Методика диагностики ролевой самоэффективности
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v17i98.1705Ключевые слова:
ролевая самоэффективность, ролевое поведение, социальная роль, методика, надежность, валидность, стандартизацияАннотация
Применение существующих методов изучения выраженности самоэффективности не раскрывает особенностей ее проявления, когда личность реализует ролевое поведение в различных видах деятельности. Именно поэтому в статье предложен новый инструмент, позволяющий оценить степень выраженности самоэффективности при принятии личностью социальной роли. Предполагалось, что ролевая самоэффективность обладает специфическими особенностями, отличающими ее от общей, предметной и коммуникативной, которые чаще всего применяются для оценки уровня самоэффективности. Исходным положением при разработке методики стало представление о том, что ролевая самоэффективность – это один из типов самоэффективности, проявляющийся при реализации личностью социальных ролей, что позволяет ей осуществить оценку собственных представлений о своей ролевой успешности/неуспешности. Общая выборка исследования составила 1720 человек, среди них девушек – 1333 (78%) и юношей – 387 (22%). В процессе конструирования методики была осуществлена проверка надежности (по внутренней согласованности опросника), содержательной, ретестовой и конвергентной валидности, по результатам которой было выявлено, что эта методика – надежный и валидный инструмент, позволяющий диагностировать качественно и за короткое время степень выраженности ролевой самоэффективности, не используя другие диагностические инструменты. Разработанная методика включает в себя одну шкалу ролевой самоэффективности, отражающую степень ее выраженности. Ролевая самоэффективность понимается как проявление личностью убежденности в собственной успешности при реализации социальных ролей. Этот феномен может быть исследован с опорой на положения социально-когнитивной теории личности, методологию ролевого и ситуационного подходов.
Скачивания
Библиографические ссылки
Anastazi A., Urbina S. Psikhologicheskoe testirovanie. 7th ed. St. Petersburg: Piter, 2003. (in Rus-sian)
Andreeva G.M., Bogomolova N.N., Petrovskaya L.A. Zarubezhnaya sotsial'naya psikhologiya XX stoletiya: Teoreticheskie podkhody. Moscow: Aspekt Press, 2002. (in Russian)
Baibanova F.A. Fundamental'nye issledovaniya, 2014, 11(12), 2719–2723. (in Russian)
Bandura A. Human agency in social cognitive theory. American Psychologist, 1989, 44(9), 1175–1184. DOI:10.1037/0003-066X.44.9.1175
Bandura A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change. Psychological Review, 1977, 84(2), 191–215. DOI:10.1037/0033-295X.84.2.191
Bandura A. Self–efficacy mechanism in human agency. American Psychologist, 1982, 37(2), 122–147. DOI:10.1037/0003-066X.37.2.122
Bandura A. Teoriya sotsial'nogo naucheniya. St. Petersburg: Evraziya, 2000. (in Russian)
Belykh T.V. Izvestiya Saratovskogo universiteta, 2015, 15(3), 48–57. DOI:10.18500/1819-7671-2015-15-3-60-64 (in Russian)
Belykh T.V., Mairamyan A.M. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, 2015, 2(47), 193–198. (in Russian)
Berne E. Transaktnyi analiz v psikhoterapii: Sistemnaya individual'naya i sotsial'naya psikhotera-piya. Moscow: Akademicheskii Proekt, 2006. (in Russian)
Bogomazov S.V. In: Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovatsionnogo regiona: prob-lemy i perspektivy. Proceedings of the Conference. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2014. pp. 20–26. (in Russian)
Boyarintseva A.V., Mitina L.M. In: Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoi lichnosti. Moscow: Moscow University of Psychology and Social Sciences; Voronezh: MODEK, 2003. pp. 217–219. (in Russian)
Dweck C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality and development. Philadelphia: Psy-chology Press, Taylor & Francis Group, 1999.
Gaidar M.I. In: Psikholog v sovremennom obshchestve: ot obrazovaniya k professional'noi deyatel'nosti. Voronezh: Voronezh State University, 2007. pp. 52–63. (in Russian)
Gordeeva T.O., Shepeleva E.A. Vestnik MGU, 2006, No. 3, 78–85. (in Russian)
Ignatova V.V., Pasechkina T.N. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2020, No. 2, 192–200. DOI:10.31862/2218-8711-2020-2-192-200 (in Russian)
Jerusalem M., Schwarzer R. Self-efficacy as a resource factor in stress appraisal processes. In: R. Schwarzer (Ed.), Self-efficacy: Thought control of action. Washington, DC: Hemisphere, 1992. pp. 195–213.
Hommel G. A stagewise rejective multiple test procedure based on a modified Bonferroni test. Bio-metrika, 1988, 75(2), 383–386. DOI:10.2307/2336190
Kline, R.B. Principles and practice of structural equation modeling. 3rd ed. New York: The Guilford Press, 2011.
Krasnoryadtseva O.M., Kabrin V.I., Murav'eva O.I., Podoinitsina M.A., Chuchalova O.N. Psikho-logicheskie praktiki diagnostiki i razvitiya samoeffektivnosti studencheskoi molodezhi. Tomsk: Tomsk State University, 2014. (in Russian)
Mischel W., Shoda Y. A cognitive-affective system theory of personality. Psychological Reports, 1995, 102(2), 246–258.
Pantileev S.R. Metodika issledovaniya samootnosheniya. Moscow: Smysl, 1993. (in Russian)
Pasechkina T.N., Furyaeva T.V. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2021, 72(2), 208–212. (in Russian)
Roddenberry A., Renk K. Locus of Control and Self-Efficacy: Potential Mediators of Stress, Illness, and Utilization of Health Services in College Students. Child Psychiatry Hum Dev, 2010, 41(4), 353–370. DOI:10.1007/s10578-010-0173-6
Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychologi-cal Monographs, 1966, 80(1), 1–28. DOI:10.1037/h0092976
Scheier M.F., Maddux J.E., Mercandante B., Prentice-Dunn S., Jacobs B., Rogers R.W. The self-efficacy scale: Construction and validation. Psychological reports, 1982, 51(2), 663–671. DOI:10.2466/pr0.1982.51.2.663
Seligman M.E. Helplessnes: On depression, development, and death. San Francisco: Freeman, 1975.
Shepeleva E.A. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow State University, Mos-cow, 2008. (in Russian)
Shvartser R., Erusalem M., Romek V.G. Inostrannaya psikhologiya, 1996, No. 7, 71–76. (in Rus-sian)
Ushakova V.R. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya, 2019, 5(2), DOI:10.18413/2313-8971-2019-5-2-0-7 (in Russian)
Weiner B. An Attributional Theory of Achievement Motivation and Emotion. Psychological Review, 1985, 92(4), 548–573. DOI:10.1037/0033-295X.92.4.548
Weiner B. An attributional theory of motivation and emotion. New York: Springer Verlag, 1986.
White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological Review, 1959, 66(5), 297–333. DOI:10.1037/h0040934
Wiedenfeld S.A., Bandura A., Levine S. Impact of perceived self-efficacy in coping with stressors on components of the immune system. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, 59(5), 1082–1094. DOI:10.1037//0022-3514.59.5.1082
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.