Психологические особенности распознавания эмоций у дошкольников при разном уровне культурной конгруэнтности

Авторы

  • Резеда Попова
  • Лариса Баянова
  • Александр Веракса
  • Екатерина Кочеткова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.265

Ключевые слова:

распознавание эмоций, нормативная ситуация, культурная конгруэнтность, дошкольный возраст, NEPSY-II

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования распознавания эмоций у дошкольников при разном уровне соответствия их поведения инвариантным культурным правилам, типичным для данного возраста. В основу исследования была положена модель уровневой организации эмоциональной сферы, согласно которой ее последовательная дифференциация проходит экстернальный, ментальный и рефлексивный уровни. Тестовая батарея включала методики, позволяющие определить разные аспекты распознавания эмоций, в том числе субтесты тестовой батареи NEPSY – II. Исследование проводилось в 2017–2018 годах в детских садах Республики Татарстан. Выборку составили дошкольники в возрасте 5–6 лет (N = 225) и их матери (N = 225). В процессе исследования удалось выделить группы детей с разным уровнем культурной конгруэнтности и показать особенности распознавания эмоций у детей в данных группах. Было обнаружено, что точность распознавания эмоций по лицам (вне ситуативного контекста) в большей степени свойственна детям с высокой и низкой культурной конгруэнтностью. Эти же группы детей характеризовались более высоким уровнем тревоги в социальных ситуациях. В то же время точность распознавания определенных эмоций по лицевой экспрессии, а также распознавание и понимание эмоций других людей в контексте ситуации не показали достоверной связи с уровнем культурной конгруэнтности. Причем различие в понимании социального контекста ситуации и причин переживаемых эмоций между исследованными группами прослеживалось в виде тенденций и зависело от содержания предложенных детям ситуаций и того, как в конкретных ситуациях сочетались смысловые и эмоциональные аспекты.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Резеда Попова

Попова Резеда Равилевна. Старший преподаватель, кафедра педагогической психологии, Институт психологии и образования, Казанский федеральный университет, ул. Межлаука, д. 1, 420021 Казань, Россия. E-mail: rezedapopova@gmail.com

Лариса Баянова

Баянова Лариса Фаритовна. Доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии, Институт психологии и образования, Казанский федеральный университет, ул. Межлаука, д. 1, 420021 Казань, Россия. E-mail: balan7@yandex.ru

Александр Веракса

Веракса Александр Николаевич. Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125008 Москва, Россия. E-mail: veraksa@yandex.ru

Екатерина Кочеткова

Кочеткова Екатерина Александровна. Магистрант, Институт психологии и образования, Казанский федеральный университет, ул. Межлаука, д. 1, 420021 Казань, Россия. E-mail: katarina.fish@yandex.ru

Библиографические ссылки

Adolphs R. Recognizing emotion from facial expressions: Psychological and neurological mechanisms. Behavioural Cognitive Neuroscience, 2002, Vol. 1, 21–62. doi: 10.1177/1534582302001001003

Almazova O.V., Bukhalenkova D.A., Veraksa A.N. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2016, 4(24), 14–22. (in Russian)

Batty M., Taylor M.J. The development of emotional face processing during childhood. Developmental Science, 2006, 9(2), 207–220.

Bayanova L., Mustafin T. Factors of compliance of a child with rules in a Russian cultural context. European Early Childhood Education Research Journal, 2016, 24(3), 357–364. doi: 10.1080/1350293X.2016.1164394 (in Russian)

Bayanova L.F. Psikhologiya doshkol'nika v normativnoi situatsii [Psychology of the preschooler in the regulatory situation]. Kazan: Kazan. gos. universitet, 2017. (in Russian)

Bayanova L.F., Mustafin T.R. Filologiya i kul'tura, 2015, 3(41), 325–332. (in Russian)

Bodalev A.A. Lichnost' i obshchenie [Personality and communication]. Moscow: Pedagogika, 1983. (in Russian)

Cole P.M., Tan P.Z. Emotion socialization from a cultural perspective. In: J.E. Grusec, P.D. Hastings (Eds.), Handbook of socialization: Theory and research. New York, NY: Guilford Press, 2007. pp. 516–542.

De Gelder B., Huis in’t Veld E.M.J. Cultural differences in emotional expressions and body language. In: J.Y. Chiao, S.-Ch. Li, R. Seligman, R. Turner (Eds.), The Oxford handbook of cultural neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2016. pp. 223–237. doi: 10.1093/oxfordhb/9780199357376.013.16

De Sonneville L.M., Verschoor C.A., Njiokiktjien C., Op het Veld V., Toorenaar N., Vranken M. Facial identity and facial emotions: Speed, accuracy, and processing strategies in children and adults. Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology, 2002, 24(2), 200–213.

Denham S., Kochanoff A.T. Parental contributions to preschoolers’ understanding of emotion. Marriage and Family Review, 2002, Vol. 34, 311–343.

Denham S.A. Emotional development in children. New York, NY: Guildford Press, 1998.

Denham S.A., Caverly S., Schmidt M., Blair K.A., De Mulder E., Caal S., Hamada H., Mason T. Preschool understanding of emotions: Contributions to classroom anger and aggression. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2002, Vol. 43, 901–916.

Denham S.A., McKinley M., Couchoud E.A., Holt R. Emotional and behavioral predictors of preschool peer ratings. Child Development, 1990, Vol. 61, 1145–1152. doi: 10.2307/1130882

Dunsmore J.C., Halberstadt A.G. The dynamic cultural context of emotion socialization. In: J.A. Mancini, K.A. Roberto (Eds.), Pathways of human development: Explorations of change. Lanham: Lexington Books, 2009. pp. 171–190.

Durgel E.S., Leyendecker B., Yagmurlu B., Harwood R. Sociocultural influences on German and Turkish immigrant mothers' long-term socialization goals. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2009, Vol. 40, 834–852. doi: 10.1177/0022022109339210

Garner P.W., Waajid B. The associations of emotion knowledge and teacher-child relationships to preschool children’s school-related developmental competence. Journal of Applied Developmental Psychology, 2008, Vol. 29, 89–100.

Granskaya Yu.V. PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg State University, St. Petersburg, 1998. (in Russian)

Harris P.L. Children’s understanding of emotion. In: M. Lewis, J.M. Haviland-Jones, L.F. Barrett (Eds.), Handbook of emotions (3rd edition). New York, NY: Guilford Press, 2008. pp. 320–331.

Herba C., Phillips M. Annotation: Development of facial expression recognition from childhood to adolescence: Behavioural and neurological perspectives. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2004, 45(7), 1185–1198.

Izard C., Fine S., Schultz D., Mostow A., Ackerman B., Youngstrom E. Emotion knowledge as a predictor of social behavior and academic competence in children at risk. Psychology Science, 2001, Vol. 12, 18–23.

Karelina I.O. Razvitie ponimaniya emotsii v period doshkol'nogo detstva: psikhologicheskii rakurs [The development of understanding of emotions in the period of preschool childhood: a psychological perspective]. Praga: Sociosféra-CZ, 2017. (in Russian)

Kleinsmith A., De Silva P.R., Bianchi-Bcrthouzc N. Cross-cultural differences in recognizing affect from body posture. Interacting with Computers, 2006, Vol. 18, 1371–1389. doi: 10.1016/j.intcom.2006.04.003

Kohlberg L. My personal search for universal morality. In: L. Kuhmerker (Ed.), The Kohlberg legacy for the helping professions. Birmingham, AL: R.E.P. Books, 1991. pp. 11–17.

Korkman M., Kirk U., Kemp S.L. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation, 2007.

Leerkes E., Paradise M., O’Brien M., Calkins S.D., Lange G. Emotion and cognition processes in preschool children. Merrill-Palmer Quarterly, 2008, Vol. 54, 102–124.

Lemerise E.A., Arsenio W.F. An integrated model of emotion processes and cognition in social information processing. Child Development, 2000, Vol. 71, 107–118.

Listik E.M. PhD dissertation (Psychology). Moscow State University, Moscow, 2003. (in Russian)

Matsumoto D., Takeuchi S., Andayani S., Kouznetsova N., Krupp D. The contribution of individualism-collectivism to cross-national difference in display rules. Asian Journal of Social Psychology, 1998, Vol. 1, 147–165.

Meissner C.A., Brigham J.C. Thirty years of investigating the own-race bias in memory for faces – a meta-analytic review. Psychology Public Policy and Law, 2001, Vol. 7, 3–35. doi: 10.1037//1076-8971.7.1.3

Niedenthal P., Krauth-Gruber S., Ric F. Psychology of emotion: Interpersonal, experiential, and cognitive approaches. New York, NY: Psychology Press, 2006.

Pons F., Harris P.L. Rosnay M. Emotional comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization. European Journal of Developmental Psychology, 2004, 1(2), 127–152. doi: 10.1080/17405620344000022

Repina T.A. Voprosy psikhologii, 1960, Vol. 5, 115–124. (in Russian)

Rocha A.A., Roazzi A., Silva A.L., Candeias A.A., Minervino C.A., Roazzi M.M., Pons F. Test of emotion comprehension: Exploring the underlying structure through confirmatory factor analysis and similarity structure analysis. In: A. Roazzi, B.C. de Souza, W. Bilsky (Eds.), Facet theory: Searching for structure in complex social, cultural and psychological phenomena. Recife: Editora UFPE, 2015. pp. 66–84.

Rogov E.L. Nastol'naya kniga prakticheskogo psikhologa: Uchebnoe posobie [Handbook of practical psychologist: Textbook.]. Moscow: VLADOS, 1999. (in Russian)

Saarni C. The Development of emotional competence. New York, NY: Guilford Press, 1999.

Shields A., Dickstein S., Seifer R., Giusti L., Magee K.D., Spritz B. Emotion competence and early school adjustment: A study of preschoolers at risk. Early Education and Development, 2001, Vol. 12, 73–96.

Sobkin V.S., Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A., Fedotova A.V., Khalutina U.A., Yakupova V.A. Psychology in Russia: State of the Art, 2016, 9(4), 106–122. (in Russian)

Soto J.A., Levenson R.W., Ebling R. Cultures of moderation and expression: Emotional experience, behavior, and physiology in Chinese Americans and Mexican Americans. Emotion, 2005, 5(2), 154–165. doi: 10.1037/1528-3542.5.2.154

Sventsitskaya Yu.A.. PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg State University, St. Petersburg, 1992. (in Russian)

Trentacosta C.J., Fine S.E. Emotion knowledge, social competence, and behavior problems in childhood and adolescence: A meta-analytic review. Social Development, 2010, Vol. 19, 1–29. doi:10.1111/j.1467-9507.2009.00543.x

Trentacosta C.J., Izard C.E. Kindergarten children’s emotion competence as a predictor of their academic competence in first grade. Emotion, 2007, Vol. 7, 77–88.

Veraksa A.N., Yakupova V.A., Almazova O.V., Bukhalenkova D.A., Rikel A.M. Teoriya i praktika, 2016, Vol. 6, 38–45. (in Russian)

Veraksa N.E. Peremeny, 2000, Vol. 1, 81–107. (in Russian)

Widen S.C., Russell J.A. Children acquire emotion categories gradually. Cognitive Development, 2008, Vol. 23, 291–312.

Wong S., Bond M.H., Rodriguez P.M. The influence of cultural value orientations on self-reported emotional expression across cultures. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2008, Vol. 39, 224–229. doi: 10.1177/0022022107313866

Опубликован

21.10.2018

Как цитировать

Попова, Р., Баянова, Л., Веракса, А., & Кочеткова, Е. (2018). Психологические особенности распознавания эмоций у дошкольников при разном уровне культурной конгруэнтности. Психологические исследования, 11(61). https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.265

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)