Особенности самоопределения на различных этапах профессионального развития

Авторы

  • Наталья Антонова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i53.370

Ключевые слова:

самоопределение, профессиональное развитие, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, ценности, тип идентичности

Аннотация

Анализируются особенности самоопределения на различных этапах профессионального развития. Выделены этапы профессионального развития в соответствии с классификацией Е.А.Климова, разработана методика оценки этапа профессионального развития. В качестве показателей особенностей самоопределения рассматриваются ценностно-мотивационный комплекс и тип профессиональной идентичности. В целом динамика профессионального развития коррелирует с возрастом, стажем и карьерным развитием. Показано, что процессы самоопределения нелинейно связаны с этапами профессионального развития: наиболее высокий уровень внутренней мотивации наблюдается на стадии «интернала», а не «наставника»; не подтвердилась гипотеза о доминировании достигнутого типа идентичности на высших этапах профессионального развития. В то же время обнаружено, что у людей, находящихся на этапах «наставник» и «авторитет», оказался выражен статус псевдоидентичности, а на этапе «мастер» – статус диффузной идентичности, что не согласуется с теоретической моделью и может свидетельствовать о негативных тенденциях личностного и профессионального развития. Достигнутая позитивная идентичность не доминирует ни на одном из этапов. Ценности самоутверждения наиболее выражены на ранних этапах профессионального развития, однако их значимость также повышается на этапе «наставник». Гипотеза о преобладании ценностей профессиональной самореализации на высших этапах профессионального развития не подтвердилась. Сделан вывод о необходимости модификации типологии этапов профессионального развития в соответствии с особенностями профессионализации в современном мире и дальнейшего исследования факторов профессиональной деформации на поздних этапах профессионального развития. Полученные результаты могут быть использованы в профориентационном и карьерном консультировании, а также при составлении программ оценки персонала.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Наталья Антонова

Антонова Наталья Викторовна. Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры организационной психологии, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: nvantonova@hse.ru

Литература

Antonova N.V. Voprosy Psikhologii, 1996, No. 1, 131–143. (in Russian)

Berne E. Transaktnyi analiz v psikhoterapii: sistemnaya individual'naya i sotsial'naya psikhoterapiya [Transactional Analysis in Psychotherapy: A Systematic Individual and Social Psychiatry]. Moscow: Akademicheskii proekt, 2006. (in Russian)

Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika [Pedagogics]. St. Petersburg: Piter, 2006. (in Russian)

Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York, NY: Plenum, 1985.

Elliot A.J., Covington M. Approach and Avoidance Motivation. Educational Psychology Review, 2001, 13(2), 73–92.

Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow: Progress, 1996. (in Russian)

Ginzburg M.R. Voprosy Psikhologii, 1994, No. 3, 43–54. (in Russian)

Hofstede G. Culture’s consequences: International differences in work-related values. Beverly Hills, CA: Sage, 1980.

Holland J.L. Making vocational choices: a theory of careers. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973.

Ivanova N.L. In: Konsul'tirovanie i kouching personala v organizatsii [Consultation and coaching of personnel in the organization]. Moscow: Yurait, 2015. pp. 155–231. (in Russian)

Ivanova N.L., Kotova S.A. Uchenye zapiski Pedagogicheskogo instituta Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.G.Chernyshevskogo. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika, 2010, No. 3, 3–10. (in Russian)

Ivanova N.L., Zverev D.A. Psikhologiya obucheniya, 2014, No. 12, 94–108. (in Russian)

Klimov E.A. Vvedenie v psikhologiyu truda [Introduction to Industrial psychology]. Moscow: Kul'tura i sport, 1988. (in Russian)

Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Rostov-on-Don: Feniks, 1996. (in Russian)

Pavlova A.M. Mir psikhologii, 2005, No. 1, 170–176. (in Russian)

Pavlova A.M. Psikhologiya truda [Industrial psychology]. Ekaterinburg: Ros. gos. prof.-ped. universitet, 2008. (in Russian)

Pryazhnikov N.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie [Professional and personal self-determination]. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1996. (in Russian)

Pryazhnikov N.S. Psikhologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva [Industrial psychology and human dignity]. Moscow: Akademiya, 2003. (in Russian)

Rokeach M. The nature of human values. New York, NY: Free Press, 1973.

Schwartz S.H. Mapping and interpreting cultural differences around the world. In: H. Vinken, J. Soeters, P. Ester (Eds.), Comparing cultures, dimensions of culture in a comparative perspective. Leiden, The Netherlands: Brill, 2004. pp. 43–73.

Shneider L.B. Professional'naya identichnost' [Professional identity]. Moscow: MOSU, 2001. (in Russian)

Zeer E.F. Psikhologiya professii [Psychology of professions]. Moscow: Akademicheskii proekt, 2003. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 88

Опубликован

29.06.2017

Как цитировать

Антонова, Н. (2017). Особенности самоопределения на различных этапах профессионального развития. Психологические исследования, 10(53). https://doi.org/10.54359/ps.v10i53.370

Выпуск

Раздел

Статьи