Признаки и приемы, используемые для определения настроения собеседника при текстовой коммуникации в мессенджерах

Авторы

  • Татьяна Сысоева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
  • Ксения Красницкая Независимый исследователь, Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v17i98.1713

Ключевые слова:

восприятие эмоций, цифровое общение, текстовая коммуникация, мгновенный обмен сообщениями, вербальные признаки эмоций, невербальные признаки эмоций, знакомство с собеседником

Аннотация

Общение в сервисах мгновенного обмена текстовыми сообщениями (мессенджерах) приобретает все большее значение в современной повседневной жизни. Взаимодействие в таком формате имеет существенные отличия от общения лицом к лицу: невербальные сигналы, обычно использующиеся для понимания эмоций собеседника (мимика, жесты и другие), оказываются недоступными для наблюдения, а заменяющие их невербальные сигналы в текстовых сообщениях не могут проявляться непроизвольно. В то же время распознавание эмоций собеседника доступно и в таком формате, но вопрос о том, какие именно признаки для этого используются, изучен слабо. В ряде работ показано, что некоторые характеристики сообщений меняются в зависимости от настроения отправителя, а получатели сообщений чувствительны к присутствию отдельных сигналов, делая выводы о настроении собеседника. Однако попыток максимально полно описать признаки, используемые для понимания, в каком настроении находится собеседник, когда общение реализуется при помощи мгновенного обмена текстовыми сообщениями, не предпринималось. Мы провели опрос 353 респондентов (средний возраст 18,07 лет, 85,84% женщин), попросив их описать, на какие признаки они опираются, чтобы понять, в каком настроении находится их собеседник, а также оценить возможность распознавания настроения собеседника при общении через мессенджеры и частоту, с которой такое распознавание происходит правильно. В целом респонденты считают, что часто правильно понимают настроение собеседников, при этом ниже оценивая частоту, с которой другие люди правильно понимают их эмоции. Среди наиболее часто упоминаемых признаков, по которым можно определить настроение собеседника в текстовой коммуникации, встречаются использование смайлов, знаков препинания, объем сообщений, а также изменения в характерном для собеседника способе ведения переписки. Важность предварительного знакомства с собеседником, возможно, является принципиальной для восприятия настроений собеседника при общении в таком формате.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Татьяна Сысоева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

    Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории когнитивных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия.

  • Ксения Красницкая, Независимый исследователь, Москва, Россия

    Психолог, независимый исследователь, Москва, Россия.

Библиографические ссылки

Adams A., Miles J. Examining textism convergence in mediated interactions. Language Sciences, 2023, 99, 101568. DOI:10.1016/j.langsci.2023.101568

Aldunate N., González-Ibáñez R. An Integrated Review of Emoticons in Computer-Mediated Com-munication. Frontiers in psychology, 2017, 7, 2061. DOI:10.3389/fpsyg.2016.02061

Aldunate N., Villena-González M., Rojas-Thomas F., López V., Bosman C.A. Mood Detection in Ambiguous Messages: The Interaction Between Text and Emoticons. Frontiers in psychology, 2018, 9, 423. DOI:10.3389/fpsyg.2018.00423

Androutsopoulos J., Busch F. Digital punctuation as an interactional resource: the message-final peri-od among German adolescents. Linguistics and Education, 2021, 62, 100871. DOI:10.1016/j.linged.2020.100871

Antheunis M.L., Schouten A.P., Valkenburg P.M., Peter J. Interactive uncertainty reduction strategies and verbal affection in computer-mediated communication. Communication Research, 2012, 39(6), 757–780. DOI:10.1177/0093650211410420

Aviezer H., Hassin R.R., Bentin S., Trope Y. Putting facial expressions back in context. In: N. Am-bady, J.J. Skowronski (Eds.), First impressions. New York: Guilford Publications, 2008. pp. 255–286.

Bai Q., Dan Q., Mu Z., Yang M. A Systematic Review of Emoji: Current Research and Future Per-spectives. Frontiers in psychology, 2019, 10, 2221. DOI:10.3389/fpsyg.2019.02221

Blunden H., Brodsky A. Beyond the Emoticon: Are There Unintentional Cues of Emotion in Email?. Personality & social psychology bulletin, 2021, 47(4), 565–579. DOI:10.1177/0146167220936054

Boutet I., LeBlanc M., Chamberland J.A., Collin C.A. Emojis influence emotional communication, social attributions, and information processing. Computers in Human Behavior, 2021, 119, 106722. DOI:10.1016/j.chb.2021.106722

Byron K., Baldridge D. Toward an understanding of nonverbal cues and emotion in email communi-cation. In: K.M. Weaver (Ed.), Best paper proceedings of the Academy of Management annual meet-ing, Organizational Communication and Information Systems Division. Briarcliff Manor, NY: Pace University, 2005. pp. B1–B6. DOI:10.5465/ambpp.2005.18781269

Carey J. Paralanguage in computer mediated communication. In: N.K. Sondheimer (Ed.), The 18th annual meeting of the Association for Computational Linguistics and parasession on topics in interac-tive discourse: Proceedings of the conference. Philadelphia: University of Pennsylvania, 1980. pp. 67–69.

Carlson J.R., Zmud R.W. Channel expansion theory and the experimental nature of media richness perceptions. Academy of Management Journal, 1999, 42, 153–170. DOI:10.2307/257090

Carroll J.M., Russell J.A. Do facial expressions signal specific emotions? Judging emotion from the face in context. Journal of personality and social psychology, 1996, 70(2), 205–218. DOI:10.1037//0022-3514.70.2.205

Caspi A., Raz G. Using Emojis That Alter the Meaning of Written Messages to Communicate Inter-personal Relations. Media Psychology, 2024, 1–27. DOI:10.1080/15213269.2024.2374778

Cherbonnier A., Michinov N. The recognition of emotions conveyed by emoticons and emojis: A sys-tematic literature review. Technology, Mind, and Behavior, 2022, 3(2). DOI:10.1037/tmb0000067

Colvin C.R., Funder D.C. Predicting personality and behavior: A boundary on the acquaintanceship effect. Journal of Personality and Social Psychology, 1991, 60(6), 884–894. DOI:10.1037/0022-3514.60.6.884

Derks D., Fischer A.H., Bos A.E.R. The role of emotion in computer-mediated communication: A re-view. Computers in Human Behavior, 2008, 24(3), 766–785. DOI:10.1016/j.chb.2007.04.004

Diener E., Kanazawa S., Suh E.M., Oishi S. Why People Are in a Generally Good Mood. Personality and social psychology review: an official journal of the Society for Personality and Social Psycholo-gy, 2015, 19(3), 235–256. DOI:10.1177/1088868314544467

Ganster T., Eimler S.C., Krämer N.C. Same same but different!? The differential influence of smilies and emoticons on person perception. Cyberpsychology, behavior and social networking, 2012, 15(4), 226–230. DOI:10.1089/cyber.2011.0179

Gilovich T., Savitsky K. Medvec V.H. The illusion of transparency: biased assessments of others' ability to read one's emotional states. Journal of personality and social psychology, 1998, 75(2), 332–346. DOI:10.1037//0022-3514.75.2.332

Gunraj D.N., Drumm-Hewitt A., Dashow E.M., Upadhyay S.S.N., Klin C.M. Texting insincerely: The role of the period in text messaging. Computers in Human Behavior, 2016, 55(Part B), 1067–1075. DOI:10.1016/j.chb.2015.11.003

Hall J.A., Horgan T.G., Murphy N.A. Nonverbal communication. Annual Review of Psychology, 2019, 70, 271–294. DOI:10.1146/annurev-psych-010418-103145

Hancock J.T., Gee K., Ciaccio K., Lin J.M.H. I'm sad you're sad: emotional contagion in CMC. In: Proceedings of the 2008 ACM conference on Computer supported cooperative work (CSCW '08). New York, NY, USA: Association for Computing Machinery, 2008. pp. 295–298. DOI:10.1145/1460563.1460611

Hancock J., Landrigan C., Silver C. Expressing emotion in text-based communication. CHI '07: Pro-ceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems, 2007. pp. 929–932. DOI:10.1145/1240624.1240764

Harris R.B., Paradice D.B. An Investigation of the Computer-mediated Communication of Emotions. Journal of Applied Sciences Research, 2007, 3(12), 2081–2090.

Hawk S.T., van Kleef G.A., Fischer A.H., van der Schalk J. "Worth a thousand words": absolute and relative decoding of nonlinguistic affect vocalizations. Emotion, 2009, 9(3), 293–305. DOI:10.1037/a0015178

Holtgraves T. Emoji, Speech Acts, and Perceived Communicative Success. Journal of Language and Social Psychology, 2004, 43(1), 83–103. DOI:10.1177/0261927X231200450

Houghton K.J., Upadhyay S., Klin C.M. Punctuation in text messages may convey abruptness. Peri-od. Computers in Human Behavior, 2018, 80, 112–121. DOI:10.1016/j.chb.2017.10.044

Kafetsios K., Chatzakou D., Tsigilis N., Vakali A. Experience of emotion in face to face and comput-er-mediated social interactions: An event sampling study. Computers in Human Behavior, 2017, 76, 287–293. DOI:10.1016/j.chb.2017.07.033

Kato Y., Kato S., Akahori K. Influences of self-disclosure and styles of writing messages in e-mails on recipients' emotional aspects: a case study focusing on female university students. Journal of Sci-ence Education in Japan, 2006, 30(4), 216–228. DOI:10.14935/jssej.30.216

Kruger J., Epley N., Parker J., Ng Z.-W. Egocentrism over e-mail: Can we communicate as well as we think? Journal of Personality and Social Psychology, 2005, 89(6), 925–936. DOI:10.1037/0022-3514.89.6.925

Laukka P., Elfenbein H.A. Cross-cultural emotion recognition and in-group advantage in vocal ex-pression: A meta-analysis. Emotion Review, 2021, 13(1), 3–11. DOI:10.1177/1754073919897295

Lyusin D.V. The Strategies of Information Processing During Emotion Recognition. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2007, 4(4), 140–148. (in Russian)

Pirzadeh A., Pfaff M.S. Emotion Expression under Stress in Instant Messaging. Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting, 2012, 56(1), 493–497. DOI:10.1177/1071181312561051

Planalp S., DeFrancisco V.L., Rutherford D. Varieties of cues to emotion in naturally occurring situa-tions. Cognition and Emotion, 1996, 10(2), 137–153. DOI:10.1080/026999396380303

Riordan M.A., Kreuz R.J. Cues in computer-mediated communication: A corpus analysis. Computers in Human Behavior, 2010, 26(6), 1806–1817. DOI:10.1016/j.chb.2010.07.008

Riordan M.A., Trichtinger L.A. Overconfidence at the keyboard: Confidence and accuracy in inter-preting affect in e‐mail exchanges. Human Communication Research, 2017, 43(1), 1–24. DOI:10.1111/hcre.12093

Stinson L., Ickes W. Empathic accuracy in the interactions of male friends versus male strangers. Journal of Personality and Social Psychology, 1992, 62(5), 787–797. DOI:10.1037/0022-3514.62.5.787

Tidwell L.C., Walther J.B. Computer-mediated communication effects on disclosure, impressions, and interpersonal evaluations: Getting to know one another a bit at a time. Human Communication Re-search, 2022, 28(3), 317–348. DOI:10.1111/j.1468-2958.2002.tb00811.x

van Kleef G.A., Côté S. The Social Effects of Emotions. Annual review of psychology, 2022, 73, 629–658. DOI:10.1146/annurev-psych-020821-010855

Walther J.B. Interpersonal effects in computer-mediated interaction: A relational perspective. Commu-nication Research, 1992, 19(1), 52–90. DOI:10.1177/009365092019001003

Walther J.B., Tidwell L.C. Nonverbal cues in computer‐mediated communication, and the effect of chronemics on relational communication. Journal of Organizational Computing, 1995, 5(4), 355–378. DOI:10.1080/10919399509540258

Witkower Z., Tracy J.L. Bodily communication of emotion: Evidence for extrafacial behavioral ex-pressions and available coding systems. Emotion Review, 2019, 11(2), 184–193. DOI:10.1177/1754073917749880

Zhang F., Parmley M. What your best friend sees that I don’t see: Comparing female close friends and casual acquaintances on the perception of emotional facial expressions of varying intensities. Person-ality and Social Psychology Bulletin, 2011, 37(1), 28–39. DOI:10.1177/0146167210388194

Опубликован

24.03.2025

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования

Как цитировать

Признаки и приемы, используемые для определения настроения собеседника при текстовой коммуникации в мессенджерах. (2025). Психологические исследования, 17(98), 6. https://doi.org/10.54359/ps.v17i98.1713

Похожие статьи

1-10 из 955

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.