Опыт исследования индивидуально-психологических особенностей целеполагания и жизненного планирования
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i57.323Ключевые слова:
целеполагание, жизненное планирование, жизненная цель, система целей, диагностика жизненного планированияАннотация
Предлагается авторская методика (анкета) для изучения индивидуально-психологических особенностей целеполагания и жизненного планирования, описывается опыт ее использования. Анкета сочетает качественный и количественный подход и на основе анализа индивидуальных жизненных целей позволяет оценить такие характеристики целеполагания и жизненного планирования, как соотношение мечтаний, ожиданий и целей в картине будущего, временная удаленность целей, принадлежность к жизненным сферам, продуманность путей достижения, уровень значимости, источники возникновения, мотивационная основа, локус контроля целей, взаимосвязанность и противоречивость системы целей. Приводятся результаты исследования по апробации анкеты, проведенного с участием 176 взрослых в возрасте 18–48 лет. Результаты демонстрируют высокую индивидуальную вариативность всех изучаемых параметров. Тем не менее с помощью факторного анализа выявлены типы жизненного планирования: «Детализированная система целей, основанная на собственных потребностях», «Сторонние цели», «Долгосрочное планирование», «Внесрочное планирование», «Вынужденное планирование», «Умеренное планирование» (общая дисперсия факторов 66,3%). Выделенные типы имеют возрастную и гендерную специфику. В ранней взрослости, по сравнению со средней, преобладают долгосрочные, взаимосвязанные, противоречащие друг другу цели, а также цели, поставленные в результате восхищения, подражания и по совету (не основанные на собственных потребностях). Женщины больше обращены в будущее и характеризуются «тактическим планированием», тогда как мужчины – «стратегическим». Взрослым с высоким уровнем психологического благополучия свойственно ставить ясные, детализированные, высокозначимые цели, основанные на собственных потребностях и желаниях. Опыт применения методики подтверждает ее возможности в изучении индивидуально-психологических особенностей жизненного планирования как высоко вариативных, так и типологических; возрастной и гендерной специфики, а также характеристик целеполагания и планирования, соответствующих психологическому благополучию личности.
Скачивания
Литература
Abulkhanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni [Strategy of life]. Moscow: Mysl', 1991. (in Russian)
Abulkhanova K.A., Berezina T.N. Vremya lichnosti i vremya zhizni [Time of personality and life time]. St. Petersburg: Aleteiya, 2001. (in Russian)
Belugina M.A. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 2008, 4(57), 109–111. (in Russian)
Chuvgunova O.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(43), 11. http://psystudy.ru (in Russian)
Damon W., Menon J., Bronk K.C. The Development of Purpose During Adolescence. Applied Developmental Science, 2003, 7(3), 119–128.
Dmitrieva I.A. PhD dissertation (Psychology). Kazanskii (Privolzhskii) federal'nyi universitet, Kazan, 2011. (in Russian)
Hill P.I., Burrow A.L., Brandenberger J.W., Lapsley D.K., Quaranto J.C. Collegiate purpose orientations and well-being in early and middle adulthood. Journal of Applied Developmental Psychology, 2010, 31(2), 173–179. doi:10.1016/j.appdev.2009.12.001
Kalinin S.I. Taim-menedzhment. Praktikum po upravleniyu vremenem [Time management. Practical work]. St. Petersburg: Rech', 2006. (in Russian)
Kuzmina O.V. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2011, 6(20), 12. http://psystudy.ru (in Russian)
Leontiev A.N. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika, 1983. Vol. 2. (in Russian)
Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Metodological and theoretical problems of psychology]. Moscow: Nauka, 1984. (in Russian)
Malin H., Liauw I., Damon W. Purpose and Character Development in Early Adolescence. Journal of Youth and Adolescence, 2017, 46(6), 1200–1215. doi 10.1007/s10964-017-0642-3
Mariano J.M., Vaillant J.E. Youth purpose among the "greatest generation". The Journal of Positive Psychology, 2012, 4(7), 281–293. doi:10.1080/17439760.2012.686624
Massey E.K., Gebhardt W.A., Garnefski N. Adolescent goal content and pursuit: A review of the literature from the past 16 years. Developmental Review, 2008, 28(4), 421–460. doi.10.1016/j.dr.2008.03.002
Nuttin J. Motivatsiya, deistvie i perspektiva budushchego [Motivation, action and prospect of the future]. Moscow: Smysl, 2004. (in Russian)
Peisakhov N.M., Shevtsov M.N. Prakticheskaya psikhologiya [Practical psychology]. Kazan: Kazanskii gos. universitet, 1991. (in Russian)
Pletneva S.E., Manukyan V.R. Nauchnye issledovaniya vypusknikov fakul'teta psikhologii SPbGU, 2013, 1(1), 188–193. (in Russian)
Ruzaeva N.D., Manukyan V.R. Nauchnye issledovaniya vypusknikov fakul'teta psikhologii SPbGU, 2016, Vol. 4, 176–182. (in Russian)
Selezneva E.V., Melnichuk A.S. Mir psikhologii, 2009, No. 4, 215–223. (in Russian)
Sokhan L.V. In: L.V. Sokhan (Ed.), Zhizn' kak tvorchestvo [Life as creativity]. Kiev: Naukova dumka, 1985. pp. 56–89. (in Russian)