Glavnaya redaktsiya vostochnoi literatury izd-va Nauka, 1988. (in Russian)

Migunova E.V. O mezhpokolennom konflikte vzroslyh i detej v sovremennom obshchestve. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016, 5(96), 65–68. (in Russian)

Oldenburg R. Tret'e mesto: kafe, kofejni, knizhnye magaziny, bary, salony krasoty i drugie mesta «tusovok» kak fundament soobshchestva. [The Great Good Place: Cafes, Coffee Shops, Community Centers, Beauty Parlors, General Stores, Bars, Hangouts, and How They Get You Through the Day]. Moskva: Novoye literaturnoye obozreniye, 2014. (in Russian)

Organizatsiya mezhpokolennogo problemno-tsennostnogo obshcheniya detei i vzroslykh v forme ki-novstrechi / A. V. Shcherbakov, A. V. Kislyakov, N. N. Zhurba, K. S. Zadorin. In: Strategii i resursy lichnostno-professional'nogo razvitiya pedagoga: sovremennoe prochtenie i sistemnaya praktika. – Moskva: Psikhologicheskii institut RAO, 2022. pp. 169–173. DOI:10.24412/cl-36923-2022-1-169-173 (in Russian)

Pevzner M.N., Petrykov P.A., Alexandrova M.V., Donina I.A. Razvitie mezhpokolennykh otnoshenii v territorial'nykh detsko-vzroslykh soobshchestvakh. Chelovek i obrazovanie, 2015, 3(44), 118–122. (in Russian)

Puzyrej A.A. Manipulirovanie i majevtika: dve paradigmy psihotekhniki. Voprosy metodologii, 1997, 3–4, 148–165. (in Russian)

Rossinskaya A.N., Klimova T.A. Razvitiye kultury perezhivaniya roditeley podrostkov v usloviyakh kinokluba. In: Podrostok v megapolise. Moscow: HSE, 2021, 118–121. (in Russian)

Rossinskaya A.N., Klimova T.A. Kinoklub roditelei podrostkov: praktiki obsuzhdeniya. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie, 2023, 4(50), 45–59. DOI:10.23951/2307-6127-2023-4-45-59 (in Rus-sian)

Saporovskaya M.V. Psikhologiya mezhpokolennykh otnoshenii v sem'e. Moscow: Natsional'nyi knizhnyi tsentr, 2014. (in Russian)

Saporovskaya M.V. Mezhpokolennyj konflikt i psihologicheskoe blagopoluchie sem'i. Vestnik Ko-stromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika, 2020, 26(4), 48–54. (in Russian)

Shatilov A.B. Pokolencheskie razryvy kak faktor rosta konfliktnosti v sovremennom rossijskom ob-shchestve. Vlast', 2019, 27(4), 26–32. (in Russian)

Sinyavskaya O.V., Gladnikova E.V. Vzroslye deti i ih roditeli: intensivnost' kontaktov mezhdu pokoleniyami. Roditeli i deti, muzhchiny i zhenshchiny v sem'e i obshchestve, 2007, 517–544. (in Russian)

Stey P.C., Hill P.L., Lapsley D. Factor structure and psychometric properties of a brief measure of dysfunctional individuation. Assessment, 2014, 21(4), 452–462.

Tatarova L.R. Sozavisimye otnosheniya v sem'e. Teorii, shkoly i kontseptsii ustoichivogo razvitiya nauki v sovremennykh usloviyakh, 2021, 178–180. (in Russian)

Vdovina M. Spetsifika mezhpokolennykh konfliktov v sem'e. Demograficheskie issledovaniya, 2010, 4, 104–112. (in Russian)

Williams A., Nussbaum J.F. Intergenerational communication across the life span. Routledge, 2013.

Число просмотров

Просмотров: 420

Опубликован

27.02.2024

Как цитировать

Иванова , А. ., & Россинская , А. . (2024). «Я очень сильно маму люблю»: потребности и препятствия в межпоколенном диалоге детей и родителей. Психологические исследования, 16(92), 5. https://doi.org/10.54359/ps.v16i92.1493

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования