Внутренняя картина опыта саморазвития

Авторы

  • Мария Щукина

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.390

Ключевые слова:

личность, саморазвитие, опыт, внутренняя картина, качественный анализ

Аннотация

Статья выполнена в русле нового самостоятельного направления психологической науки и практики – психологии саморазвития, призванной раскрыть возможности человека по самоорганизации и самоуправлению с помощью имеющихся у него психических ресурсов для раскрытия и реализации его личностного и интеллектуального потенциала. Описано исследование, посвященное реконструкции внутренней картины этапов проживания опыта саморазвития личности. Отмечается нереализованность потенциала качественных методов современной психологической науки для воссоздания системы представлений личности о себе в процессе самоуправляемого изменения изнутри этого процесса. Представлен качественный анализ самоописания респондентами (n = 35) опыта саморазвития – сознательного и целенаправленного построения или изменения «Я» на жизненном пути. Реконструирована внутренняя картина организации и реализации работы над собой. Выделены основные этапы прохождения процесса саморазвития: 1) осознание и негативная оценка исходной ситуации в системе «Я» или «Я в ситуации» (проблемная ситуация); 2) состояние лиминальности: предельности негативных переживаний, осознания невозможности мириться с ними; 3) принятие решения о самоизменении, сопровождающееся осознанием направления и смысла грядущего изменения; 4) выработка плана действий – подбор приемов и средств для самоизменения; 5) реализация разработанного плана с указанием на значимость поддержки ближайшего социального окружения, элементов внутренней борьбы и предпринимаемых усилий по ее преодолению и последовательной реализации проекта самоизменения; 6) оценка результатов саморазвития с преобладанием констатации позитивности произведенных изменений; 7) состояние ресурсности приобретенного опыта для дальнейшего жизненного пути. Представлены феноменологические иллюстрации названных этапов из протоколов респондентов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Мария Щукина

Щукина Мария Алексеевна. Доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей, возрастной и дифференциальной психологии, факультет прикладной психологии, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 12 линия Васильевского острова, 13 А, 199178 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: corr5@mail.ru

Библиографические ссылки

Almayev N.A. Primeneniye kontent-analiza v issledovaniyakh lichnosti: Metodicheskiye voprosy [Application of content analysis in personality research: Methodological issues]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2012. (in Russian)

Brandtstädter J. The self in action: Cultural, biosocial, and ontogenetic bases of intentional self-development. In: J. Brandtstädter, R. Lerner (Eds.), Action and self-development: Theory and research through the life span. Thousand Oaks, CA: Sage, 1999. pp. 37–67.

Lee M. Who Am I? Self-development in Organisations. In: M. Pearn (Ed.), Individual Differences and Development in Organisations. New York, NY: John Wiley and Sons, 2002. pp. 17–34.

Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya [Basics of self-knowledge and self-development]. Moscow: Akademiya, 2002. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskiye Issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Nizovskikh N.A. Chelovek kak avtor samogo sebya: psikhosemanticheskoye issledovaniye zhiznennykh printsipov v strukture samorazvivayushcheysya lichnosti [Man, as the author himself: Psychosemantic research vital principles in the structure of self-developing personality]. Moscow: Smysl, 2007. (in Russian)

Nikiforov G.S. Vestnik LGU, 1985, No. 27, 49–55. (in Russian)

Patyayeva Ye.YU. Psikhologicheskiye Issledovaniya, 2015, 8(41), 9. http://psystudy.ru (in Russian)

Pappas E. Creative problem solving in engineering design. Proceedings of the American Society of Engineering Education (ASEE) Southeastern Section Meeting, 2002, Vol. 12, 135–147.

Popov L.M. Psikhologiya samodeyatel'nogo tvorchestva studentov [Psychology of amateur creativity of students]. Kazan: KGU, 1990. (in Russian)

Popov L.M. Chelovek — sub"yekt razvitiya i samorazvitiya [The man - the subject of development and self-development]. Kazan: KGU, 2004. (in Russian)

Prochaska J.O., DiClemente С.С. Transtheoretical therapy: Toward a more integrative model of change. Psychotherapy. Theory, Research and Practice, 1982, Vol. 19, 276–288.

Tkhostov A.SH. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 1994, No. 2, 3–13. (in Russian)

Sapogova Ye.Ye. Territoriya vzroslosti: Gorizonty samorazvitiya vo vzroslom vozraste [The territory of adulthood: Horizons of self-development in adulthood]. Moscow: Genezis, 2016. (in Russian)

Shchukina M.A. In: Psikhologiya samorazvitiya cheloveka: materialy tret'yey Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. Kirov: VyatGGU, 2011. pp. 35–38. (in Russian)

Shchukina M.A. Psikhologiya samorazvitiya lichnosti [The psychology of personal self-development]. St. Petersburg: S.-Peterb. gos. universitet, 2015. (in Russian)

Опубликован

19.04.2017

Как цитировать

Щукина, М. (2017). Внутренняя картина опыта саморазвития. Психологические исследования, 10(52). https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.390

Выпуск

Раздел

Статьи