Особенности межличностных отношений как фактор становления языковой компетенции в среднем школьном возрасте в норме и при патологии

Авторы

  • Дмитрий Чернов
  • Светлана Фролова
  • Людмила Шаль
  • Мария Эрнандес-Хименес

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i53.372

Ключевые слова:

межличностные отношения, минимальная мозговая дисфункция, речь, средний школьный возраст, язык, языковая компетенция

Аннотация

Проведено исследование особенностей межличностных отношений как фактора становления языковой компетенции в среднем школьном возрасте в норме и при патологии. Для изучения языковой компетенции использовались тесты на знание лексики, грамматики, фонетики русского языка, на знание английского языка. С целью исследования чувства языка разработана методика на основе текста «Случай с Оливером» Р.М.Фрумкиной. Текст содержит слова, в которых корневые морфемы заменены на бессмысленные звукосочетания, но сохранены грамматические связи с другими словами. Оценивалась семантическая и грамматическая точность переводов на русский язык. Межличностные отношения ребенка оценивались с помощью методики «Фильм-тест» Р.Жиля и метода социометрии. Нормативную выборку составили 26 детей в возрасте 12–13 лет, обучающихся в одном классе общеобразовательной школы. В экспериментальную выборку включены 18 детей с диагнозом «минимальная мозговая дисфункция» того же возраста, обучающихся в одном классе. В отличие от группы нормы, у детей с отклонениями в развитии наблюдается низкий уровень языковой компетенции и слабая структурная связанность различных ее компонентов, некритичность к собственной речевой деятельности, негативное эмоциональное отношение к языковым занятиям. Педагог не воспринимается как помощник в преодолении возникших трудностей. Напротив, любознательность, ориентация на взаимодействие с учителем – положительно, а конфликтность и стремление к одиночеству – отрицательно связаны с показателями языковой компетенции и отношения к ситуации языкового обучения в группе нормы. Излишне тесные взаимоотношения детей из экспериментальной группы с родителями создают неблагоприятные условия для их погружения в процесс обучения. В норме позитивные взаимоотношения в учебной группе и принятие ребенка ее членами создают социально-психологические условия для оптимизации языкового обучения. Результаты указывают на дефицит социально-психологической работы с детьми с отклонениями в развитии, способствующей созданию оптимальных обучающих условий.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Дмитрий Чернов

Чернов Дмитрий Николаевич. Кандидат психологических наук, доцент, профессор, кафедра общей психологии и педагогики, психолого-социальный факультет, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова, ул. Островитянова, д. 1, 117997 Москва, Россия. E-mail: chernov_dima@mail.ru

Светлана Фролова

Фролова Светлана Валериевна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии и педагогики, психолого-социальный факультет, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова, ул. Островитянова, д. 1, 117997 Москва, Россия. E-mail: frolova-s80@mail.ru

Людмила Шаль

Шаль Людмила Георгиевна. Ассистент, кафедра клинической психологии, психолого-социальный факультет, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова, ул. Островитянова, д. 1, 117997 Москва, Россия. E-mail: larionova@ya.ru

Мария Эрнандес-Хименес

Эрнандес-Хименес Мария Сергеевна. Студент, психолого-социальный факультет, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова, ул. Островитянова, д. 1, 117997 Москва, Россия. E-mail: aelitka@mail.ru

Библиографические ссылки

Bozhovich E.D. Uchitelyu o yazykovoi kompetentsii shkol'nikov. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty yazykovogo obrazovaniya [To the teacher about language competence of school students. Psychology and pedagogical aspects of language education]. Moscow: MODEK, 2002. (in Russian)

Bozhovich E.D. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2006, No. 3, 114–119. (in Russian)

Bozhovich E.D. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2008, No. 4, 91–99. (in Russian)

Chernov D.N. Sotsiokul'turnaya obuslovlennost' stanovleniya yazykovoi kompetentsii [Sociocultural conditionality of formation of language competence]. Moscow: TEZAURUS, 2014. (in Russian)

Critchley M., Critchley E.A. Dyslexia defined. London: Heinemann Medical, 1978.

Frumkina R.M. Psikholingvistika: uchebnik dlya stud. uchrezhdenii vyssh. prof. obrazovaniya [Psycholinguistics]. Moscow: Akademiya, 2014. (in Russian)

Gilyasheva I.P., Ignat'eva N.D. Metodika issledovaniya mezhlichnostnykh otnoshenii rebenka: metod. posobie [Methods of a research of the interpersonal relations of the child]. Moscow: Folium, 1994. Vol. 7. (in Russian)

Glezerman T.B. Mozgovye disfunktsii u detei [Brain dysfunctions at children]. Moscow: Nauka, 1983. (in Russian)

Johnson C.J., Beitchman J.H., Brownlie E.B. Twenty-year follow-up of children with and without speech-language impairments: family, educational, occupational, and quality of life outcomes. American Journal of Speech-Language Pathology, 2010, 19(1), 51–65.

Larsson J.O., Aurelius G., Nordberg L., Rydelius P.A., Zetterström R. Screening for minimal brain dysfunction (MBD/DAMP) at six years of age: results of motor test in relation to perinatal conditions, development and family situation. Acta Paediatrica, 1995, 84(1), 30–36.

Mohr-Jensen C., Vinkel Koch S., Briciet Lauritsen M., Steinhausen H.C. The validity and reliability of the diagnosis of hyperkinetic disorders in the Danish Psychiatric Central Research Registry. European Psychiatry, 2016, No. 35, 16–24.

Moreno-De-Luca A., Myers S.M., Challman T.D., Moreno-De-Luca D., Evans D.W., Ledbetter D.H. Developmental brain dysfunction: revival and expansion of old concepts based on new genetic evidence. Lancet Neurology, 2013, 12(4), 406–414.

Schoon I., Parsons S., Rush R., Law J. Children's language ability and psychosocial development: a 29-year follow-up study. Pediatrics, 2010, 126(1), 73–80.

Tantsura L.M., Pylypets O.Y., Tretiakov D.V., Trembovetska O.V. Improvement of approaches to diagnosis early manifestations of minimal brain dysfunction in children and prevention of its development. International Scientific and Practical Conference World Science, 2016, 4(11), 43–47.

Trgesoglava Z. Legkaya disfunktsiya mozga v detskom vozraste [Mild brain dysfunction at children's age]. Moscow: Meditsina, 1986. (in Russian)

Tsygankova N.I. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Rossiiskii gos. ped. universitet im. A.I.Gertsena, St. Petersburg, 2012. (in Russian)

Tustin K., Gimeno H., Morton E., Marsden J. Rater reliability and scoring duration of the Quality Function Measure in ambulant children with hyperkinetic movement disorders. Developmental Medicine and Child Neurology, 2016, 58(8), 822–828.

Uspenskii L. Slovo o slovakh. Ty i tvoe imya [Word about words. You and your name]. Leningrad.: Lenizdat, 1962. (in Russian)

Van Agt H., Verhoeven L., Van Den Brink G., De Koning H. The impact on socio-emotional development and quality of life of language impairment in 8-year-old children. Developmental Medicine and Child Neurology, 2011, 53(1), 81–88.

Yaremenko B.R., Yaremenko A.B., Goryainova T.B. Minimal'nye disfunktsii golovnogo mozga u detei [The minimal brain dysfunctions at children]. St. Petersburg: Salit-Medkniga, 2002. (in Russian)

Yasyukova L.A. Optimizatsiya obucheniya i razvitiya detei s minimal'nymi mozgovymi disfunktsiyami [Optimization of education and development of children with the minimal brain dysfunctions]. St. Petersburg: IMATON, 1997. (in Russian)

Опубликован

25.06.2017

Как цитировать

Чернов, Д., Фролова, С., Шаль, Л., & Эрнандес-Хименес, М. (2017). Особенности межличностных отношений как фактор становления языковой компетенции в среднем школьном возрасте в норме и при патологии. Психологические исследования, 10(53). https://doi.org/10.54359/ps.v10i53.372

Выпуск

Раздел

Статьи