Методика диагностики ролевой самоэффективности

Авторы

  • Виктор Енин Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ставрополь, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v17i98.1705

Ключевые слова:

ролевая самоэффективность, ролевое поведение, социальная роль, методика, надежность, валидность, стандартизация

Аннотация

Применение существующих методов изучения выраженности самоэффективности не раскрывает особенностей ее проявления, когда личность реализует ролевое поведение в различных видах деятельности. Именно поэтому в статье предложен новый инструмент, позволяющий оценить степень выраженности самоэффективности при принятии личностью социальной роли. Предполагалось, что ролевая самоэффективность обладает специфическими особенностями, отличающими ее от общей, предметной и коммуникативной, которые чаще всего применяются для оценки уровня самоэффективности. Исходным положением при разработке методики стало представление о том, что ролевая самоэффективность – это один из типов самоэффективности, проявляющийся при реализации личностью социальных ролей, что позволяет ей осуществить оценку собственных представлений о своей ролевой успешности/неуспешности. Общая выборка исследования составила 1720 человек, среди них девушек – 1333 (78%) и юношей – 387 (22%). В процессе конструирования методики была осуществлена проверка надежности (по внутренней согласованности опросника), содержательной, ретестовой и конвергентной валидности, по результатам которой было выявлено, что эта методика – надежный и валидный инструмент, позволяющий диагностировать качественно и за короткое время степень выраженности ролевой самоэффективности, не используя другие диагностические инструменты. Разработанная методика включает в себя одну шкалу ролевой самоэффективности, отражающую степень ее выраженности. Ролевая самоэффективность понимается как проявление личностью убежденности в собственной успешности при реализации социальных ролей. Этот феномен может быть исследован с опорой на положения социально-когнитивной теории личности, методологию ролевого и ситуационного подходов.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Виктор Енин, Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ставрополь, Россия

    Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой клинической психологии, Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Мира, д. 310, 355017 Ставрополь, Россия.

Библиографические ссылки

Anastazi A., Urbina S. Psikhologicheskoe testirovanie. 7th ed. St. Petersburg: Piter, 2003. (in Rus-sian)

Andreeva G.M., Bogomolova N.N., Petrovskaya L.A. Zarubezhnaya sotsial'naya psikhologiya XX stoletiya: Teoreticheskie podkhody. Moscow: Aspekt Press, 2002. (in Russian)

Baibanova F.A. Fundamental'nye issledovaniya, 2014, 11(12), 2719–2723. (in Russian)

Bandura A. Human agency in social cognitive theory. American Psychologist, 1989, 44(9), 1175–1184. DOI:10.1037/0003-066X.44.9.1175

Bandura A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change. Psychological Review, 1977, 84(2), 191–215. DOI:10.1037/0033-295X.84.2.191

Bandura A. Self–efficacy mechanism in human agency. American Psychologist, 1982, 37(2), 122–147. DOI:10.1037/0003-066X.37.2.122

Bandura A. Teoriya sotsial'nogo naucheniya. St. Petersburg: Evraziya, 2000. (in Russian)

Belykh T.V. Izvestiya Saratovskogo universiteta, 2015, 15(3), 48–57. DOI:10.18500/1819-7671-2015-15-3-60-64 (in Russian)

Belykh T.V., Mairamyan A.M. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, 2015, 2(47), 193–198. (in Russian)

Berne E. Transaktnyi analiz v psikhoterapii: Sistemnaya individual'naya i sotsial'naya psikhotera-piya. Moscow: Akademicheskii Proekt, 2006. (in Russian)

Bogomazov S.V. In: Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovatsionnogo regiona: prob-lemy i perspektivy. Proceedings of the Conference. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2014. pp. 20–26. (in Russian)

Boyarintseva A.V., Mitina L.M. In: Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoi lichnosti. Moscow: Moscow University of Psychology and Social Sciences; Voronezh: MODEK, 2003. pp. 217–219. (in Russian)

Dweck C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality and development. Philadelphia: Psy-chology Press, Taylor & Francis Group, 1999.

Gaidar M.I. In: Psikholog v sovremennom obshchestve: ot obrazovaniya k professional'noi deyatel'nosti. Voronezh: Voronezh State University, 2007. pp. 52–63. (in Russian)

Gordeeva T.O., Shepeleva E.A. Vestnik MGU, 2006, No. 3, 78–85. (in Russian)

Ignatova V.V., Pasechkina T.N. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2020, No. 2, 192–200. DOI:10.31862/2218-8711-2020-2-192-200 (in Russian)

Jerusalem M., Schwarzer R. Self-efficacy as a resource factor in stress appraisal processes. In: R. Schwarzer (Ed.), Self-efficacy: Thought control of action. Washington, DC: Hemisphere, 1992. pp. 195–213.

Hommel G. A stagewise rejective multiple test procedure based on a modified Bonferroni test. Bio-metrika, 1988, 75(2), 383–386. DOI:10.2307/2336190

Kline, R.B. Principles and practice of structural equation modeling. 3rd ed. New York: The Guilford Press, 2011.

Krasnoryadtseva O.M., Kabrin V.I., Murav'eva O.I., Podoinitsina M.A., Chuchalova O.N. Psikho-logicheskie praktiki diagnostiki i razvitiya samoeffektivnosti studencheskoi molodezhi. Tomsk: Tomsk State University, 2014. (in Russian)

Mischel W., Shoda Y. A cognitive-affective system theory of personality. Psychological Reports, 1995, 102(2), 246–258.

Pantileev S.R. Metodika issledovaniya samootnosheniya. Moscow: Smysl, 1993. (in Russian)

Pasechkina T.N., Furyaeva T.V. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2021, 72(2), 208–212. (in Russian)

Roddenberry A., Renk K. Locus of Control and Self-Efficacy: Potential Mediators of Stress, Illness, and Utilization of Health Services in College Students. Child Psychiatry Hum Dev, 2010, 41(4), 353–370. DOI:10.1007/s10578-010-0173-6

Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychologi-cal Monographs, 1966, 80(1), 1–28. DOI:10.1037/h0092976

Scheier M.F., Maddux J.E., Mercandante B., Prentice-Dunn S., Jacobs B., Rogers R.W. The self-efficacy scale: Construction and validation. Psychological reports, 1982, 51(2), 663–671. DOI:10.2466/pr0.1982.51.2.663

Seligman M.E. Helplessnes: On depression, development, and death. San Francisco: Freeman, 1975.

Shepeleva E.A. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow State University, Mos-cow, 2008. (in Russian)

Shvartser R., Erusalem M., Romek V.G. Inostrannaya psikhologiya, 1996, No. 7, 71–76. (in Rus-sian)

Ushakova V.R. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya, 2019, 5(2), DOI:10.18413/2313-8971-2019-5-2-0-7 (in Russian)

Weiner B. An Attributional Theory of Achievement Motivation and Emotion. Psychological Review, 1985, 92(4), 548–573. DOI:10.1037/0033-295X.92.4.548

Weiner B. An attributional theory of motivation and emotion. New York: Springer Verlag, 1986.

White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological Review, 1959, 66(5), 297–333. DOI:10.1037/h0040934

Wiedenfeld S.A., Bandura A., Levine S. Impact of perceived self-efficacy in coping with stressors on components of the immune system. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, 59(5), 1082–1094. DOI:10.1037//0022-3514.59.5.1082

Опубликован

24.03.2025

Выпуск

Раздел

Новые методики

Как цитировать

Методика диагностики ролевой самоэффективности. (2025). Психологические исследования, 17(98), 1. https://doi.org/10.54359/ps.v17i98.1705

Похожие статьи

1-10 из 335

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.