Особенности самоопределения на различных этапах профессионального развития

Авторы

  • Наталья Антонова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i53.370

Ключевые слова:

самоопределение, профессиональное развитие, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, ценности, тип идентичности

Аннотация

Анализируются особенности самоопределения на различных этапах профессионального развития. Выделены этапы профессионального развития в соответствии с классификацией Е.А.Климова, разработана методика оценки этапа профессионального развития. В качестве показателей особенностей самоопределения рассматриваются ценностно-мотивационный комплекс и тип профессиональной идентичности. В целом динамика профессионального развития коррелирует с возрастом, стажем и карьерным развитием. Показано, что процессы самоопределения нелинейно связаны с этапами профессионального развития: наиболее высокий уровень внутренней мотивации наблюдается на стадии «интернала», а не «наставника»; не подтвердилась гипотеза о доминировании достигнутого типа идентичности на высших этапах профессионального развития. В то же время обнаружено, что у людей, находящихся на этапах «наставник» и «авторитет», оказался выражен статус псевдоидентичности, а на этапе «мастер» – статус диффузной идентичности, что не согласуется с теоретической моделью и может свидетельствовать о негативных тенденциях личностного и профессионального развития. Достигнутая позитивная идентичность не доминирует ни на одном из этапов. Ценности самоутверждения наиболее выражены на ранних этапах профессионального развития, однако их значимость также повышается на этапе «наставник». Гипотеза о преобладании ценностей профессиональной самореализации на высших этапах профессионального развития не подтвердилась. Сделан вывод о необходимости модификации типологии этапов профессионального развития в соответствии с особенностями профессионализации в современном мире и дальнейшего исследования факторов профессиональной деформации на поздних этапах профессионального развития. Полученные результаты могут быть использованы в профориентационном и карьерном консультировании, а также при составлении программ оценки персонала.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Наталья Антонова
    Антонова Наталья Викторовна. Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры организационной психологии, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: nvantonova@hse.ru

Библиографические ссылки

Antonova N.V. Voprosy Psikhologii, 1996, No. 1, 131–143. (in Russian)

Berne E. Transaktnyi analiz v psikhoterapii: sistemnaya individual'naya i sotsial'naya psikhoterapiya [Transactional Analysis in Psychotherapy: A Systematic Individual and Social Psychiatry]. Moscow: Akademicheskii proekt, 2006. (in Russian)

Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika [Pedagogics]. St. Petersburg: Piter, 2006. (in Russian)

Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York, NY: Plenum, 1985.

Elliot A.J., Covington M. Approach and Avoidance Motivation. Educational Psychology Review, 2001, 13(2), 73–92.

Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow: Progress, 1996. (in Russian)

Ginzburg M.R. Voprosy Psikhologii, 1994, No. 3, 43–54. (in Russian)

Hofstede G. Culture’s consequences: International differences in work-related values. Beverly Hills, CA: Sage, 1980.

Holland J.L. Making vocational choices: a theory of careers. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973.

Ivanova N.L. In: Konsul'tirovanie i kouching personala v organizatsii [Consultation and coaching of personnel in the organization]. Moscow: Yurait, 2015. pp. 155–231. (in Russian)

Ivanova N.L., Kotova S.A. Uchenye zapiski Pedagogicheskogo instituta Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.G.Chernyshevskogo. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika, 2010, No. 3, 3–10. (in Russian)

Ivanova N.L., Zverev D.A. Psikhologiya obucheniya, 2014, No. 12, 94–108. (in Russian)

Klimov E.A. Vvedenie v psikhologiyu truda [Introduction to Industrial psychology]. Moscow: Kul'tura i sport, 1988. (in Russian)

Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Rostov-on-Don: Feniks, 1996. (in Russian)

Pavlova A.M. Mir psikhologii, 2005, No. 1, 170–176. (in Russian)

Pavlova A.M. Psikhologiya truda [Industrial psychology]. Ekaterinburg: Ros. gos. prof.-ped. universitet, 2008. (in Russian)

Pryazhnikov N.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie [Professional and personal self-determination]. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1996. (in Russian)

Pryazhnikov N.S. Psikhologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva [Industrial psychology and human dignity]. Moscow: Akademiya, 2003. (in Russian)

Rokeach M. The nature of human values. New York, NY: Free Press, 1973.

Schwartz S.H. Mapping and interpreting cultural differences around the world. In: H. Vinken, J. Soeters, P. Ester (Eds.), Comparing cultures, dimensions of culture in a comparative perspective. Leiden, The Netherlands: Brill, 2004. pp. 43–73.

Shneider L.B. Professional'naya identichnost' [Professional identity]. Moscow: MOSU, 2001. (in Russian)

Zeer E.F. Psikhologiya professii [Psychology of professions]. Moscow: Akademicheskii proekt, 2003. (in Russian)

Опубликован

29.06.2017

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Особенности самоопределения на различных этапах профессионального развития. (2017). Психологические исследования, 10(53). https://doi.org/10.54359/ps.v10i53.370

Похожие статьи

1-10 из 320

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.