Отношение к глобальным рискам у геймеров с разным предпочитаемым типом компьютерных игр

Авторы

  • Тимофей Нестик

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.251

Ключевые слова:

компьютерные игры, геймеры, постапокалиптические игры, глобальные риски, социальное доверие, отношение к личной смерти

Аннотация

На основе обзора исследований, посвященных воздействию кинематографических образов глобальных катастроф на отношение личности к изменению климата, делается вывод о том, что они повышают озабоченность глобальными рисками, но при этом могут снижать оценку их вероятности. Проведен анализ психологических особенностей компьютерных игр, действие которых разворачивается после глобальной катастрофы. Представлены результаты трех поисковых исследований отношения геймеров к глобальным рискам (N = 547, N = 503, N = 291). Показано, что опыт игры в компьютерные игры обратно связан с тревогой по поводу глобальных рисков и ценностью выживания человечества. Тем не менее сопоставление выделенных нами типов игровых предпочтений показывает, что геймеры, играющие в постапокалиптические игры, характеризуются более высокой озабоченностью глобальными рисками и социальным пессимизмом. Они более готовы участвовать в предотвращении глобальных рисков, но при этом более склонны верить в то, что глобальную катастрофу можно пережить, если подготовиться к ней заранее. Погружение в игровой постапокалиптический мир облегчает геймерам оценку вероятности глобальных рисков, но затрудняет оценку серьезности их последствий, оставляя надежду на выживание. Геймеры, предпочитающие многопользовательские онлайн-игры, отличаются более высоким оптимизмом в отношении будущего человечества, менее склонны к игнорированию глобальных рисков и менее подвержены страху личной смерти, что может быть связано с их опытом успешного создания альянсов для решения сложных социальных задач. Намечены перспективные направления исследований влияния компьютерных игр на просоциальные установки личности и отношение к глобальным рискам.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Тимофей Нестик

Нестик Тимофей Александрович. Доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии, Институт психологии Российской Академии наук, ул. Ярославская, д. 13, 129366 Москва, Россия E-mail: nestik@ipras.ru,

Литература

Avetisova A.A. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2011, 8(4), 35–58. (in Russian)

Baeva L.V. Informatsionnoe obshchestvo, 2014, Vol. 2, 27–34. (in Russian)

Beattie G., Sale L., McGuire L. Aninconvenienttruth? Can a film really affect psychological mood and our explicit attitudes towards climate change? Semiotica, 2011, Vol. 187, 105–125.

Bianco K. What if video games could help fight climate change? No, really. Wired, 2018. https://www.wired.co.uk/article/climate-change-game-design-simcity-civilisation.

Bogacheva N.V., Voiskunskii A.E. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2015, 12(1), 29–53. (in Russian)

Bogacheva N.V., Voiskunskii A.E. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya, 2017, 6(4), 29–40. (in Russian)

Carter M., Gibbs M., Wadley G. Death and Dying in Day Z. Proceedings of The 9th Australasian Conference on Interactive Entertainment: Matters of Life and Death, Melbourne, 2013, 22, 1–6.

Chistopol'skaya K.A., Mitina O.V., Enikolopov S.N., Nikolaev E.L., Semikin G.I., Ozol S.N., Chubina S.A. Suitsidologiya, 2017, 8(4), 43–55. (in Russian)

D'Olimpio L., Beard M., Stokes P. Philosophy and Fallout 4: what’s the appeal of the post-apocalypse? The Conversation, 2015. http://theconversation.com/philosophy-and-fallout-4-whats-the-appeal-of-the-post-apocalypse-50759

Flynn-Jones E. Don't Forget to Die: A Software Update is Available for the Death Drive. In: T. Mortensen, J. Linderoth, A. Brown (Eds.), The Dark Side of Game Play. London: Routledge, 2015. pp. 50–66.

Hornsey M.J., Harris E.A., Bain P.G., Fielding K.S. Meta-analyses of the determinants and outcomes of belief in climate change. Nature Climate Change, 2016, 6 (6), 622–626.

Kellstedt P., Zahran S.M., Vedlitz A. Personal efficacy, the information environment, and attitudes toward global warming and climate change in the United States. Risk Analysis, 2008, Vol. 28, 113–126.

Klastrup L. Why Death Matters: Understanding Gameworld Experience. Journal of Virtual Reality and Broadcasting, 2007, 4(3). https://www.jvrb.org/past-issues/4.2007/1022/420073.pdf

Klopotova E.E., Kuznetsova T.Yu. Ispol'zovanie «ser'eznykh» komp'yuternykh igr v obrazovatel'noi rabote s det'mi. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya, 2017, 6(4), 41–45. (in Russian)

Kulagina I.Yu., Senkevich L.V. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2013, Vol. 4, 58–65. (in Russian)

Logvinov I.N., Sarychev S.V., Logvinova M.I., Logvinova T.I. Uchenye zapiski, 2013, 3(27), 262–269. (in Russian)

Lowe T., Brown K., Dessai S., de França Doria M., Haynes L., Vincent K. Does tomorrow ever come? Disaster narrative and public perceptions of climate change. Public Understanding of Science, 2006, 15 (4), 435–457. https://doi.org/10.1177/0963662506063796

McGreavy B., Lindenfeld L. Entertaining our way to engagement? Climate change films and sustainable development values. International Journal of Sustainable Development, 2014, 17(2), 123–136.

Meya J.N., Eisenack K. Effectiveness of gaming for communicating and teaching climate change. THESys Discussion Paper, 2017, Vol. 3, 1–31. https://www.iri-thesys.org/discussion-papers/paper-pdfs/discussion-paper-11_meya_eisenack-final-small.pdf

Moon H.-J. The Post-Apocalyptic Turn: A Study of Contemporary Apocalyptic and Post-Apocalyptic Narrative. Theses and Dissertations. The University of Wisconsin-Milwaukee, 2014.

Nestik T.A. PhD dissertation (Psychology). Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, Moscow, 2015. (in Russian)

Nestik T.A., Zhuravlev A.L. Psikhologicheskii zhurnal, 2018, 39(1), 127–138. (in Russian)

Pichlmair M. Assembling a Mosaic of the Future: The Post-Nuclear World of Fallout 3. Eludamos. Journal for Computer Game Culture, 2009, 3(1), 107–113.

Poole S. Why video games are obsessed with the apocalypse. BBC Future, 2017. http://www.bbc.com/future/story/20170815-why-video-games-are-obsessed-with-the-apocalypse

Rubtsova O.V., Panfilova A.S., Artemenkov S.L. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2018, 23(1), 137–148. (in Russian)

Schmid U. Post-Apocalypse, Intermediality and Social Distrust in Russian Pop Culture. Russian analytical digest, 2013, Vol. 126. http://www.css.ethz.ch/content/dam/ethz/special-interest/gess/cis/center-for-securities-studies/pdfs/RAD-126-2-5.pdf

Shafer D.M. Moral Choice in Video Games: An Exploratory Study. Media Psychology Review, 2012, 5(1). http://mprcenter.org/review/shafermoralchoicegames/

Shafer D.M., Janicke S., Seibert J. Judgment and Choice: Moral Judgment, Enjoyment and Meaningfulness in Interactive and Non-Interactive Narratives. IOSR. Journal of Humanities and Social Science, 2016, 21(8), 97–106.

Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Nestik T.A. Tsifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost' i bezopasnost' [Digital generation of Russia: competence and security]. Moscow: Smysl, 2017. (in Russian)

Steinemann S.T., Iten G.H., Opwis K., Forde S.F., Frasseck L., Mekler E.D. Interactive Narratives Affecting Social Change. A Closer Look at the Relationship Between Interactivity and Prosocial Behavior. Journal of Media Psychology, 2017, 29(1), 54–66.

Zhuravlev A.L., Nestik T.A., Sosnin V.A. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty geopoliticheskoi stabil'nosti i yadernogo sderzhivaniya v KhKhI veke [Socio-psychological aspects of geopolitical stability and nuclear deterrence in the twenty-first century]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2016. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 172

Опубликован

09.12.2018

Как цитировать

Нестик, Т. (2018). Отношение к глобальным рискам у геймеров с разным предпочитаемым типом компьютерных игр. Психологические исследования, 11(62). https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.251

Выпуск

Раздел

Статьи